Орг. соц. психология 33
Организационная социальная психология
Глава II. Зарубежная организационная социальная психология
ные, так и в послереволюционные времена. Этому особенно способствует высокая дистанция власти, выраженная в принятии высокой степени неравенства между руководителем и подчиненным; коллективистский менталитет; высокий уровень избегания неопределенности; высокий уровень тревожности и агрессивности и низкий уровень маскулинности.
Важной заслугой патернализма является введение в организациях, и в частности на промышленных предприятиях, психотерапевтической помощи, системного психотерапевтическое подхода (треть крупных западных фирм содержит в своем штате психиатра, а большинство фирм имеет психологическую службу). Для углубления патерналистской идеи и установок на организацию как на собственную семью на многих предприятиях Запада введена новая должность -управляющий общественными проблемами организации (с середины 1980-х годов ее имели уже 1200 компаний). Подчеркнем, что патерналистская идея имеет яркую национальную окраску.
Описание патернализма в промышленности было бы абсолютно недостаточным, если бы мы не обратились к воплощению этой идеи в японской промышленности.
ЯПОНСКАЯ ШКОЛА
Психология людей связана с их культурой. Это учитывают в своей работе менеджеры многих стран. Так, система японского менеджмента основана на социальных^ ценностях и культурных традициях, принятых в этой стране. Японские менеджеры поддерживают традиционные ценности и национальные обычаи. Именно гармоничное ; сочетание современных методов, технологий, постоянное внедрение инноваций, с одной стороны, и традиционных ценностей и культуры взаимоотношений и идеи патернализма, с другой стороны, помогло японцам достигнуть социально-экономического процветания.
Правительство Японии после поражения во второй мировой войне и экономического хаоса ориентировалось на пять основных целей:
- создать широкий товарный рынок и устранить дефицит товаров;
- покончить с инфляцией, не прибегая к эмиссии денег;
- внедрить в жизнь принцип: более 50% собственности промыш
ленных предприятий должны принадлежать работающим на них людям;
- поддерживать отношения конкуренции между фирмами, но ог
раничить вмешательство государства в их деятельность;
- учитывать особенности национальной психологии японцев, в
частности принцип уважения к партнеру, проигравшему в конкурент
ной борьбе.
Территория Японии бедна природными ресурсами, особенно такими, как нефть и железная руда. Дефицит сырья заставляет японцев покупать его за рубежом. Для того чтобы получить денежные средства на закупку сырья, японцы вынуждены развивать свои производственные мощности, изобретать новые технологии и совершенствовать качество своей продукции. Современная японская экономика движется по схеме: импорт сырья - переработка - производство продукции - экспорт конечного продукта высокого качества. В послевоенной Японии национальным героем стал бизнесмен-экспортер вместо самурая-солдата.
Японские менеджеры создали собственную модель управления производством и обществом, заимствовав все самое ценное из общемировой теории и практики, прежде всего американской. Однако специфика японского менеджмента принципиально отличается от американского и характеризуется доминирующей ориентацией на человека. Сегодня японские менеджеры являются лучшими в мире специалистами по человеческим отношениям. Они учитывают и активно используют исторически сложившийся менталитет японского народа, такие национальные черты, как исключительное трудолюбие, высочайшая дисциплинированность, практицизм, взаимопомощь.
К числу наиболее важных ценностей японского общества можно отнести: обязанность (долг), сотрудничество и коллективизм. В сознании каждого японца глубоко заложено понимание своего долга перед всей нацией в целом. И менеджеры, и рабочие считают своим патриотическим долгом экономическое развитие страны. Японская культура основана на первичности интересов группы и вторичности интересов личности, и потому люди должны действовать сообща, сотрудничая друг с другом, для преуспевания всего общества. Коллективизм японцев проявляется в том, что они ограничивают свои личностные потребности во имя согласия и гармонии взаимоотношений с коллегами по ра-°оте. В японском языке есть слово «эмэ», не имеющее эквивалента в английском и обозначающее важность, ценность признания личности
Организационная социальная психология