ТЕМА 17. Организационная психология, инженерная психология и эргономика, их место в психологии труда.

1. Психология организации и ее основные понятия.

2.Основы инженерной психологии.

3. Эргономика.

4. Организационная культура

В условиях организации труд работников должен быть ориентированна единую цель.

Организация – широко понимаемый признак вещи или хода событий, рассматриваемый как состоящий из частей и способствующий успеху целого. Организация – система сознательно координируемой деятельности двух и более лиц.

Организационная культура. Компоненты:1. Мировоззрение – отношение к другим; 2. Культурные ценности - лидерство, качество, миссия фирмы;3.Характеристики поведения- ритуалы. церемонии, стереотипы; 4. нормы взаимоотношений; 5. психологический климат.

Уровни ( Е.Б. Моргунов) : мировоззренческий- этнический и

религиозный аспекты; культурно- ценностный : символы ( высказы-

зывания, произведения искусства, персонажи) организационная

мифология.

Свойства ОК : всеобщность, неформальность,устойчивость. Факторы внутренние: миссия и цели; стратегия развития; характер и содержание труда; квалификация и образованность; личность руководителя.

Факторы внешние : политические и экономические условия ;

национальные особенности и культура; классовые, этнические и

расовые различия; деловая среда.

Факторы первичные: руководство (отношение к работе и критике, критерии оценки сотрудников, стиль).

Факторы вторичные: структура управления, информационное обеспечение, дизайн, мифы.

Миссия фирмы ( М.Х.Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоурн )- основная общая цель, четко выраженная причина ее существования, детализирует статус фирмы, обеспечивает определение целей и стратегий. А также: включает информацию о задачах с точки зрения ее услуг, рынков и технологий; определяет рабочие принципы, характеризует организационную культуру.

Организационное поведение - особая форма активности субъекта в организации, отражающая сферу его отношений – взаимодействия со средой. Формула ОП: П = f ( I,E) ; П- поведение, функция природных свойств личности, обусловленная внешним окружением в результате социализации; I - особенности индивиды, его природные свойства и

характеристики; Е- среда, окружающая индивида, организации его окружающие; f – функция связи. ОП характеризуется причинность,

целенаправленность, мотивированность.

Организационные компоненты и феномены, их характеристика:

1. Виды организаций: по способу социальной организованности;

формальная, неформальная, внеформальная; форма собственности- государственные, частные, муниципальные; отношение к прибыли – коммерческие и некоммерческие; характер потребностей клиентов – индивидуальное, серийное и массовое производство; Форма отношений – корпоративные, индивидуалистические, эдхократические, партисипативные; характер существования- реальные и виртуальные.

2. Структура группы- схема взаимотношений( статусно- ролевыепрофессионально- квалификационные) между членами взависимости от должности: престиж, статус.

3. Статус – положение работника в соответствии с занимаемой

должностью: формальный, официальный или неформальный.

4. Авторитет- оценочная характеристика качеств личности со стороны

других. Виды: должностной, профессиональный, личный.

5. Роли- определенный набор действий и поведения , определяющийся

членством в группе и работой: знание , принятие и выполнение соответствующих функций. Виды: ожидаемые, воспринимаемые, предписанные; Люди выполняют неформальные роли группового поведения в соответствии со своими личными способностями и внутренним признанием: способный руководитель, генератор идей, интеллектуал, клоун, аутсайдер и т.д.

6. Групповые нормы - общепринятые стандарты, правила

индивидуального или группового поведения, сложившиеся в

результате взаимодействия: режим и отношение к работе, одежда.

7.Управление( менеджмент )- структура , функции,свойства.

Функции: планирование,организация, оценка,делегирование

полномочий, мотивация персонала, контроль.

Стили: демократический, либеральный, авторитарный, ситуатив-

ный,патернализм, смешанный.

Виды власти: принуждения, вознаграждения, экспертная, эталон-

ная, традиционная.

Цели руководителя( Б.Гурней): стремление к безопасности,

стремление к повышению жизненного уровня, стремление к

власти, к повышению престижа.

2.Предмет инженерной психологии- операторский труд рабочих и инженеров( В.П.Зинченко и В.М.Мунипов ), среди них: работающие с помощью автоматов (рабочие АСУ, операторы); работающие с помощью машин, станков, механизированного инструмента; работающие вручную при машинах и механизмах (подсобные рабочие , грузчики); работающие вручную с помощью немеханизированного

инструмента (ремонт, обслуживание).

Операторы: технологи, манипуляторы, наблюдатели, исследователи,руководители.

Особенности труда операторов:

- с увеличением техники увеличивается число объектов управления;

- развиваются системы дистанционного управления ( отдаление от

самих объектов);

- увеличивается сложность и скорость производственных процессов;

- изменяются условия;

- повышается степень автоматизации;

Режимы работы ( Ю.К.Стрелков): нормальные; аварийные ситуации;

стабилизация технологического процесса; режим устанавливается

самостоятельно.

Этапы работы оператора: 1. Прием и восприятие информации;

2.Оценка и переработка; 3. Принятие решения; 4. Реализация;

5. Проверка и коррекция.

Стратегии поведения: сделать вид. что ничего не случилось; приме-

нять стиль, привычный в трудных ситуациях; избегать трудных

ситуаций; применять новые стратегии.

Основные модели трудового действия: « субъект- действие- объект-

- окружающий мир». Основные характеристики : пространственные,

временные, энергетические. Модели действия: имитиционная Зигеля

и Вольфа; информационные и информационно-процессуальные;

линейные; кольцевые ( Н.А. Бернштейна); корреляционная.

Основные проблемы системы « Ч-К»:

- гигиенические,медицинские;

- высокая цена сбоев и ошибок;

- быстрая смена поколений ЭВМ;

- Сложности ремонта и обслуживания;

- Тотальное проникновение ЭВМ в частную жизнь;

- Компьютеризация человеческого мышления.

3. Эргономика (от греч. érgon — работа и nómos — закон), научная дисциплина, комплексно изучающая человека (группу людей) в конкретных условиях его (их) деятельности в современном производстве. Э. возникла в связи со значительным усложнением технических средств и условий их функционирования в современном производстве, существенным изменением трудовой деятельности человека, синтезированием в ней многих трудовых функций. Э.

- сформировалась на стыке наук — психологии, физиологии и гигиены труда, социальной психологии, анатомии и ряда технических наук. В условиях научно-технической революции резко возросли стоимость технических средств и "цена" ошибки человека при управлении сложными системами. Поэтому при проектировании новой и модернизации существующей техники особенно важно заранее и с максимально доступной полнотой учитывать возможности и особенности людей, которые будут ею пользоваться.

При решении такого рода задач необходимо согласовать между собой отд. рекомендации психологии, физиологии, гигиены труда, социальной психологии и т. п., соотнести их и увязать в единую систему требований к тому или иному виду трудовой деятельности человека.Человек, машина и окружающая их среда рассматриваются в эргономических исследованиях как сложная система. Основной объект исследования Э. — система "человек и машина"; Э. изучает характеристики человека, машины и среды, проявляющиеся в конкретных условиях их взаимодействия разрабатывает методы учета этих факторов при модернизации действующей и создании новой техники и технологии, изучает проблемы целесообразного распределения функций между человеком и машиной, функционирования человеко-машинных систем, определения критериев оптимизации таких систем с учетом возможностей и особенностей работающего человека (группы людей) и т. д. Ряд эргономических проблем связан с задачами производства технически сложных товаров широкого потребления, а также с проектированием рабочих мест и условий трудовой деятельности для лиц с пониженной трудоспособностью. Э. не только изучает, но и проектирует целесообразные варианты конкретных видов человеческой деятельности, связанных с использованием новой техники.

Методологическую базу Э. составляет системный подход. Он позволяет использовать в эргономическом исследовании в том или ином сочетании методы различных наук, на стыке которых возникают и решаются качественно новые проблемы изучения систем "человек и машина". Э. опирается на комплекс наук, предметом исследования которых является человек, и развивается в тесном взаимодействии с инженерной психологией, кибернетикой, системотехникой, исследованием операций, технической эстетикой, а также с научной организацией труда и охраной труда. Э. органически связана с художественным конструированием. Проблемы Э. разрабатываются коллективами специалистов, в состав которых в зависимости от характера решаемых задач могут входить психологи, физиологи, гигиенисты, антропологи, социологи, экономисты, математики, дизайнеры, архитекторы, инженеры. Первые исследования, с которыми непосредственно связывают зарождение Э., относят к 20-м гг. 20 в., когда в Великобритании, США, Японии и некоторых других странах физиологами, психологами, врачами и инженерами предпринимались попытки комплексного изучения человека в процессе трудовой

деятельности с целью максимального использования его физических и психологических возможностей и дальнейшей интенсификации труда. Термин "Э.", предложенный еще в 1857 польским естествоиспытателем В. Ястшембовским, получил широкое распространение после 1949, когда группа английских ученых во главе с К. Мареллом организовала Эргономическое исследовательское общество, с которым обычно связывают формирование Э. как самостоятельной научной дисциплины. С середины 50-х гг. Э. интенсивно развивается во многих странах мира: создана Международная эргономическая ассоциация (1961), в которой представлено свыше 30 стран; раз в 3 года проводятся международные конгрессы по Э.; в Международной организации по стандартизации образован технический комитет "Эргономика". В Великобритании с 1957 издается журнал "Ergonomics", ставший официальным органом Международной эргономической ассоциации, а также журналы "Applied Ergonomics" (с 1969) и "Ergonomics Abstracts" (с 1969); журналы эргономического профиля издаются также в Болгарии, Венгрии, США, Франции. В Великобритании, Канаде, Польше, Румынии, США, Франции, ФРГ и Японии разрабатываются учебные программы и ведется подготовка специалистов в области Э. в университетах и других высших учебных заведениях.В СССР развитие Э. связано с возникновением и становлением в 20—30-х гг. 20 в. научной организации труда (А. К. Гастев, П. М. Керженцев и др.). На основе комплексного изучения отдельных видов трудовой деятельности человека В. М. Бехтерев и В. Н. Мясищев разработали первую содержательную концепцию Э., которую тогда называли эргологией или эргонологией, и сформулировали положение об основных задачах Э. в социалистическом обществе. В социалистическом производстве человек рассматривается не только как работник, но и как творческая личность. Поэтому задачи Э. в социалистическом обществе определяются не только необходимостью повышения производительности труда и улучшения качества промышленной продукции, но прежде всего общественной потребностью в сохранении здоровья и развития личности работника. С 60-х гг. в СССР ведутся исследования по всем основным направлениям Э.; разработка эргономической проблематики и решение ее практических задач осуществляются во многих организациях и производственных предприятиях страны. Разработан комплекс стандартов общих эргономических требований к системам "человек — машина". Издается ежемесячный информационный бюллетень "Техническая эстетика", в котором освещаются вопросы теории, истории и современной практики Э. Всесоюзный НИИ технической эстетики издает научные труды и методические рекомендации по Э. В 1974 странами — членами СЭВ подписано соглашение о научно-техническом сотрудничестве в области Э.

4. Организационная культура.

Компоненты:

1. Мировоззрение – отношение к другим;

2. Культурные ценности - лидерство, качество, миссия фирмы;

3. Характеристики поведения: ритуалы, церемонии, стереотипы;

4. Нормы взаимоотношений;

5. Психологический климат.

Уровни (Е.Б. Моргунов): мировоззренческий (этнический и религиозный аспекты); культурно- ценностный: символы (высказывания, произведения искусства, персонажи), организационная мифология.

Свойства ОК: всеобщность, неформальность, устойчивость.

Факторы внутренние: миссия и цели; стратегия развития; характер и содержание труда; квалификация и образованность; личность руководителя;

Факторы внешние: политические и экономические условия ; национальные особенности и культура; классовые, этнические и расовые различия; деловая среда.

Факторы первичные: руководство (отношение к работе и критике, критерии оценки сотрудников, стиль). Факторы вторичные: структура управления, информационное обеспечение, дизайн, мифы.

Миссия фирмы (М.Х.Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоурн) - основная общая цель, четко выраженная причина ее существования, детализирует статус фирмы, обеспечивает определение целей и стратегий. А также: включает информацию о задачах с точки зрения услуг, рынков и технологий; определяет рабочие принципы, характеризует организационную культуру.

Организационное поведение (ОП) - особая форма активности субъекта в организации, отражающая сферу его отношений – взаимодействия со средой. Формула ОП: П = f ( I,E); П- поведение, функция природных свойств личности, обусловленных внешним окружением в результате социализации; I - особенности индивиды, его природные свойства и характеристики; Е- среда, окружающая индивида, окружающие организации; f – функция связи. ОП характеризуется причинность, целенаправленность, мотивированность.

Наши рекомендации