Психофизиологические методики. особый класс психодиагностических методов, выявляющих природные особенности
особый класс психодиагностических методов, выявляющих природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы. Индивидуальные различия, обусловленные свойствами нервной системы, не предопределяют психического содержания. Они находят свое проявление в формально-динамических особенностях психики и поведения человека (в быстроте, темпе, выносливости, работоспособности, помехоустойчивости и др.).
Репертуарные решетки
особый класс методик для изучения системы индивидуальных представлений, в котором в процессе диагностирования происходит заполнение матрицы (решетки) субъективными оценками определенной, предложенной психологом группы объектов(элементов).
Репрезентативность
представленность свойств более широкого множества объектов в свойствах подмножества.
Репрезентативная выборка
выборка испытуемых, вероятностные свойства которой должны совпадать или быть близкими к свойствам генеральной совокупности.
Рестандартизация
экспериментальное исследование, направленное на пересмотр тестовых норм, проводимое чаще всего вследствие переноса методики в социокультурную среду, отличную от той, для которой методика разрабатывалась, или по причине устаревания методики.
Рефлексия
процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.
Свойства нервной системы
природные, врожденные особенности нервной системы, влияющие на формирование индивидуальных форм поведения и некоторых индивидуальных различий способностей и характера.
Семантического дифференциала метод
один из способов построения субъективных семантических пространств, в котором измеряемые объекты (понятия, изображения, отдельные предметы и т. п.) оцениваются по ряду биполярных градуальных шкал, полюса которых заданы с помощью антонимов.Разработан в 1955 г. группой американских психологов во главе с Ч. Осгудом.
Сила нервной системы
свойство нервной системы, характеризующее ее функциональную выносливость, или работоспособность.
Социальная желательность
стремление испытуемого давать о себе социально одобряемую, желательную информацию, приводящее к ошибкам в постановке психологического диагноза.
Социально-психологический норматив
система требований, которые общество предъявляет к психическому развитию каждого из его членов; понятие введено К.М. Гуревичем.
Социометрия
метод изучения структуры группы путем взаимных оценок, которые дают члены группы друг другу по разнообразным критериям.
Способности
индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводящиеся к знаниям и навыкам и обусловливающие быстроту и легкость их приобретения.
Способности общие
способности, обеспечивающие успешность ряда основных, ведущих форм человеческой деятельности.
Способности специальные
индивидуально-психологические особенности, обеспечивающие успешность выполнения отдельных конкретных видов деятельности (музыкальной, математической, организаторской и т. д.).
Стандартизация
унификация процедуры проведения и оценки выполнения диагностического испытания.
Статистическая норма
средний диапазон значений на шкале измеряемого свойства. Нормой является близость значений к показателю, который характеризует статистически среднего индивида. При нормальном распределении статистическая норма описывается как среднее плюс/минус сигма, или стандартное отклонение.
Теоретическая валидизация методики
доказательство, что методика измеряет именно то свойство, качество, которое она по замыслу исследователя должна измерять.
Тесты
стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми.
Тесты достижений
тесты, направленные на оценку усвоения испытуемым конкретных знаний, умений и навыков, приобретенных в результате определенного курса обучения или тренировки.
Тесты интеллекта
особый класс тестов, направленных на измерение и оценку общего уровня когнитивного развития индивидов при решении ими широкого круга мыслительных задач.
Тесты креативности
тесты, направленные на выявление некоторых факторов творческих достижений, относящиеся к таким параметрам мышления, как гибкость, беглость, оригинальность, изобретательность.
Тесты критериально-ориентированные
особый тип тестов, предназначенных для определения содержания деятельности индивида и уровня его достижений по отношению к объективному критерию (например, требованиям, задаваемым учебной программой).
Тесты способностей
тип методик, предназначенных для оценки возможностей индивида в овладении знаниями, навыками, умениями в различных областях
математике, технике, литературе, в разнообразных видах художественных деятельностей.