Психофизиологические методики

Особый класс психодиагностических методов составляют психофизиологические методики.

СУТЬ:диагностирующие природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы.

Они разрабатывались отечественной школой Теплова— Небылицынаи ихпоследователями в рамках нового научного направления, получившего название дифференциальная психофизиология. В отличие от тестов эти методики имеют ясное теоретическое обоснование: психофизиологическую концепцию индивидуальных различий, свойств нервной системы и их проявлений.

Индивидуальные различия, обусловленные свойствами нервной системы, не предопределяют содержания психического развития. Они находят свое проявление в формально-динамических особенностях психики и поведения человека (в быстроте, темпе, выносливости, работоспособности, помехоустойчивости и др.).

Следует обратить особое внимание на одну черту психофизиологических методик, диагностирующих индивидуальные различия: они лишены оценочного подхода к индивиду.

Проводя тесты интеллекта или способностей, исследователь дает в конечном счете оценочное заключение: один испытуемый выше или лучше другого, один ближе к нормативу, другой дальше. Оценочный подход имеет место и в опросниках, правда, не во всех, а только в тех, где ставится цель выявить некоторые общепризнанные, т.е. соответствующие нормативу человеческие достоинства или констатировать их отсутствие.

Диагностические психофизиологические методики не претендуют на оценку, поскольку сказать, какие свойства нервной системы лучше, а какие хуже, невозможно. В одних обстоятельствах лучше проявят себя люди с одними свойствами нервной системы, в других — с другими.

При определении диагностической значимости результатов, полученных с помощью психофизиологических методик, используются все те критерии, которые разработаны в рамках традиционной тестологии (стандартизация, надежность, валидность).

По своей формебольшинство психофизиологических методик являются аппаратурными:

- используются электроэнцефалографы и иная специальная аппаратура.

- Но в последние два десятилетия были разработаны методики типа «Карандаш и бумага» (бланковые методики). Для практического психолога они могут представлять особый интерес, поскольку их можно широко использовать в
школьной практике и непосредственно на производстве. Кроме того, некоторые из них могут быть представлены в компьютерном варианте. Как аппаратурные, так и
бланковые методы носят индивидуальный характер.

ВОПРОС 3

МАЛОФОРМАЛИЗОВАННЫЕ МЕТОДИКИ

Теперь рассмотрим некоторые приемы, которые включаются в понятие «малоформализованные диагностики».

Как уже говорилось, к числу таких приемов относятся:

- наблюдения, опросы, беседы (интервью),

- анализ продуктов деятельности.

Метод наблюдения.

Это старейший метод психологической диагностики. С его помощью можно получить обширную информацию о человеке. Он является незаменимым там, где не разработаны или неизвестны стандартизированные процедуры. При этом исследователю для проведения наблюдения не требуется согласия или иной формы участия наблюдаемых.

Особо важноезначение метод наблюдения имеет для изучения психологических особенностей детей, поскольку ребенок как объект исследования представляет большие трудности для экспериментального изучения, чем взрослый человек.

В нашей стране в 1920-е гг.наблюдение широко использовалось в работах М.Я. Басовапри изучении поведения детей

Им была разработана методика психологических наблюдений.

/. Основной принцип этой методики, отличающий ее от применявшихся ранее дневниковых психологических наблюдений (например у В. Штерна, К. Бюлера и др.), — максимально возможная фиксация объективных внешних проявлений.

2. Второй принцип — наблюдение непрерывного процесса, а не отдельных его моментов. И третий принцип — избирательность записи. Регистрируются только те проявления, которые существенны для конкретной задачи исследователя. При этом, по мнению М.Я. Басова, регистрировать при наблюдении следует не только внешние проявления, но и те внешние и по возможности внутренние стимулы, которые их вызывали, а также общую обстановку («фон»), в которой осуществлялось поведение.

В соответствии со своей научной концепцией М.Я. Басов разработал подробнуюсхему психологического анализа наблюдений и общие принципы воспитания умения проводить наблюдения у педагогов-психологов. По мнению Б.М. Теплова, методика психологических на­блюдений М.Я. Басовабыла единственной в мировой литературе научной разработкой этого метода. Эта оценка до сих пор остается_ст1раведливой.

Поскольку в этом методе вкачестве «измерительного инструмента» выступает сам наблюдатель, очень важно, чтобы он владел техникой наблюдений на высоком уровне и в полном объеме. Наблюдение может быть наивным и научным.

Наивный способ наблюдений очень сильно зависит от личностных способностей наблюдателя, его установок, намерений и т.п. Результаты такого наблюдения носят неопределенный характер и могут интерпретироваться исследователями совершенно по-разному. Можно сказать, что они в большей мере характеризуют самого наблюдателя, чем того, за кем он наблюдает.

Психологическим целям больше соответствует научное

наблюдение, или, как его называл М.Я. Басов, «исследующее, или выбирающее» наблюдение.

СУТЬ:Такое наблюдение осуществляется на основе тщательной предварительной подготовки. Оно предпринимается со строго определенной целью, которая диктует и время наблюдения, и отбор нужных фактов.

Другими словами, научное наблюдение отличается от наивного постановкой проблемы, выбором ситуаций для наблюдения, определением психологических качеств или особенностей поведения, которые должны стать объектом наблюдения, разработанной системой фиксации и записи результатов, однозначностью понимания другими людьми полученных данных.

В качестве примера приведем сформулированные Р.Б. Кеттеллом (1957) правила психологического наблюдения:

1) поведение испытуемого должно быть оценено в разнообразных ситуациях (в школе или на работе, в общественных местах) и в разных ролевых позициях (учащегося, работника, отца, сына, друга и т.п.), поэтому наблюдатель должен проводить с испытуемым ежедневно
определенное количество времени в течение 2—3 мес ;

2) заранее должны быть определены черты личности или особенности поведения, которые необходимо оценить;

3) экспериментатор должен быть предварительно натренирован в подобной оценке;

4) наблюдение должно быть беспристрастным;

5) оценивать одного обследуемого должны не менее 10 наблюдателей и окончательная оценка должна представлять среднее из их наблюдений, при этом суждение каждого из них должно быть независимым.

Классификация наблюдений проводится по разным основаниям.

По степени формализованности наблюдение может быть:

- неконтролируемым (исследователь пользуется общим принципиальным планом) и

- контролируемым (регистрация поведения идет по детально разработанной процедуре). В зависимости от положения наблюдателя различают:

- простое (или обычное) наблюдение, когда события регистрируются со стороны, и

- соучаствующее (или включенное) наблюдение, когда исследователь включается в определенную социальную ситуацию и анализирует события как бы «изнутри»

Сложная проблема, которая встает при применении метода наблюдения, заключается в том, как фиксировать наблюдаемое.

К основным формам протоколирования наблюдений можно отнести следующие.

- признаковые или знаковые системы,

- системы категорий и

- шкалы рейтинга (оценок).

Когда протоколирование ведется в системе признаков, то заранее описывают конкретные виды поведения симптоматические для целой поведенческой сферы, и потом фиксируют, какие из них появляются в тот или иной период наблюдения. Признак должен быть однозначным и не требовать дополнительного разъяснения.

Например,в схеме наблюдения Шульца использованы такие признаки: учитель работает с учеником, учитель работает с маленькой группой, учитель игнорирует вопрос ученика, ученик отвечает урок, ученик громко читает и пр.

Система признаков открыта, т.е. может быть продолжена. В этом ее отличие от системы категорий. В системе категорий должны быть полностью описаны все виды поведения наблюдаемого; добавлять в процессе наблюдения что-то новое уже нельзя.

Например, категории, выделенные американским психологом Р. Бейлзом для изучения последовательных фаз в групповой деятельности, следующие.

- ориентировка членов группы в отношении общей задачи;

- оценка хода выполнения задачи членами группы; контроль;

- фаза принятия решения;

- сопровождающие процесс принятия решения эмоции (положительные и отрицательные).

Используя признаковые и категорийные системы, наблюдатели могут давать оценки, интерпретации (например вежливый, строптивый и т.д.), которые для каждого из них имеют свое значение. Чтобы избежать субъективизма, используют шкалы рейтинга. Они требуют фиксации не наличия признака, а степени его выраженности.

Например:«Какой интерес проявляет ученик во время занятий?» Степень выраженности этого интереса можно оценить по 5-балльнойсистеме:

- совсем не проявляет (1 балл);

- едва проявляет (2 балла);

- проявляет какой-то интерес (3 балла);

- проявляет большой интерес (4 балла);
- проявляет жгучий интерес (5 баллов).

Как видно, метод наблюдения является достаточно трудоемким и сложным диагностическим инструментом, требующим от наблюдателя большого профессионального опыта и специальной подготовки.

Попытки придать этому методу формализованный характер (например, составление жесткой процедуры наблюдения, получение с помощью шкалы рейтинга количественных оценок) способствуют повышению объективности и достоверности полученной информации.

Опрос.

Суть:Это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации.

При соблюдении определенных правил он позволяет получить не менее надежную информацию о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях, чем метод наблюдения.

Было бы ошибкой считать, что опрос — самый «легкий» для применения метод. Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, как спрашивать, какие задавать вопросы, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам.

Как и в опросниках личности, самая большая сложность, которая возникает при применении этого метода, заключается в формулировании вопросов. Существуют многочисленные правила построения вопросов, расположения их в определенном порядке, группировки в отдельные блоки и т.д.

В литературе подробно описаны типичные ошибки, возникающие при неграмотном конструировании вопросов (В.А. Ядов, 1972).

Методы опроса имеют некоторые различия по форме и характеру их организации. Так, они могут проводиться:

- устно или письменно,

- индивидуально или в группе,

- один раз или многократно.

- Вопросы могут формулироваться в прямой форме (ответ следует понимать в том же смысле, как его понимает опрашиваемый) и

- косвенной (ответ предполагает расшифровку в ином, скрытом от отвечающего смысле).

- Они могут иметь открытый или

- закрытый характер.

Одним из наиболее распространенных видов опроса является интервью.

Интервью,Это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (отвечающим).

По форме оно бывает:

- психофизиологические методики - student2.ru свободное (беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе, т.е. стройная стратегия в общих чертах, а тактика свободная);

- стандартизированное(осуществлена детальная разработка всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность вопросов, варианты возможных ответов, т.е. стойкие стратегия и тактика);

- частично стандартизированное(стойкая стратегия, а тактика более свободная).

Диагностическим целям в большей мере соответствует стандартизированная форма интервью, поскольку дает возможность получить сравнимые данные о разных испытуемых, ограничивает влияние посторонних воздействий, позволяет в полной мере и в нужной после­довательности отработать все вопросы. Однако его следует применять только тогда, когда отвечающий охотно идет на это. В противном случае результат может быть неудовлетворительным, поскольку стандартизированное интервью многими людьми воспринимается как ситуация экзаменационного опроса, что ограничивает проявления непосредственности и искренности отвечающего.

При работе с детьми стандартизированное интервью применяется редко. Психолог стремится к более естественным формам беседы.

Чаще всего интервью имеет следующую структуру:

а) введение — настройка на беседу, на сотрудничество;

б) свободные высказывания испытуемого;

в) общие вопросы (например: «Ты можешь мне что-нибудь рассказать о школе?»);

г) подробное исследование;

д) снятие возникшего напряжения и выражение признательности за участие в беседе.

Интервью не должно быть продолжительным и скучным. Регистрация ответов не должна сдерживать отвечающего.

Интерпретация полученных результатов не лишена субъективизма, поэтому, как уже говорилось выше, их следует рассматривать в комплексе с данными диагностических методик.

В зависимости от целевого назначения интервью разделяют:

- на диагностические

- и клинические.

Диагностическое интервью — это метод получения информации о свойствах личности, используемый на ранних этапах психотерапии. Оно может быть управляемым и неуправляемым («исповедальным»).

Клиническое интервью — это метод терапевтической беседы, помогающей человеку осознать свои внутренние затруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения.

Наши рекомендации