Задания Б-3: Развитие форм отражения в филогенезе (отражение в живой и в неживой природе, раздражимость и чувствительность, этапы развития отражения в филогенезе)
Б-3-1. Из данных понятий постройте ряд таким образом, чтобы предыдущее
понятие было более общим (родовым) по отношению к следующему:
Сознание, отражение, психика, информация, мысль
Раздражимость, биологическое отражение, инстинкт, таксис
Б-3-2. Соотнесите между собой феномен и его признаки:
Отражение в живой природе - отражение в неживой природе (активно воздействует на среду, является «слепком» окружающей действительности,
сигнализирует о жизненно важных объектах, даёт приблизительно верную копию предметов и явлений)
Б-3-3. Объясните примеры, приведенные А. Р. Лурия, используя термины
«чувствительность» и «раздражимость».
1) Если положить прорастающую горошину на сетку, расположенную в
равномерно влажной среде, то корешок горошины в силу положительного геотропизма опускается вниз; если затем перевернуть сетку, так чтобы корешок оказался направленный вверх, он снова
изгибается, и в силу того же положительного геотропизма проходит через сетку и опять опускается вниз. Можно несколько раз повторить
этот опыт, и каждый раз корешок, которому придается неестественное
положение, изменяет это положение, подчиняется положительному геотропизму и начинает прорастать вниз. В результате этого опыта
можно придать растущему корешку причудливую зигзагообразную
форму.
2) Если мы поместим гидроидную медузу на сетку, ее удлиненное тело – в силу положительного геотропизма – проходит через сетку и опускается вниз, а широкий головной конец застревает в сетке. Если мы теперь
перевернем сетку так, чтобы широкий головной конец оказался снизу, а удлиненное тело было бы направлено вверх, – гидроидная медуза
реализует положительный геотропизм в той же форме, в какой мы наблюдали это у растения. Ее удлиненный конец изгибается, проходит через сетку и направляется вниз. Если мы в третий раз перевернем
сетку, такой положительный геотропизм еще можно наблюдать. Однако, если мы повторим опыт и снова перевернем сетку, придав гидроидной
медузе неестественное положение, она просто высвобождается из сетки и уплывает.
Б-3-4. Дополните рисунок отметками о соответствующих его фрагментам
стадиях и уровнях развития психического отражения:
Б-3-5. Дополните схему «Основные этапы психического отражения»:
Отражение
предметов
Задания Б-4: Развитие поведения в филогенезе (таксис, рефлекс, инстинкт, научение, рассудочная деятельность)
Б-4-1. Как связаны между собой:
1) таксис; 2) поведение?
а) | б) | в) | |||
г) | д) | ||||
1, 2 |
Б-4-2. Какие формы поведения животных описаны ниже?
1) Амеба движется в теплую воду, избегая холодной.
2) Когда приходит время, комар кладет яичко на поверхность воды. Если бы он отложил яички не на поверхность воды, а на сухом месте, то яички погибли бы. Комар избирает определенный способ откладывания яичек на
поверхности воды, являющейся наиболее целесообразным, и делает это без всякого специального научения.
3) Перед обезьяной ставилась задача достать далеко лежащий предмет; ей
давались две палки, но каждая из этих палок была слишком коротка, чтобы
достать нужную цель. Единственное решение заключалось в том, чтобы вставить одну палку в другую, удлинить палку и с ее помощью достать цель. В некоторых случаях обезьяне через несколько часов удавалось создать одно орудие из двух элементов.
4) Детенышам морских свинок предъявляли в течение первых девяти дней
после рождения различные съедобные и несъедобные объекты, в результате чего и формировалось предпочтение съедобных объектов.
Распознавание несъедобных объектов без такого предварительного
контакта оказалось невозможным.
Б-4-3. Объясните содержание анекдота, используя