СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. эффективна", напечатанной в газете "Капитал" в сентябре 1996 г
эффективна", напечатанной в газете "Капитал" в сентябре 1996 г., считает, что американский опыт увольнения большого числа работников одновременно и введение неполного рабочего дня не позволяет руководителям компаний закрепить на долгий срок изменения в работе фирм
Этот опыт был перенят нашими российскими руководителями во многих фирмах В США такой опыт был введен в 80 —90-х гг. в связи с тем, что по мнению некоторых руководителей, на сотрудников тратится слишком большая часть доходов компании. За счет сокращения больших масс рабочей силы американцы пытались повысить свои прибыли С помощью "шоковой терапии" на короткий срок можно сократить некоторые расходы, но в широком масштабе эти меры оказываются неэффективными. В Америке такая политика компаний была признана неправильной. Она привела к большой текучести кадров, сокращению количества курсов повышения квалификации, равнодушному отношению к сотрудникам и обслуживанию покупателей, деморализации работников, потере покупателей и, в конечном итоге, к сокращению прибылей У компаний имеется определенный выбор: либо проводить политику по увеличению зарплаты и производительности труда и повышению качества производимых товаров и услуг, либо сокращать затраты за счет снижения зарплаты, создания рабочих мест с частичной занятостью, минимального обеспечения гарантий труда.
Оцените ситуацию на американском рынке труда и положение в наших компаниях конца 90-х гг и определите свое мнение относительно возможности эффективности и конкурентоспособности российских фирм и их перспектив на ближайшее будущее.
Вопросы для усвоения
1 Определите факторы, способствующие повышению конкурен-
тоспособности компаний
2 В чем состоит сущность и чем характеризуется конкурентоспособность организации г
3 Проанализируйте внешние и внутренние переменные деятель-
ности организации.
4 В чем состоит существо системного подхода в управлении?
Подписные индексы по каталогу Роспечати: 72035, 70855, 71852
В. А. Розанова
5. В чем состоит психологическое обеспечение процесса организационных изменений?
6 Как соотносятся силы стабильности и силы перемен внутри организации?
7. Что составляет основу организационных изменений?
8. Какие стратегии используют для подготовки персонала к буду-
щим организационным изменениям?
9. Что такое аутплейсмент? Существует ли он в России?
10. Как можно победить терминаторный менеджмент?
11 Какие требования предъявляются к менеджеру в связи с будущим переменами?
12. Как должен менеджер относиться к персоналу?
13. Из чего складываются слагаемые эффективности организации?
14 Можно или избежать организационных перемен и каковы будут последствия этого?
15. Что является основным фактором конкурентоспособности компании?
Вопросы для повторения и обсуждения
1. Как связаны между собой эффективность и конкурентоспособность организация?
2. От чего зависит конкурентоспособность организаций?
3. Какой подход нужен для анализа процесса управления?
4. В каком отношении находятся понятия "развитие" и "эффективность" работы организации?
5. В чем состоит существо организационных изменений?
6 Кто в большей степени виноват в разорении компаний?
7. Что нужно делать для "завоевания" рынка?
8 В чем заключается основная стратегия кадрового менеджмента?
9. Что такое терминаторный менеджмент?
10. Как должен руководить менеджер персоналом для поддержания эффективности организаций?
Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ"
Часть IV. Глава 2. Эффективность и конкурентоспособность
СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ_____________________________
11 Как относятся руководители к творческой деятельности персонала?
12 Чего ждут работники от своих руководителей ?
13. Должен ли руководитель отвечать "за все" в организации?
14 Почему руководители сопротивляются организационным изменениям?
15 В чем состоит роль конкуренции для компании? Литература.
1 Likert R The Human Organisation. — NY, 1967
2 Constantine L.L Teamwork Paradigms and the Structure. Open Team// Proceedings: Embedded Systems Conference — San Francisco, 1989.
3 Тичи Н и Деванна M.A Лидеры реорганизации / Пер с англ. — М • Экономика, 1990
4 газ "Капитал", 19 —25 марта 1997 г
5 Секреты умелого руководителя / Составитель И.В Липсиц. — М.: Экономика, 1991
6 Комаров Е И. Терминаторный менеджмент как искусство уничтожения компетентных работников В журн. "Управление персоналом". — М. АО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1996, № 12 (6).
7 Зигерт В. и Ланг Л Руководить без конфликтов / Пер с нем — М.: Экономика, 1990.
8 Ковалевски С Основы административного управления / Пер с польск. — М: Экономика, 1979.
9 Файоль А. Общее и промышленное управление / Пер. с франц. — М • Контроллинг, 1992.
10 Мескон М, Альберт А, Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер с англ — М • Дело, 1992
11 Старобинский Э Е. Криминал в бизнесе. — М ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1996.
12 Уотермен Р факторы обновления Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании / Пер. с англ. — М.. Прогресс, 1986
13 Как добиться успеха / Пер. с англ. — М • Изд-во политической литературы, 1991.
14. Татеиси Кадзума. Вечный дух предпринимательства. Практическая философия бизнесмена / Пер. с англ. — М : Московский бизнес, 1990.
15. Грейсон Дж. мл., О'Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века / Пер. с англ. — М,- Экономика, 1991.
16 Ли Якокка. Карьера менеджера / Пер. с англ — М Прогресс, 1990