Инструмент № 5: модуляции высоты
Человек достигает естественного роста, став взрослым. Мы не в состоянии контролировать этот процесс, который определяется такими, к примеру, факторами, как гены и питание. Но каким бы ни был ваш рост, вы то и дело изменяете его. Часто изменения являются незначительными, но могут быть заметными и иметь большое значение. Иногда побуждение к изменению высоты может быть вызвано потребностью в большем удобстве, например, желание выпрямить позвоночник после длительного сидения за клавиатурой компьютера. Но часто мы проделываем такие манипуляции без явных причин. Почему?
Люди совершают попытки изменения роста в соответствии с конкретным положением, занимаемым ими на социальных «качелях». Представьте себе типичную сценку в «шикарном» ресторане:
Молодой человек, впервые попавший в заведение подобного рода, пригласил в ресторан свою девушку, частично с целью произвести на нее впечатление. Ему хочется выглядеть уверенным, но в глубине души он чувствует,
Стр. 80
что не слишком хорошо знаком с правилами этикета, и опасается, что будет иметь глупый вид. Столик обслуживает официант, который в душе не одобряет и этого молодого человека, и сам тип подобных людей. С первого взгляда официант понял, что посетитель попал в незнакомую обстановку — он слегка сутулится, словно стараясь казаться незаметным. Официанту хочется служить отражением статуса и репутации ресторана, в котором он работает, поэтому он стоит прямо, но не напрягается, и его голова слегка откинута назад. Как только он обращается к юному посетителю, поза официанта оставляет у того четкое впечатление, что официант говорит с ним «через губу», несмотря на явно дружелюбный тон официанта.
В мире животных намеренное изменение роста вызывается вполне практическими причинами, связанными с выживанием. Охотник находит для себя возвышенное местечко или положение, с которого удобнее выслеживать добычу. Вспомните об орле, парящем в вышине над копошащимися на земле существами. Потенциальная добыча тоже иногда ищет более высокого положения — чтобы легче было заметить, с какой стороны надвигается угроза. Аналогично и охотник, и его добыча иногда стараются казаться ниже своего роста: представьте себе кошку, подстерегающую мышь или птичку. Кошка при этом всем телом прижимается к земле, чтобы стать как можно менее заметной. Вспомните о реакции белки, услышавшей какие-то угрожающие звуки: она прямо-таки распластывается по стволу дерева и замирает.
Люди имеют обыкновение изменять рост в окружении других. Часто это происходит, когда род занятий
Стр. 81
человека требует постоянно следить за тем, какое впечатление он производит на окружающих. Следователь может продолжать стоять во время жесткого допроса сидящего подозреваемого — это вызвано желанием оказать на подозреваемого большее давление и вынудить того сознаться. Психолог, работающий с ребенком, может присесть рядом с ним на пол, чтобы малыш перестал пугаться и более охотно отвечал на вопросы.
Люди могут также пытаться изменить свой рост относительно других в социальных ситуациях. Человек более высокого статуса в компании кого-то, сидящего в кресле, может присесть на подлокотник; такие люди предпочитают глядеть на окружающих «сверху вниз». Люди более низкого статуса, напротив, стараются глядеть на других «снизу вверх». Даже в группе друзей обычно находятся такие, которые предпочитают занять место не на диване, а усесться прямо на пол или подложив под себя сумку.
Иногда люди стараются казаться выше (в попытке обретения более высокого статуса), чтобы скрыть отсутствие уверенности: им легче контролировать себя, если они физически возвышаются над другими людьми.
Вернемся к сценке в ресторане. На этот раз официант хочет, чтобы его юный клиент почувствовал себя увереннее и комфортнее. Одновременно молодой человек желает выглядеть более убедительно свободным. Официант стоит прямо, в полный рост, что, по его мнению, передает его уважительное отношение к клиенту: в конце концов официант находится «при исполнении». Однако его голова не откинута вверх, а находится во вполне нормальном положении. Молодой посетитель не сутулится, а
Стр. 82
держится более прямо. Но, сказать по правде, он сидит слишком прямо для того, чтобы выглядеть расслабившимся и спокойным.
Расположенный неподалеку от моего дома ресторанчик, в котором подают пиццу, провел недавно своеобразный эксперимент. Обслуживающий персонал стал принимать заказы у посетителей, присаживаясь к ним за столик. Это была интересная тактика: я почувствовал, что обстановка стала менее формальной, более дружелюбной — больше напоминало обычное общение между людьми. Правда, это требовало, чтобы официант «вторгался в частное пространство» посетителя (то есть за его столик), и не все люди привыкли сталкиваться с подобным при посещении ресторанов. Кроме того, не все официанты хорошо справились с задачей. Примерно через месяц владелец ресторана полностью отказался от новшества.
Полезные советы
Как и с напряжением, с высотой на сцене следует «обращаться» очень осторожно. Если вы будете стараться держаться слишком прямо или, наоборот, сжаться как можно сильнее, это приведет к добавочному напряжению ваших мышц, что способно повредить исполнению, особенно сказываясь на звучании вашего голоса.
«Крайности» в этом смысле, вероятно, уместны в какой-нибудь эксцентрической комедии или же в возвышенной драме времен Реставрации. В повседневной жизни наши старания изменить свой рост выглядят не столь заметно.
Стр. 83
Часто полезно бывает проверить, что получится, если попытаться «сделать противоположное». Допустим, на репетиции вы сидите, сжавшись на диванном подлокотнике в сцене, в которой ваш партнер стоит. Ваши персонажи спорят. Вы ощущаете потребность встать и взглянуть в лицо второму актеру, то есть хотите каким-то образом сравняться в споре со своим партнером. Вместо того чтобы резко встать на ноги, попробуйте соскользнуть с подлокотника на диванное сиденье: достигнутая в результате перемена в настроении, возможно, вызванная желанием вашего героя показать, что он не поддался на угрозы, может оказаться более интересным и близким к жизни выбором.