Теория саморазвития человека

В.И. СЛОБОДЧИКОВ

http://rl-online.ru/articles/2-05/326.html

О соотношении категорий «субъект» и «личность» в контексте психологической антропологии

Предварение

Для обсуждения соотношения категорий «субъект » и «личность» в контексте психологической антропологии необходимо вначале выйти на сами эти категории – «субъект» и «личность», легкость произнесения которых не означает легкости их содержательного определения.

Сложность нашей темы заключается в том, что ее невозможно обсуждать в пределах традиционной классической психологии, так как в ней все о психикечеловека, но не о самом человеке[1].

Психология человека как антропная наука

Психология человека, в отличие от психологии психики (ее свойств, процессов, структур), еще только начинает складываться. Ее основные категории очень часто имеют не понятийный, а поэтико-метафорический статус. Психология человека как особая, антропная наука (в рамках наук о человеке) – не есть теория о происхождении его от обезьяны (и в этом смысле – это не биологическая, а именно – гуманитарная дисциплина). Она должна разрабатывать свое собственное представление о сущности человека, о сугубой специфике человеческого способа жизни и его принципиального отличия от всякого другого ( до -человеческого и сверх- человеческого). В свое время В.В. Давыдов серьезно шутил: «Может, кто-то и произошел от обезьяны, но я-то – точно от человека: я родителей своих помню!»

Психология человека – наука о ценности и смысле бытия

И главная трудность для нашего «просвещенного разума» – именно здесь: она заключается в том, что психология человека должна быть не о том, что есть –как любая наука о природе, а о том – как должно (или – может) быть.Иными словами, исходным основанием для психологии человека является учение не об истинности и объективности того, что есть, а – о ценности и смысле самого бытия человека.Отсюда и первый вывод: гуманитарные (человекоориентированные) науки должны строиться в первую очередь на аксеологических (ценностных) основаниях.

Важнейшую ценность европейской культуры (к которой, хотим ли мы этого или не хотим, но имеем прямое отношение) можно выразить словами А.С. Пушкина: «…в самостояньи человека – залог величия его».Самостоятельность, самобытность, самосознание, самодействие человека, его индивидуальность и уникальность, его личностный способ жизни являются фундаментальными ценностями нашей византийско-православной, европейско-русскойкультуры. Проблема в том, как это понять,в какой системе понятий выразить эти фундаментальные ценности-способности,которые собственно и позволяют человеку быть человеком?

Нельзя принудить быть личностью

Если сильно упростить эту вопросительную ситуацию, то легко увидеть, что ни в генах, ни в биологии человека, ни в социальных обстоятельствах нашей жизни мы эти способности не обнаружим: в социальной жизни мы вынуждены действовать, функционировать по нормам социальных структур, а не по своим стремлениям и хотениям; в биологической жизни – вынуждены жить по видовой программе антропоидов. Нельзя заставить быть самостоятельным или – стать самобытным; нельзя заставить, принудить Другогостать и быть личностью. Можно только ему самому вырасти в меру этих подлинно человеческих способностей, стать на путь их обретения.

Принцип саморазвития

В переводе на психологический язык эти способности могут стать и быть только в развитии, и не просто в развитии – а в саморазвитии,в развитии собственной самости, в развитии самого себя. Принцип саморазвития в психологии – это главное ценностное основание всех наших знаний именно о психологии человека, а не о психологии психики: психика сама себя не развивает.

Вопрос о самости человека

Очевидно, что главным вопросом здесь является вопрос о самостичеловека. То, что она есть, –это слишком хорошо известно каждому из нас ежечасно, но что она есть в своей действительности и как она возможна в своей заданности? – может открыться нам только в практикенашей жизни.

Теория саморазвития человека

Чтобы ответить на эти вопросы достаточно грамотно, необходима специальная теория общего хода развития человека как субъекта собственной жизни,в основу которой должны быть положены предельные категории , одновременно схватывающие разные стороны этого развития – его объект(что развивается?), его механизм или движущие силы(как нечто развивается?), вектор развития(куда нечто развивается?), результаты развития(во что нечто развивается?) и ряд других – более частных вопросов.

Любая категория, любое понятие о сути человеческой реальности, бытия человека свое подлинное содержание получает именно в контексте самой этой реальности, а не извне ее. В противном случае, мы с неизбежностью будем плутать в их частных формах и частичных представлениях. Поэтому, как будет задано представление о специфике бытия человека – и именно человека (а не человекообразных), – такую интерпретацию частных понятий (в том числе – и психологических понятий) о его конкретном бытии мы и обретем.

Наши рекомендации