Формы профессиональной деформации
Исследования позволяют сделать вывод о многообразии форм «проявления профдеформации». Назовем основные:
- формализм в работе;
- снижение активности и интереса к служебной деятельности;
- сокращение системы коммуникаций общения;
- узость кругозора, прфессиональная ограниченность;
- неаккуратность в ношении формы одежды;
- некорректность поведения;
- "корпоративный дух";
- искажение восприятия людей и явлений;
- бездушие и черствость;
- грубость, грессивность;
- излишняя подозрительность и др.
Значительны различия в проявлении признаков профдеформации у сотрудников в зависимости от стажа работы:
- до 5 лет службы - незначительная, маловероятная, здесь наиболее распространен начальный уровень профдеформации;
- 6-10 лет - вероятность преимущественно средняя, начальный и средний уровни распространены одинаково;
- 11-15 лет - вероятность деформации высокая, очень высокая, возникает глубинный уровень;
- свыше 15 лет - деформация практически неизбежна.
Причин рассматриваемого явления много, они условно разделены нами на 2 группы.
Первая группа - психологические, они скрыты в личности сотрудника и проявляются вследствии дефектов социализации личности. Эти дефекты в развитии ценностно-ориентационной, мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой сферы (отрицательные черты характера, вредные причины, недостаточный общий культурный уровень и пр.)
Вторая группа причин коренится в специфика профессиональной деятельности, связанной с постоянным общением с криминальной средой.
Низкий уровень научной организации труда сотрудников вызывает перегрузки, ведущие к тому, что у них появляются защитные формы поведения в виде неаккуратности в работе, формальном подходе к оформлению документов и др. В зависимости от типа личности отмечается эмоциональные срвыв, неврозы, попытки суицида. Такой тип реакции усугубляется тем, что сотрудники чаще всего не владеют методами психологической саморегуляции, самовнушения, аутогенной тренировки, релаксационно-медитативными упражнениями.
Обобщая сказанное можно сделать вывод о том, что профдеформация сотрудника УИС представляет собой рассогласование (нарушение) в структуре его личности, отдельных качеств, возникающих в результате негативных особенностей содержания, организации и условий служебной деятельности.
Причинами и условиями, вызывающими профдеформацию, мы считаем:
- значительнвй объем властных полномочий в условиях малоэффективного контроля;
- злоупотребление служебным положением; проблемы в воспитательной работе, низкий уровень организации служебной подготовки личного состава;
- смещение ценностных акцентов: сотрудники считают свою работу менее важной, чем деятельность других служб УИС;
- неустойчивость психологического климата;
- отсутствие требовательности, ответственности за порученное дело, сурового осуждения со стороны коллектива;
- некомпетентность руководящего состава;
- неблагоприятные условия труда - деятельность работника связана с психическими перегрузками;
- неукомплектованность кадров;
- нерешенные бытовые проблемы;
- недостаточная эффективность труда;
- неправильная дисциплинарная практика;
- отрицательное влияние криминогенной обстановки;
- бесперспективность служебной деятельность;
- несоответствие образования занимаемой должности.
Указанная группа причин воздействуют на сотрудников в комплексе. Эти причины, в основном, отражают объективные условия формирования профдеформации, однако ее возникновение и развитие во многом способствуют личные субъективные качества ее носителя.
Воздействие на человека внешних условий общественной жизни опосредовано внутренним отношением: эффект внешнего воздействия зависит от внутреннего состояния организма.
Сущность наиболее значимых изменений личности при профдеформации заключается в следующем:
- во-первых, это гипертрофия профессионально важных качеств, их трансформация в противоположные: бдительность превращается в подозрительность, уверенность - в самоуверенность, требовательность - в придирчивость, пунктуальность - в педантизм и т.д.;
- во-вторых - актуализация и развитие социально негативных черт, таких, как жестокость, мстительность, цинизм, вседозволенность, профессиональная корпоративность;
- в-третьих - угнетение и дальнейшая атрофия качеств, которые субъективно оцениваются как второстепенные, излишние. Данные изменения затрагивают профессиональную самооценку, мотивацию, перцептивные средства общения. Некоторые характеристики приобретают извращенную форму. В наибольшей мере это касается такой важной сферы правосознания, как ценностные представления о целях, методах и приемах профессиональной деятельности;
- в-четвертых - несоразмерное, дисгармоническое, а в дальнейшем - искаженное соотношение и взаимодействие отдельных качеств, их групп. Таких, в частности, как гибкости и шаблонности профессионального, объективности и тенденциозности восприятия и понимания других людей, служебных и внеслужебных интересов, органических и культурно-эстетических потребностей. Главным принципов здесь становится не объединение и стимулирование развития под общим вектором, а подчинение, угнетение одного за счет абсолютизации другого.
Система критериев профессиональной деформации сотрудников включает:
1. Предвзятое отношение к объекту служебной деятельности. В его основе лежит своеобразный профессиональный стереотип объекта, постепенно складывающийся у сотрудника. Для этого стереотипа показательны высокая устойчивость и схематизм, отрицательная эмоциональная окраска. Приобретая в конечном итоге характер осознанной установки-убеждения, он функционирует по логике самоподкрепления - принимает как закономерное все, что подтверждает стереотип, и отбрасывает как случайное все иное. Конкретными показателями предвзятого отношения служат обвинительный уклон и презумпция первичной вины объекта; абсолютизация карательно-принудительных мер и вера в их универсальную эффективность; многочисленные психологические барьеры.
2.Произвольно-субъективную интерпретацию нормопослушного поведения.
Она имеет два основных аспекта. Первый заключается в допустимости умышленного (не случайного) нарушения регламентации служебной деятельности, культивировании сомнительных и откровенно негативных элементов образа жизни объекта. Содержательную основу такой интерпретации образуют дефекты правосознания и морально-волевая ненадежность как неспособность противостоять незаконному воздействию со стороны заинтересованных лиц. Конкретными показателями здесь выступают злоупотребление, превышение, неприменение (в ситуациях, предусматривающих применение) властных полномочий; личное установление или содействие запрещенным связям с заинтересованными лицами; использование недозволенных средств, методов и приемов при решении оперативно-служебных задач.
Второй аспект связан с размывание адекватной профессиональной мотивации, разочарованием в деятельности, неверие в возможность достижения ее официальных целей. Внешними проявлениями служат формально-пассивное выполнение обязанностей, нарушение служебной дисциплины, особенно в условиях ограничительного контроля, злоупотребление алкоголем и наркотиками.
3. Перенесение стиля служебного общения с объектом деятельности, отдельных профессиональных методов и приемов на внеслужебные сферы, общение и взаимодействие с ближайшим социальным окружением. Такое перенесение вначале осуществляется подсознательно, а в дальнейшем имеет тенденцию к автоматизму. Характерным признаком является "прилипание" к сотруднику отдельных элементов образа жизни объекта деятельности, изменение в речи. Последнее заключается в обеднении лексикона, увеличении числа бранных слов и выражений, тотальной жаргонизации.
4. Профессиональное "огрубление" личности сотрудника. Оно заключается в сужении круга интересов и потребностей, их упрощение вплоть до примитивизма, эмоционально-чувственном оскудении. Служебная деятельность и все связанное с ней становится самодовлеющей, единственно важной для личности сферой активности, а остальные выполняют роль сателлитов. В рамках "огрубления" может возникнуть феномен "трудоголизма"- страстной увлеченности деятельностью, постоянной потребности в ее выполнении, профессиональном фанатизме крайней степени.
Эмпирическими признаками профессионального "огрубления" служат продолжительное нахождения под всякими предлогами на работе при отсутствии в этом очевидной необходимости; устойчивый интерес к служебным делам при нахождении вне службы(во внерабочее время, выходные, отпуски); ощущение удовлетворения от нахождения в служебной среде, ношение уставной формы одежды; социо-профессиональная изоляция (ощущение корпоративной общности с узким кругом желаемых партнеров в сочетании с предостерегающе подозрительным отношением к иным категориям граждан).
5. Изменения в образе "Я". Данные изменения затрагивают прежде всего профессиональный компонент образа "Я": представления сотрудника о профессионально важных качествах, степени их соответствия деятельности, возможностях компенсации, удовлетворенность компетентностью и занимаемой должностью, социальным призванием как профессионала, перспективами роста.
Конкретными показателями деформационных изменений образа "Я" выступают устойчиво завышенная профессиональная самооценка; снисходительность в профессиональной оценке коллег с возможной ориентацией на мнение начальника; болезненное реагирование на любую критику или контроль за своей деятельностью; фиксированная ориентация на личный профессиональный опыт, включая презумпцию собственной непогрешимости.
Негативные последствия профдеформации требуют применения комплекса мер по ее предупреждению и коррекции по трем направлениям: организационно-управленческом, восстановительно-реабилитационном и психолого-воспитательном.
Проблема профессиональной деформации сотрудников пенитенциарных учреждений интересует также исследователей за рубежом, где данное явление также имеет распространение. С. Милграм псле проведенных экспериментов с законопослушными гражданами США пришел к такому выводу: «Если бы в Соединенных Штатах была создана система лагерей смерти по образцу Германии, подходящий персонал для этих лагерей можно было бы набрать в любом американском городе средней величины». Отмечая реальность действия в исправительных учреждениях механизма деформации персонала, Ф. Зимбардо (1974) отмечал, что «надзиратель тюрьмы – такая же жертва системы, как и заключенный».
Одним из средств профилактики профессиональной деформации сотрудников УИС – психологическая подготовка.
4.Используемая литература, наглядные пособия, приказы, указания Минюста России, ГУИН, УИН по Саратовской области:
Александров Ю.К. Справочник практического работника в пенитенциарных учреждениях. М., 2001.
Основы психологии управления: Программа. Для начальников служб и инспекторского состава УИС. М.: ГУИН Минюста России. 2003.
Прикладная юридическая психология: Учебн. пособие для вузов / Под ред. проф. А.М. Столяренко. М., 2001.
Рабочая книга пенитенциарного психолога. М., 1997.
Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. Проф. А.М. Столяренко. М., 2003.
Эндрю Койл. Подход к управлению тюрьмой с позиций прав человека // Пособие для тюремного персонала. Международный центр тюремных исследований. Лондон, 2002.
«27» января 2006 г. Подпись руководителя ___________