Страхи родом из детства
Чаще всего непонятные, необъяснимые страхи, с которыми не может справиться сознание, берут свое начало в детстве.
В большинстве случаев страх, как сигнал опасности, помогает в детские годы. Однако, закрепляясь на всю жизнь, он становится не полезным помощником, а препятствием. Детские оградительные реакции подсознания у взрослого человека превращаются в стопор, саботаж, который останавливает развитие человека, препятствует его самостоятельности, ограничивает свободу.
Часто бывает, что из маленького детского страха вырастает серьезная взрослая проблема. Один страх, как правило, влечет за собой другой, и они наматываются, как клубок. Чтобы добраться до центрального эпизода, приходится размотать всю последовательность.
Взрослый человек А., студент, испытывал панику, когда приходил сдавать зачет к одной из преподавательниц. Каждый раз он отчаянно хотел в туалет, это мешало ему сосредоточиться и, хотя он был хорошо подготовлен, он не мог нормально ответить на зачете или экзамене. Проблема была столь серьезной, что он обратился к психологу за помощью.
Я попросила описать женщину, которая вызывала такое напряжение. У нее была запоминающаяся особенность – темные усики на лице. Когда мы с А. в медитации погрузились в его подсознание, он увидел себя совсем еще маленьким мальчиком. Его мама на минутку заскочила в магазин, оставив коляску со спящим малышом у двери, в зоне видимости.
Малыш проснулся, увидел, что мамы нет рядом, испугался и заплакал. Его испуг перешел в панику, когда над коляской наклонилась проходившая мимо посторонняя женщина. Взгляд малыша зафиксировал темные усики у нее на верхней губе. Конечно же, он намочил пеленки.
Подбежавшая мама чувствовала себя виноватой перед прохожими за дикий рев своего малыша, за то, что оставила его одного. Она пожурила его за то, что он не смог быть мужественным и потерпеть несколько минут без нее.
Все эти события «заякорились» в детской психике, и чувство беспокойства, страх, доходящий до паники, ощущение, что он не справится с ситуацией и напряжение в мочевом пузыре связались в сознании А. с образом женщины с темными усиками.
Мы видим, что под страхом экзаменов, под ужасом перед женщиной с усиками коренился детский страх одиночества, страх потерять мать.
Сильный детский страх – остаться одному, потерять связь с мамой, основан на том, что мать для ребенка – самый главный источник энергии, питания и защиты, это условие его существования. Под этим страхом, на самом деле, коренится инстинкт выживания.
Мы видим, что в основе страха лежит необходимый для жизни инстинкт самосохранения. Но непонимание сути ситуации раздувает маленький инстинкт до уровня огромной фобии.
Один из моих студентов М., будучи ребенком, видел черные тени, движущиеся по стене в его комнате. Это переживание выросло в страх темноты, ночи, одиночества, с которым он не мог справиться и во взрослом возрасте.
Вернувшись в нашем сеансе в тот период своей жизни, М. вновь увидел эти тени, и только теперь он осознал, что это ветер качал дерево, растущее возле окна. Проходящие мимо машины освещали его фарами, и черная тень от кроны двигалась по комнате, как живая.
Детский ум не нашел тогда объяснения этому феномену, и на много лет в душе М. поселился страх. Работа в сеансе избавила студента от фобии.
Страх – это следствие того, что мы пережили когда-то испуг, и так и не поняли его причины, не объяснили ее себе. Если у нас есть страх, это значит, что в нашей глубинной памяти остался неосознанным, т.е. неотработанным определенный урок. Страх нас беспокоит, возвращая к нерешенной задаче. Если вернуться к уроку и решить задачу, мы уберем причину. Автоматически снимается и следствие – страх просто исчезает, эта структура растворяется, возвращая нам связанную энергию. Это переживается, как подъем, прилив сил, повышение настроения, готовность двигаться дальше.
Социальные страхи.
«Белая ворона»
Страхи управляют человеком. Большинство людей, не отдавая себе в этом отчета, совершает поступки, руководствуясь не своими желаниями, а своими страхами. Страх быть «белой вороной», страх перед мнением друзей и сослуживцев – это «социальные» страхи, которые возникают в подростковом возрасте.
В 12-14 лет ребенок начинает отрываться от семьи, и для него гораздо больше значит мнение друзей, чем мнение отца и матери. Говорят, что когда ребенку 3 года, его родители всегда правы, в 7 лет оказывается, что они иногда ошибаются. В 14 лет предки ничего не соображают. А в 30 оказывается, что мама была права.
Отрыв ребенка от родителей в пубертатном (подростковом) периоде – закономерное явление. Но ребенок в этом возрасте еще не взрослый самостоятельный человек, он не имеет собственного опыта, он опирается на мнение авторитетов. Эти авторитеты он находит за пределами семьи. Прекрасно, если это мудрый учитель, тренер или руководитель детской студии. Однако зачастую этим авторитетом оказывается сомнительный лидер дворовой команды, более старший по возрасту.
Подросток проходит обучение дружбе, взаимовыручке, товариществу, это необходимый опыт, он должен его пройти в соответствии с возрастом. Ему хочется стать членом коллектива, команды, участвовать в совместных делах. Основа этого желания - из мира природы. Это стайный инстинкт, заставляющий птиц или животных собираться вместе, что необходимо для их выживания.
Поэтому подростку очень страшно оказаться «за бортом», быть отвергнутым своим сообществом. Многие поступки он совершает, исходя из «социального» страха быть отвергнутым, не принятым, осмеянным своей командой. Именно поэтому дети начинают курить, пробовать алкоголь и наркотики.
В одной из терапевтических историй молодая женщина С., проходящая реабилитацию после наркозависимости, рассказывала о начале своей личной жизни. Старшие подруги отвергали ее и не открывались ей по причине того, что С. была девственна. Они посмеивались над ней и не принимали в свой коллектив. С. не смогла разобраться, что хорошо и что плохо, она не смогла отказаться от дружбы с порочными женщинами. Самосознание и чувство собственного достоинства в ней не были заложены матерью, и С. решилась лишить себя девственности с незнакомым мужчиной только для того, чтобы подруги признали ее равной. Это было началом падения, закончившегося наркозависимостью и тяжелой болезнью. Таким образом, страх быть «не как все» поставил С. на грань жизни и смерти.
Безусловно, чувство товарищества, равенства, взаимовыручки, воспитанное в коллективе, - это необходимое условие становление души. Если человек идет в коллектив из любви к людям, из стремления поделиться своей энергией, знаниями, находками, он не совершит ошибки, и сам отвергнет компанию, не отвечающую его моральным требованиям. Если же подростком руководит страх остаться одиноким, он пойдет на унижение, даже на самоубийственные поступки, лишь бы быть принятым «командой».
«Что скажут люди»
В более взрослом возрасте страх общественного мнения, подспудная мысль «что обо мне подумают» все также продолжает руководить людьми.
Пожилая женщина М. всю свою жизнь делала ежегодный ремонт в тех комнатах, которые посещались гостями. Эти помещения выглядели престижно, и гости всегда восторгались аккуратностью и вкусом хозяйки. В то же время в дальних углах - на кухне, за шкафами, за холодильником скопились многолетние наслоения грязи. Хозяйка старалась не для себя и для близких, а для посторонних людей. Эта разница говорит о страхе перед общественным мнением, который всю жизнь руководил ее поведением.
Люди затрачивают огромные усилия, приобретая квартиры и дачи, делая евроремонт, покупая престижные марки машин, посещая модные курорты. Лишь небольшая часть при этом руководствуются собственным чувством прекрасного, стремясь выразить гармонию души в гармонии интерьера. Подавляющее большинство людей ориентируется на моду, на мнение знакомых, и все престижные вещи нужны им для того, чтобы повысить их социальный статус – т.е., общественное мнение. По сути, это мыльный пузырь, надутый страхом прослыть хуже других.
Теперь мы можем отбросить в сторону суету и ложные вещи. Жизнь слишком ценна, чтобы тратить ее на то, что делается без души. Может быть, в вашей жизни девять десятых дел просто не нужны? Не нужно все, что делается с отвращением, без желания, по обязанности. Не нужно все, что делается из чувства ложного долга.
Ненужные дела, которые мы делаем, преодолевая себя, делают жизнь невыносимой. Если мы решаемся прожить свою собственную жизнь, необходимо разобрать эти завалы.
То, что человек делает из страха перед мнением других, никогда не приносит настоящего счастья. Множество несчастливых, не нашедших себя людей живет за красивыми стенами. Страх, который закрывает личность от собственного центра, не позволяет найти свой талант, свою гениальность, стать самим собой.
Одна из моих прошлых жизней была очень показательна. Я родилась мальчиком в 18 веке в семье успешных, очень уверенных в себе людей. В юные годы душу волновала поэзия, путешествия, дальние страны, но юноша был примерным сыном, и, следуя наставлениям родителей, пошел на государственную службу по стопам отца. Он подавил свои стремления, опасаясь быть отвергнутым отцом, матерью и обществом, в котором он жил.
Этот человек прожил размеренную, обеспеченную, безопасную жизнь, однако он не был счастлив. Он занимался не своим делом. В течение тридцати лет каждый день он шел на нелюбимую работу, где его ждал конторский стол, бумаги, сонный день. Характер его стал желчным, раздражительным. Жена, которую ему также сосватали, казалась пустой, глупой женщиной, дети раздражали своим шумом. В пятьдесят три года этот человек скончался, ненавидя себя, окружающих и саму жизнь.
Воспоминание об этой жизни многому научило меня, она стала для меня уроком. Страх перед мнением родителей и общества, страх перед самой жизнью сделали то существование невыносимым. Испугавшись стать самостоятельным, боясь ответственности за собственные поступки, человек, который был моей инкарнацией, предал самого себя.