Урок № 39. Все мы родом из детства. Корней Чуковский. Произведения для детей.

Цели: 1.Развитие навыка выразительного чтения.

2. Развитие памяти, ассоциативного мышления.

3. Систематизация знаний о творчестве К. И. Чуков­ского.

4. Развитие умения оценивать творчество знакомого пи­сателя.

На изучение творчества К. И. Чуковского отводится два урока. Первый урок — возвращение к творчеству Корнея Чуковского для детей — это его сказки и переводы, а второй урок — знакомство с главой из повести «Серебряный герб».

После выразительного чтения учащимися стихотворений И. Бу­нина и А. Фета учитель переходит к основной части урока — твор­честву Корнея Чуковского для детей.

Вначале может быть беседа о талантливом поэте, прозаике, переводчике, читателями которого являются люди разных возрастов. Примерное содержание беседы:

«Мы вновь возвращаемся к творчеству знакомого вам с детства писателя — Корнея Ивановича Чуковского. Попытаемся заглянуть в его биографию, вспомнить интересные моменты из его жизни.

Родился Чуковский в Санкт-Петербурге в крестьянской се­мье. Поскольку денег в семье было недостаточно, мальчику рано пришлось начать самостоятельную жизнь. Он поменял несколько профессий, но очень любил читать, много времени отдавал учебе, самостоятельно изучал английский язык.

Начал свое литературное творчество будущий писатель со статей в газетах. Затем стал сотрудничать в литературных журналах: писал статьи и очерки о русских писателях.

Интересной сферой его деятельностью были и переводы. Он переводил произведения английских, американских писателей на русский язык. Среди них были и книги для детей: «Приключения барона Мюнхаузена» Рудольфа Распе (с рассказами из этой книги мы уже с вами знакомились); роман Дефо «Робинзон Крузо» (о приключениях мореплавателя, который прожил на необитаемом острове двадцать пять лет); повесть для детей «Приключения Тома Сойера» Марка Твена (о жизни озорного и весёлого мальчика Тома).

И, конечно, особое значение в творчестве Корнея Чуковского имели сказки для детей. Сам писатель говорил, что его задача в создании сказок состояла не только в том, чтобы познакомить детей с разнообразным миром вещей и животных и не столько в том, чтобы веселить и смешить читателя, а скорее всего в том, чтобы дать детям понятия о правилах поведения, чтобы учить их сочувствовать беде других, чтобы помогать в несчастье другим и радоваться их успехам и благополучию.

Любимый герой сказок писателя — крокодил. В каких сказках он действует? (Этот вопрос можно задать и учащимся). Он высту­пает в качестве главного героя в сказке «Крокодил». В «Путанице» он тушит горящее море. В «Мойдодыре» он гуляет по Тавриче­скому саду, глотает мочалку и угрожает проглотить грязнулю. В «Краденом солнце» крокодил глотает солнце. В «Тараканище» от испуга «крокодил жабу проглотил», а в «Телефоне» он обедает в кругу семьи и глотает галоши.

Сказки Корнем Чуковского заканчиваются победой добра над злом. «Давайте вспомним, чем они заканчиваются? — обращается учитель к четвероклассникам, вовлекая их в беседу Комарик осво­бождает Муху-Цокатуху из лап кровососа Паука; Воробей прогло­тил злодея Таракана; Мальчуган-грязнуля испугался угрозы кроко­дила и умылся; бабушка Федора становиться аккуратной и т. д. А когда в сказках опасность устранена, начинается бурное веселье:

Рада, рада, рада, рада детвора.

Заплясала, заиграла у костра... («Бармалей»)

То-то рада, то-то рада Вся звериная семья Прославляют поздравляют Удалого воробья. («Тараканище»)

И рада, и счастлива вся детвора: Приехал, приехал! Ура! Ура! («Айболит»)

Веселится и посуда в «Федорином горе»:

Засмеялись и кастрюли, Самовару подмигнули...

Такие веселые строчки в конце сказок могут также прочитать сами четвероклассники.

А ещё в сказках Корнея Чуковского много потешек, дразнилок, считалок, загадок, повторов, перевертышей, которые очень любят дети.

И опять же можно обратиться к учащимся, чтобы они нашли веселые строчки в сказках».

Такая диалогическая форма работы со сказками К. Чуковского позволит учащимся еще раз не только окунуться в мир веселой, искренней, доброй игры, в которую вовлекает своих читателей автор, но и навсегда стать поклонниками этого удивительного писателя.

Заключить данную часть урока можно материалом, предложен­ным в учебнике для определения названий произведений, из кото­рых взяты поэтические строчки. Это живые картинки из сказок «Та­раканище», «Мойдодыр», «Бармалей», «Муха-Цокатуха», «Краденое солнце», «Федорино горе», «Путаница».

Кроме того, можно вспомнить и веселые эпизоды из книги Рудольфа Распе в переводе К. Чуковского «Приключения барона Мюнхаузена».

Десять-пятнадцать минут в конце урока необходимо оставить на чтение главы из повести «Серебряный герб». А после чтения выявить эмоциональное восприятие текста: «Что привлекло в рас­сказе, особенно впечатлило, понравилось?»

На дом четвероклассники получают задание: перечитать текст и ответить на вопросы к нему (кроме двух последних).

Наши рекомендации