Любой из нас в чем-то похож на всех людей, в чем-то лишь на некоторых, в чем-то ни на кого не похож
ТЕМА №3.ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ.
v Проблема личности в психологии.
В психологической науке категории индивид, личность, индивидуальность относятся к базовым категориям. Они не являются сугубо психологическими и изучаются всеми общественными науками.
В отечественной психологии традиционно утвердились три основные понятийные категории, отражающие три аспекта существования человека: «индивид», «личность», «индивидуальность». Наиболее последовательно такое различение проведено в работах А.Н.Леонтьева.
1. Индивид (лат. individuum — неделимое)
Индивид — особь, отдельно существующий живой организм;
В психологии и социологии:
Индивид — отдельный человек, носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т.д.).
Человек как индивид — это природное существо, испытывающее так называемые органические потребности:в пище, тепле, отдыхе и т.д.
Принципиальное отличие человека от других живых существ состоит в свободном отношении к переживаниям органических потребностей. С помощью воли человек может блокировать ощущение голода и жажды, преодолевать чувство страха и боли, если это необходимо для достижения личностно значимых целей.
«Индивидом рождаются».(А.Н.Леонтьев)
2.Личность — одна из базовых категорий психологической науки и одно из наиболее широко применяемых понятий. Традиционно в психологии в это понятие вкладываются представления о наиболее развитом уровне человеческой субъективности. Словом «личность» (persona) первоначально обозначалась маска, надевавшаяся актером древнегреческого театра. Таким образом, в значении слова «личность» можно выделить два основных смысла.
· “Личность- человек, способный к сознательной организации и саморегуляции деятельности».
(Борис Герасимович Ананьев)
· «Личность- дееспособный член общества, сознающий свою роль в нём.» (Константин Константинович Платонов)
Если индивидом рождаются, то личностью становятся;
Личность — это особое качество или характеристика человека, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности тех общественных по своей природе отношений, в которые он включается.
Сущность личности заключается в способности человека действовать свободно, самостоятельно и ответственно. Личностное поведение — это поведение по собственному свободному выбору;
Личность — это не раз и навсегда сформированное качество, а постоянное развитие.
Психологи считают, что личность – это уровень развития, достигаемый отнюдь не каждым индивидом.
3.Индивидуальность— высший уровень интеграции человека по отношению к индивидному и личностному уровням. Индивидуальность одновременно фиксирует своеобразие и неповторимость человека как индивида и как личности.
Развитие индивидуальности — это жизненный путь человека.
Все люди имеют определенные психические черты, взгляды, обычаи и чувства, у каждого из нас есть различия в познавательной сфере личности, которые и будут определять нашу индивидуальность.
ОСНОВУ ЛИЧНОСТИ СОСТАВЛЯЕТ ЕЁ СТРУКТУРА
v Психологическая структура личности— это целостная модель, система качеств и свойств, которая полно характеризует психологические особенности личности (человека, индивида).
Любой из нас в чем-то похож на всех людей, в чем-то лишь на некоторых, в чем-то ни на кого не похож.
В психологии существует огромное количество моделей психологической структуры личности, которые проистекают из различных теорий о психики и личности, из разных параметров и задач.
Мы используем модель психологической структуры личности, на основе совмещения двух схем, разработанной вначале Сергеем Леонидовичом Рубинштейном, а затем К. К. Платоновым.
Итак, в личности выделяются следующие психологические составляющие, или подструктуры:
Основу составляют (по С.Л.Рубинштейну)
· индивидуально-типологические особенности, которые проявляются в темпераменте, характере, способностях
· знания, умения, навыки,которые приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности
· направленность,которая проявляется в потребностях, интересах, идеалах, доминирующих мотивах деятельности, в поведении
Далее данные подструктуры, которые составляют предметное содержание психологии личности, будут описываться в следующих лекциях, и раскладываться на отдельные составляющие: процессы, качества, свойства и т. д.
v Структура личности по К.К.Платонову
Название подструктуры | Содержание | Сущность | Соотношение биологического и социального |
Направленность | Интересы, побуждения, потребности, убеждения | Мотивация | Социальная подструктура |
Социальный опыт | Знания, умения, навыки, привычки | Опыт | Социально-биологическая подструктура |
Качества личности, сопряженные с психическими процессами | Эмоции, воля, интеллект | Индивидуальные психические свойства | Биосоциальная подструктура |
Биологически обусловленные свойства | Темперамент, пол, возраст | Тип высшей нервной деятельности | Биологическая подструктура |
Также К.К. Платонов выделяет подструктуру самоопределение личности, содержание которой определяют:
Самосознание, самооценка, самосравнение, самоожидание, самоконтроль, чувство собственного достоинства, которые в итоге формируют Я-концепцию.
v Я-концепция-относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная система представлений индивида о самом себе, на основании которой он строит своё взаимодействие с другими людьми и относиться к себе.
На основании Я-концепции индивид строит своё взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Её составляющие:
§ Реальное Я;
§ Идеальное Я;
§ Динамическое Я;
§ Фантастическое Я;
§ Образ тела и пр.
Степень рассогласованности отдельных компонентов влияет на психическое и соматическое здоровье, мотивацию, процессы саморегуляции.