Психодиагностическая шкала (разработана К. Шварцладером)
Уровень притязаний (УП) = 5 и выше — нереалистично высокий; УП = 3 + 4,99 — высокий; УП = 1 + 2,99 — умеренный; УП = -1,49 + 0,99 — низкий; УП = -1,50 и ниже — нереалистично низкий.
Уровень притязаний характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным. На уровень притязаний оказывает влияние динамика удач и неудач на жизненном пути, динамика успеха в конкретной деятельности. Бывают адекватные уровни притязаний (человек ставит перед собой те цели, которые реально может достичь, которые соответствуют его способностям и возможностям) и неадекватные: завышенные (притязает на то, чего не может достичь) или заниженные (выбирает легкие и упрощенные цели, хотя способен на большее). Чем адекватнее самооценка личности, тем адекватнее уровень притязаний.
Лица с нереалистично завышенным уровнем притязаний, переоценивая свои способности и возможности, берутся за непосильные для них задачи и часто терпят неудачи. Люди с высоким, но реалистичным уровнем притязаний постоянно стремятся к улучшению своих достижений, к самосовершенствованию, к решению все более и более сложных задач, к достижению трудных целей. Лица с умеренным УП стабильно, успешно решают круг задач средней сложности, не стремясь улучшить свои достижения и способности и перейти к более трудным целям. Лица с низким или нереалистично заниженным уровнем притязаний выбирают слишком легкие и простые цели, что может объясняться: а) заниженной самооценкой, неверием в свои силы, «комплексом неполноценности», либо б) «социальной хитростью», когда, наряду с высокой самооценкой и самоуважением, человек избегает социальной активности и трудных, ответственных дел и целей.
Примечание для экспериментатора:
1) размеры таблиц 10x3 см, размеры маленьких квадратиков в таблицах 1 х 1 см;
2) длительность первого, второго, четвертого опытов по 10 с, а в третьем опыте — 8 с для искусственного создания ситуации неудачи.
Семинарское занятие №2
Тема: «Темперамент как основа коммуникативного процесса. Графологические типологии».
Ход работы
1. Осветите следующие вопросы:
1. Понятие темперамента в психологии.
2. Классификация типов темперамента.
3. Что такое проективные тесты, в чем их особенность?
2. Выполните следующие методики:
1. Методика на определение типа темперамента Айзенка.
2. Методика «Формула темперамента» ( А. Белов ).
3. Методика «Психогеометрическая типология».
4. Методика «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур».
3. Подготовьте сообшение на тему:
«Содержание (описание) основных категорий типа личности (внешнего вида, речи, состояния рабочего места, язык тела, характеристики поведения), соответствующие каждому типу психогеометрической типологии».
Основные понятия по теме занятия:
Интровертированность – термин введен Г. Айзенком для обозначения типа личности. Интровертированность проявляется в необщительности, замкнутости, отчужденности, интересом к другим и склонности к углубленному самоанализу.
Экстравертированность – характерологическая особенность некоторых людей, проявляющаяся в повышенной общительности, открытости внутреннего мира и интереса к другим людям.
Темперамент – совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону её деятельности и поведения.
Тип ВНД – устойчивый комплекс свойств вышей нервной деятельности (сила, уравновешенность, подвижность и др.), определяемый в основном совокупностью свойств нервной системы.
Холерик - тип темперамента, проявляющийся в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенностью и общей подвижностью.
Сангвиник – тип темперамента, характеризующийся подвижностью, склонностью к частой смене впечатлений, отзывчивостью и общительностью.
Меланхолик - тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью, склонностью глубоко переживать даже незначительные события.
Флегматик – тип темперамента, проявляющийся в медлительности, устойчивости, слабом внешнем выражении эмоциональных состояний.
Рекомендуемая литература
1. Квин В. Прикладная психология. - С. П-б.: Издательство «Питер», 2000 – 560с.
2. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2006. – 583 с.
3. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн. -М.: ВЛАДОС, 2000. - Кн.1: Общие основы психологии. -688 с.
4. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Сост. Е.И.Рогов. -М.: ВЛАДОС, 2000. 448 с.
5. Общая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов. Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1986. – 464с.
6. Основы психологии. Практикум/ Рел.-сост. Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. – 576с.
7. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика.-Самара: "БАХАРАХ-М", 2001. - 672 с.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999 -720с.
9. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 4-е изд., -Ростов-н/Д: Феникс, 2001. - 672с.
10.Якунин В.А. История психологии: Учеб.пособие. -СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. -376 с.
11. http://mirrosta.ru/psichologiya-lichnosti/tipologiya-superchert-lichnosti-ili-tipologiya-g.-ayzenka.html