Психодиагностическая шкала (разработана К. Шварцладером)

Уровень притязаний (УП) = 5 и выше — нереалистично высо­кий; УП = 3 + 4,99 — высокий; УП = 1 + 2,99 — умеренный; УП = -1,49 + 0,99 — низкий; УП = -1,50 и ниже — нереалис­тично низкий.

Уровень притязаний характеризует степень трудности тех це­лей, к которым стремится человек и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным. На уровень притязаний оказывает влияние динамика удач и неудач на жизненном пути, динамика успеха в конкретной деятельнос­ти. Бывают адекватные уровни притязаний (человек ставит пе­ред собой те цели, которые реально может достичь, которые со­ответствуют его способностям и возможностям) и неадекватные: завышенные (притязает на то, чего не может достичь) или зани­женные (выбирает легкие и упрощенные цели, хотя способен на большее). Чем адекватнее самооценка личности, тем адекватнее уровень притязаний.

Лица с нереалистично завышенным уровнем притязаний, переоценивая свои способности и возможности, берутся за не­посильные для них задачи и часто терпят неудачи. Люди с высо­ким, но реалистичным уровнем притязаний постоянно стремят­ся к улучшению своих достижений, к самосовершенствованию, к решению все более и более сложных задач, к достижению труд­ных целей. Лица с умеренным УП стабильно, успешно решают круг задач средней сложности, не стремясь улучшить свои дос­тижения и способности и перейти к более трудным целям. Лица с низким или нереалистично заниженным уровнем притязаний выбирают слишком легкие и простые цели, что может объяснять­ся: а) заниженной самооценкой, неверием в свои силы, «комп­лексом неполноценности», либо б) «социальной хитростью», когда, наряду с высокой самооценкой и самоуважением, человек избегает социальной активности и трудных, ответственных дел и целей.

Примечание для экспериментатора:

1) размеры таблиц 10x3 см, размеры маленьких квадратиков в таблицах 1 х 1 см;

2) длительность первого, второго, четвертого опытов по 10 с, а в третьем опыте — 8 с для искусственного создания ситуации неудачи.

Тест «Самооценка»

Инструкция.1. Внимательно прочтите набор из 20 качеств личности: акку­ратность, доброта, жизнерадостность, настойчивость, ум, прав­дивость, принципиальность, самостоятельность, скромность, общительность, гордость, добросовестность, равнодушие, лень, зазнайство, трусость, жадность, подозрительность, эгоизм, на­хальство.

2. В столбик «идеал» под номером (рангом) 1 запишите то ка­чество из вышеуказанных, которое вы более всего цените в лю­дях, под номером 2 — то качество, которое цените чуть меньше и т. д., в порядке убывания значимости. Под номером 13 укажи­те то качество — недостаток — из вышеуказанных, которое вы легче всего могли бы простить людям (ведь, как известно, иде­альных людей не бывает, у каждого есть недостатки, но какие-то вы можете простить, а какие-то — нет), под номером 14 — тот недостаток, который простить труднее и т. д., под номером 20 — самое отвратительное, с вашей точки зрения, качество людей.

3. В столбик 2 «Я» под (рангом) 1 запишите то качество из вы­шеуказанных, которое лично у вас сильнее всего развито (независимо от того, достоинство это или недостаток), под но­мером 2 — то качество, которое развито у вас чуть менее и т. д. в убывающем порядке, под последними номерами — те качества, которые у вас менее всего развиты или отсутствуют.

Обработка. 1. Подсчитываем по формуле

где Ri1 (номер) — ранг 1-го качества в 1-м столбике; Ri2 — ранг 1-го качества во 2-м столбике; Д— разность рангов 1-го каче­ства в столбцах. Возводим Д в квадрат. Подсчитаем все Дi, воз­веденные в квадрат, их должно быть 20. Предположим, что пер­вое слово в столбце 1 — ум (Ri1 = 1), а в столбце 2 это слово находится на пятом месте, т. е. Ri2= 5, тогда по формуле вычис­ляем (1 — 5) = - 4, возводим в квадрат = 16, и так далее для всех слов по порядку (n — количество анализируемых качеств, n = 20). 2. Затем полученные (Дi2, в квадрате) складываем, умножаем на 6, делим произведение на (n x n x n - п) = (20 х 20 х 20 - 20)= = 7 980 и, наконец, от 1 отнимаем частное, т. е. находим коэф­фициент ранговой корреляции:

p = 1 – (6*∑ Дi2)/n3 - n

3. Полученный коэффициент ранговой корреляции сравни­ваем с психодиагностической шкалой.

Психодиагностическая шкала

Уровни самооценки
Неадек­ватно низкий   Низкий Ниже среднего   Сред­ний   Выше среднего   Высо­кий   Неадек­ватно высокий  
(-0,2)-0 0-0,2 0,21-0,3 0,31-0,5 0,51-0,65 0,66-0,8 Свыше 0,8


Самооценка связана с одной из центральных потребностей человека — потребностью в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.

Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка сво­ей личности, а также отдельных форм своей активности: обще­ния, поведения, деятельности, переживаний. Само­оценка может быть оптимальной и неоптимальной. При опти­мальной, адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически отно­сится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и ус­пехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие. Иными словами, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, т. е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка яв­ляется наилучшей для конкретных условий и ситуаций. К опти­мальной относятся самооценки «высокий уровень» и «выше среднего уровня» (человек заслуженно ценит, уважает себя, до­волен собой), а также «средний уровень» (человек уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенство­ванию, саморазвитию). Но самооценка может быть и неопти­мальной — чрезмерно завышенной или слишком заниженной.

На основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализирован­ный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным — чисто эмоциональ­ным. Рациональное зерно оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы — как несправедливо заниженная. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.

Человек с завышенной неадекватной самооценкой не желает признавать, что все это — следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Возникает тяжелое эмоциональное состояние — аффект неадек­ватности, главной причиной которого является стойкость сло­жившегося стереотипа - завышенной оценки своей личности. Если же высокая самооценка пластична, меняется в соответствии с реальным положением дел — увеличивается при успехе и снижа­ется при неудаче, то это может способствовать развитию лично­сти, так как ей приходится прикладывать максимум усилий для достижения поставленных целей, развивать свои способности и волю

Самооценка может быть и заниженной, т. е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализо­вать свои способности. Такие люди не ставят перед собой труд­нодостижимых целей, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.

Слишком высокая или слишком низкая самооценка наруша­ют процесс самоуправления, искажают самоконтроль. Особен­но это заметно в общении, где лица с завышенной и занижен­ной самооценкой выступают причиной конфликтов. При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебре­жительного отношения к другим людям и неуважительного об­ращения с ними, слишком резких и необоснованных высказы­ваний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже замечать, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений.

При заниженной самооценке конфликты могут возникать из-за чрезмерной критичности этих людей. Они очень требователь­ны к себе и еще более требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других. И хотя это делается из самых лучших побуж­дений, все же становится причиной конфликтов в силу того, что немногие могут терпеть систематическое «пиление». Когда в тебе видят только плохое и постоянно указывают на это, то возника­ет неприязнь к источнику таких оценок, мыслей и действий.

Наши рекомендации