Индивидуальные упражнения
Самостоятельная работа над вербальным статусом сводится в основном к изучению речи или сценических эпизодов. Однако можно получить удовольствие и необходимые знания, исследуя вербальный статус у людей, которые об этом не подозревают.
1. Когда будете в магазине, сделайте вежливый и искренний комплимент продавцу относительно его внешности (или того, как он одет). Внимательно проследите за его реакцией; он наверняка поднимется в собственных глазах.
2. В следующий раз как-нибудь покритикуйте себя (скажите, например: «Я слишком толст для него», примеряя пиджак; если комментариев со стороны продавца не последует, добавьте: «Ведь правда?»). Обратите внимание на его реакцию.
3. Когда вы в следующий раз встретите знакомого (который не читал эту книгу!), расхвалите его до небес и одновременно обругайте себя последними словами. Отметьте его реакцию.
4. Когда вы в следующий раз встретите (своего действительно хорошего) друга (который, опять же, не читал эту книгу), сильно оскорбите его, а себя рас-
Стр. 56
хвалите. Отметьте его реакцию, а затем расскажите, почему вы это делали. Удачи вам в дружбе.
Упражнения с партнером
1. Станьте лицом к партнеру. Сделайте ему комплимент относительно того, чем вы искренне восхищаетесь — по поводу его внешности или какой-то черты характера. Начните с простой фразы: «Что мне действительно в тебе нравится — это...». Теперь очередь партнера сделать вам комплимент. Продолжайте обмениваться лестными замечаниями, стараясь быть краткими. Когда почувствуете, что запас нужных слов начинает иссякать, переведите разговор на то, как приятно было получать простые комплименты.
2. Как и в предыдущем упражнении станьте лицом к партнеру. Но на этот раз оскорбительно отзывайтесь о внешности или характере друг друга. Однако не допускайте излишней грубости. Если вы обеспокоены тем, что можете серьезно обидеть партнера, сбавьте обороты (например, скажите: «Ты слишком много разговариваешь»). Еще менее оскорбительный вариант этого упражнения включает в себя использование длинных и бессмысленных слов типа «дриббетифид». Если вы скажете кому-то, что он пахнет, как «дриббетифид», это будет звучать как-то не так обидно. Затем обменяйтесь впечатлениями о подобного рода оскорблениях.
3. В этом упражнении, сделайте партнеру комплимент, который на самом деле будет замаскированным
Стр. 57
оскорблением. Можете сказать ему: «Ты сделал со своими волосами все, что смог», или «Ты выглядишь не таким уж старым» или «Если ты знаешь, что в чем-то прав, то будешь стоять на своем до конца». Обсудите, как это воспринял адресат.
4. Устройте импровизацию на тему «Хозяин и слуга». Слуга должен произносить фразы, понижающие статус хозяина, причем тот это не вполне сознает. (Помогая хозяину выбрать туфли, слуга может спросить: «Сэр, вы хотели бы надеть старые туфли или очень старые?»)
5. Проведите разбор эпизода, в котором вы и ваш партнер определяете слова и фразы, снижающие или повышающие статус другого. Проиграйте эпизод с различными целевыми установками: вначале сыграйте его, искренне высказывая комплименты и оскорбления. После этого постройте сцену так, как если бы оба персонажа были друзьями и решили посмеяться: теперь все похвалы шутливо неискренни, а оскорбления воспринимаются как розыгрыш.
• В каждом случае обсудите то, как действие в рамках упражнения изменяет отношения между партнерами или персонажами.
Физический статус
Проработав со студентами несколько недель, я ставлю над ними небольшой эксперимент. Я объявляю перерыв, затем возвращаюсь в аудиторию и приглашаю студентов сесть на пол. После этого я по очереди прошу
Стр. 58
некоторых из них высказаться по теме, над которой мы работали до перерыва. Как только занятия возобновляются, студенты начинают чувствовать напряжение. Экстравертированные в жизни люди начинают опускать голову в надежде, что их не спросят. Завзятые остряки перестают острить. Пока я выслушиваю сбивчивые комментарии, более смелые студенты встречаются со мной взглядом, но быстро отворачиваются. Через десять минут в аудитории воцаряются тишина и уныние.
С этого момента я уже не могу больше сдерживаться и признаюсь, что играл роль. Я спрашиваю, что они думали обо мне после того, как мы вернулись с перерыва. Все студенты полагали, что чем-то меня раздражают. Опоздавшие считали, что я устроил им холодный прием из-за их непунктуальности; остряки думали, что их шутки показались мне оскорбительными; те, кто отвечал, думали, что наводят на меня скуку. Я прошу их уточнить, что именно я делал иначе: они говорят, что я вел себя агрессивно, или слишком эмоционально, или, наоборот, неэмоционально. Я прошу их не интерпретировать мои чувства, а указать, что именно я делал не так, как всегда: чем мои физические действия отличались от моего обычного поведения?
После наводящих вопросов студенты начинают говорить, что мое физическое поведение временно изменилось. Если обычно я сидел на одном уровне с группой, то на этот раз я стоял, как бы возвышаясь над ними. Если раньше я имел привычку обводить взглядом всех присутствующих на занятии, то теперь я либо пристально смотрел на кого-то из студентов, либо совсем отводил взгляд. Обычно я немного суетился, теперь
Стр. 59
же держался очень спокойно. Эти и другие небольшие перемены в моем физическом поведении вывели их из равновесия и полностью изменили «вкус» наших отношений.
Во мне проявились все черты высокого физического статуса. Я был физически раскрепощен; я держал руки на бедрах, как бы увеличивая занимаемое мной пространство; я пристально смотрел на студента, никак его не подбадривая (кивком или улыбкой). Пару раз я близко подходил к отвечавшему, вторгаясь в его личное пространство.
Вы можете легко представить себе, какие знаки я бы подавал, если бы вел себя как человек с очень низким физическим статусом. Физическое поведение играет огромную роль в общении между людьми. В разделе 3 мы рассмотрим этот аспект более подробно. Что касается упражнений, то изучение физического статуса является, конечно, исследованием языка жестов. Детально описанные в следующем разделе упражнения позволят вам воплотить эти идеи на практике.
Сведя вместе три типа статуса, используемые человеком — социальный, вербальный и физический, — вы получите достаточно полное представление о конкретном человеке и своем отношении к нему. Полезно представить ваше статусное взаимоотношение с другим действующим лицом как некий фотоснимок. А образ «качелей» особенно действенен и одновременно прост.
В правой нижней части Таблицы профиля характера вы найдете графу «Статус». Следуйте указаниям, содержащимся в этом разделе Приложения, чтобы показать основное статусное взаимоотношение персонажа с другим действующим лицом.
Стр. 60