Контроль собственного раздражения и страха в конфликтной ситуации


Чувства гнева и страха легко могут создать конфликтную ситуацию. Они могут возникнуть в любом конфликте и в даль­нейшем служить для него питательной средой. Но одно дело подумать о том, что вам следовало бы сделать, а другое — в нуж­ный момент избавиться от отрицательных эмоций. Для того чтобы конфликт разрешить, надо принять во внимание нужды и желания другого человека. Но важно также, чтобы вы поза­ботились и о себе. Разумеется, вы хотите быть услышанным и чтобы ваши нужды были учтены, но многое вы можете осуще­ствить, не полагаясь на другого человека. Вы можете научиться контролировать и преодолевать препятствия, связанные лично с вами, на пути к решению проблемы.

Решающим шагом для выхода из любого конфликта и восстановления хороших взаимоотно­шений является освобождение от раздражения обоих участни­ков конфликта. Иногда вы заставляете себя сдержаться хотя бы для того, чтобы выслушать тираду оппонента. Но, в конце кон­цов, вы должны освободиться от собственного гнева. Задача со­стоит в том, чтобы научиться избавляться от раздражения, кон­тролируя себя. Взрываться или атаковать оппонента для того, чтобы освободиться от своего гнева — ложный путь. К счастью, имеется возможность одновременно избавиться от гнева и ра­зочарования тем, как решена ситуация. Обычно это внутрен­ний процесс. Действуйте так даже тогда, когда ваш собеседник просто кричит на вас. После этого, в идеальном случае, вы оба будете готовы оставить гнев, успокоиться и разобраться в кон­фликтной ситуации.

Одним из способов избавления от собственного раздражения — это внутренняя визуализация ри­туала освобождения. Этот подход особенно эффективен, если вы не можете позволить себе излить свое раздражение (напри­мер, на начальника) или, если вы предполагаете, что ваш гнев только ухудшит и без того напряженную ситуацию. В основе своей метод визуализации сводится к тому, чтобы представить самого себя делающим что-либо или говорящим.

Другой вариант — избавление от гнева с помощью «проецирования» и уничтожения его. Этот вариант избавления от гнева состоит в полном рас­слаблении, а затем представлении, что вы излучаете гнев, ко­торым вы охвачены, и проецируете его на некий экран. После этого представьте, что берете лучевую пушку и стреляете в него. С каж­дым попаданием ваше раздражение ослабевает все больше и исчезает.

Еще один способ освобождения от раздражения состоит в том, что­бы не просто взглянуть на ситуацию, которая вызывает в вас чувство гнева или иные отрицательные эмоции, а спросить себя:

«Какой урок я могу извлечь из этой ситуации, чтобы быть под­готовленным к аналогичным случаям в будущем? Как мне при­обрести уверенность на тот случай, если я снова столкнусь с аналогичной проблемой?»

Некоторые люди как буд­то заряжены чем-то отрицательным. Если вы окажетесь в окру­жении людей злых, враждебных, необъективных, если они при­чиняют вам неудобства, вам будет необходимо установить что-то наподобие психологического барьера или защиты. Это мо­жет оказаться особенно полезным, если вы каждый день кон­тактируете с таким человеком и не можете просто уйти или пре­рвать общение. Оградившись от него, вы защититесь от отри­цательного заряда, окружающего этого человека.

Другой способ из­бавиться от конфликтных, проблемных взаимоотношений со­стоит в том, чтобы махнуть на них рукой, если вы будете спо­собны это сделать. Например, вы находите, что некоторый че­ловек слишком отрицателен или что ваши взаимоотношения определенное время были слишком неустойчивыми. Подумай­те, действительно ли общение с ним вам необходимо. Если нет, то прекратите его, возможно, прибегнув к способу визуализа­ции освобождения от контакта. Или, может быть, вам следует свести ваше общение к минимуму и найти что-нибудь иное для заполнения образовавшегося вакуума. Прекращение взаимоот­ношений может оказаться лучшим вариантом так же в том слу­чае, когда вы обнаружили, что другой человек сдерживает ваше развитие, обладая определенным мнением о вас, а вы этому мнению не соответствуете или уже изменились.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Основная

1. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 295 с.

2. Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих воздействий. — СПб.: Изд. Дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС Инвест», 2003. — 288 с.

3. Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие. — М.: Ось-89, 2003. — 320 с.

4. Мальханова И.А. Школа красноречия. Интенсив. учеб. практ. курс речевика – имиджмейкера. — М.: АиФ-Принт, 2002. — 271 с.

Дополнительная

1. Каменюкин А.Г., Ковпак Д.В. Антистресс-тренинг. — СПб.: Питер, 2004. — 192 с.

2. Кузнецов И.Н. Технология делового общения. — М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. — 128 с.

3. Кукушин В.С. Психология делового общения: Учебное пособие. — М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. — 368 с.

4. Леонов Н.И. Психология делового общения. Учеб. пособие. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. — 216 с.

5. Лукашук И.И. Искусство деловых переговоров: Учеб.-практич. пособие. — М.: Изд-во БЕК, 2002. — 208 с.

6. Мальханова И.А. Деловое общение: Учебное пособие. — М.: Академический Проект, 2003. — 224 с.

7. Ребрик С. Презентация: 10 уроков. — М.: Изд-во Эксмо, 2004. — 200 с.

8. Самоукина Н. Психология профессиональной деятельности. — СПб.: Питер, 2003. — 224 с.

9. Сергеечева В. Как говорить убедительно. — СПб.: Питер, 2002. — 224с.

10. Столяренко Л.Д. Психология и этика деловых отношений. — Ростов н/Д: «Феникс», 2003. — 512 с.

11. Тимофеев М.И. Деловое общение: Учебное пособие. — М.: Изд-во РИОР, 2004. — 125 с.

12. Травин В.В., Магура М.И., Курбатова М.Б. Деловое общение: Модуль II: Учеб.-практич. Пособие. — М.: Дело, 2004. — 96 с.

Наши рекомендации