Искажения конфликтной ситуации

Искажение конфликтной ситуации в целом:

· ситуация упрощается, сложные или неясные моменты отбрасываются и упускаются и не анализируются

· в ситуации выявляются лишь некоторые основные связи и отношения

· уменьшается перспектива восприятия ситуации, предпочитается принцип «здесь и теперь», а последствия не просчитываются

· восприятие ситуации происходит в полярных оценках (белое или черное)

· фильтрация информации и ее интерпретация идут с учетом собственных предпочтений или предубеждений

Искажение мотивов поведения:

· собственная мотивация, т.е. себе приписывается социально одобряемые мотивы (восстановление справедливости, защита демократии), собственные замыслы и цели оцениваются как благородные и возвышенные

· мотивы оппонента оцениваются как подлые и низменные (карьеризм, обогащение)

· искажения восприятия действий, высказываний, поступков

Собственная позиция, фиксируется ее обоснованность и целесообразность (я прав, поэтому должен победить): я все делаю правильно, я вынужден, по-другому невозможно поступить, он сам виноват, что приходится так действовать

Позиция оппонента, она рассматривается как ошибочная, бездоказательная, нормативно неподкрепленная (он должен уступить): это подлые поступки, это удар ниже пояса, он намеренно так поступает

· Искажение восприятия личностных качеств: восприятие самого себя (выдвигается постулат: хорошие люди совершают хорошие поступки), происходит усиление и гиперболизация отрицательных качеств противника, формируется образ врага

Состояние стресса обычно сужает и затрудняет мышление и упрощает восприятие. Высокий уровень негативных эмоций идет к резкому искажению. Чем ниже уровень информированности участников друг о друге, тем больше человек достраивает ее, опираясь на созданный образ врага. Личности с низким когнитивным развитием оценивают ситуацию поверхностно, и их оценки носят крайний характер. Неумение предвидеть последствия приводит к искажению ситуации в 85% конфликтов. Увеличение значимости мотивов и потребностей, затрагиваемых в конфликте, приводит к увеличению искажения. Доминирование в сознании оппонента концепции агрессивной сред предопределяет ошибочное восприятие конфликта. Негативная установка на оппонента, сложившаяся в доконфликтной фазе, способствует искажению. Ограниченность во времени и ускоренное развитие конфликта искажают восприятие

08.12 Функции динамики конфликтов

мне широко было видно о том, что… ну значит там, знаете там

Функции конфликтаимеют двойственный характер, один и тот же конфликт может играть как положительную, так и отрицательную роль для конфликтующих сторон. Он может быть конструктивен и деструктивен и тд.

По отношению к участникам конфликта, он может выполнять конструктивные и деструктивные функции.Конструктивные функции:

1. конфликт полностью или частично устраняет противоречия, возникающие из-за несовершенства организации деятельности, ошибок управления и тд. При разрешении конфликтов более чем в 65% случаев, удается полностью или частично решить противоречия, лежащие в их основе.

2. Конфликт позволяет более полно оценить индивидуальные особенности людей, участвующих в нем. Он высвечивает ценностные ориентации, силу мотивов, устойчивость к стрессовым факторам в стрессовой ситуации. Конфликт способствует раскрытию не только отрицательных, но и положительных сторон в человеке. Примерно в 10-15% ситуаций отношения оппонентов после завершения конфликтов, становятся лучше, чем были до него.

3. Конфликт позволяет ослабить психологическую напряженность, являющуюся реакцией участников на ситуацию. Конфликтное взаимодействие, сопровождаемое бурными эмоциями, снимает у человека эмоциональную напряженность, и приводит к снижению уровня отрицательных эмоций. Одним из финальных ощущений конфликта может быть катарсис.

4. Конфликт служит источником развития личности и межличностных отношений. При конструктивном разрешении, конфликт позволяет человеку подняться на новую высоту, расширить сферу и способы взаимодействия. Человек приобретает важный опыт решения трудных ситуаций.

5. Конфликт может улучшить качество индивидуальной деятельности. После завершения конфликта по вертикали, качество деятельности руководителя поднимается около 28% случаев, а качество деятельности подчиненного, наоборот, чаще ухудшается.

6. При отстаивании целей повышается статус одного из участников, и улучшается отношение коллег к нему. Независимо от результатов конфликта, это происходит в 4 раза чаще, чем по отношению к оппоненту, отстаивающему сомнительные цели.

7. Межличностные конфликты служат средством социализации человека и способствуют самоутверждению личности.

Наши рекомендации