Воспоминания, комплексы)
Юнг наметил и систематику Архетипов:
- «Тень» -бессознательная дочеловеческая часть психики, литературным выражением
которой Юнг считал Мефистофеля в «Фаусте» Гете, или любой другой образ плута-озорника. Это тенденции, желания, воспоминания, которые отрицаются человеком как несовместимые с «Персоной».
«Тень» - негативная стороны личности, сумма всех неприятных качеств, которые хотелось бы спрятать, «другая личность» в самом человеке, его собственная темная сторона. Это комната с мусором, куда не хотелось бы заглядывать. «Это как раз то, чем человек не хотел бы быть», - писал Юнг. «Тень» - совокупность вытесненных суждений о себе.
«Трикстер» (дурак, «Чайник») - коллективный образ «Тени», совокупность всех низших черт характера («Меркурий» - страсть к кровавым розыгрышам; Дьявол и его признаки – проявления «Тени». Символизируют оргии разрушения, страдания).
Юнг подчеркивал, что все мы имеем «Тень», что всякая реальная субстанция отбрасывает Тень, что ЭГО соотносится с Тенью как свет с мраком, что именно Тень делает нас людьми. «Каждый носит с собой тень, и чем меньше она подключена к индивидуальной сознательной жизни, тем она темнее и гуще. Если плохое качество осознано, то всегда есть шанс его исправить. Но если теневая сторона подавлена и изолирована от сознания, то она никогда не будет исправлена, и постоянно имеется возможность ее внезапного прорыва в самый неподходящий момент. Так что, по всем подсчетам, она создает бессознательное препятствие, мешая нашим самым благонамеренным побуждениям и порывам».
- «Анима(в мужчине)– Анимус(в женщине)» - бессознательное начало
противоположного пола в психике человека, определяющее отношение к женщине (мужчине), к обществу, к государству; выражаемое образами двуполых существ в первобытном мифе, китайскими категориями Инь и Ян. Это – побуждающее начало (возможно, по его «вине» происходит мускулизация женщины и феминизация мужчины в наши дни).
В раннем детстве – «Мать (Инь) – Отец (Ян)». Определяет отношение к самым близким людям, а во взрослом состоянии – отношение человека к матери – это отношение к семье, а отношение к отцу определяет его отношение к государству (Отечеству).
«Анима-Анимус» - внутренний образ женщины, хранимый мужчиной, и мужское начало, действующее в женской психике. Это образ «не – Я» (Примеры: транссексуал; муж, имеющий несколько жен…).
Благодаря своим архетипическим свойствам «Анима-Анимус» представлены во многих коллективных формах и образах: Афродита, Афина, Гермес, Аполлон, Мария, Александр Македонский, Ромео… Как персонифицированные компоненты психики, они связывают нас с жизнью, вовлекают в нее. Для полной реализации и интеграции образа необходимо партнерство с противоположным полом.
«Ведьма» - инстинктивный страх ночи.
«Герой» - образ, определяющий отношение женщины к мужчине, мужу, отцу, сыну.
- Архетип «Великой Матери» («Дева») - образ высшего женского существа,
воплощающего психологическое ощущение смены поколений, преодоления смены времени, бессмертия(Деметра – Гея, Кибела, мойры, Богородица). Отношение к бабушке, дочери, свекрови, жене. (Страстное стремление ко спасению – Церковь, Земля, Небо – то, что дает надежду на спасение).
- «Мудрый старик» (Старуха) – архетип Духа (Бога), значения, скрытого за хаосом
жизни, выявляемый в образах мудрого волшебника, шамана (уважение к старшим).
«Дух» - принцип противостояния материи.
- «Самость» - символ единства личности как целого. Это центральный архетип -
архетип порядка и целостности личности. Выступает в качестве жизненной цели человека. Сознательное и бессознательное дополняют друг друга до целостности. «Самость» означает всю личность. Это центр сознания, экзистенциальная точка, из которой человек смотрит на мир («Я»).
- «Персона», «Маска» -архетип неизбежности и вездесущности. Это то, каким мы
представляем себя миру, наши социальные роли, имидж.
«Самость», обращенная во вне.
«Маска» - совокупность приспособлений к миру. Это то, чем человек не является, но чем сам себя считает. Это та часть личности, которую мы показываем миру, символы статуса, стиль, манеры, образ поведения.
Элемент коллективной психики – «маска», с помощью которой инсценируется индивидуальность.
В любом обществе человеку необходимы способы и средства, облегчающие его взаимоотношения и обмен. Различные культуры устанавливают различные критерии для «Персоны», существует также его эволюция во времени (с развитием культуры).
«Персона» выступает как посредник между ЭГО и внешним миром, как «Анима-Анимус» посредничает между ЭГО и миром внутренним (Пример: Прометей и Эпиметей – образы, обозначающие противопоставление в психике индивидуально-личностного начала, «самости», ЭГО и той ее части, которая обращена во вне).
Сам Юнг приводил такой пример: Если в комнате есть Том и Билл, сколько человек в комнате? Там 6 человек: Как Том видит Билла, как Билл воспринимает сам себя и реальный Билл… .
Чем больше «Персона», тем больше «Тень»!
- «Вечное дитя» (комплекс младшего в семье), «Вечный воитель».
- «Возрождение» - 5 типов:
а). Переселение душ – продление жизни человека во времени;
б). Перерождение;
в). Воскрешение (трансмутация бытия человека);
г). Преображение – возрождение в духовном существе;
д). Трансформация личности – «переносное» Возрождение.
Сам Архетип воспринимается как содержащий унаследованную и противоположную дуальность, которую можно представить в виде спектра (например, архетип Великой Матери – от доброй и кормящей матери на одном конце спектра до плохой, жестокой, пожирающей матери – на другом конце).
Таким образом, Архетипическое содержание будет интегрировано только тогда, когда окажется осознанным весь его спектр (безграничное богатство проявлений).
Структурные формы коллективного бессознательного (Архетипы) организуют и канализируют психическую энергию человека, определяя его поведение («сухое русло реки»).