Воспоминания и ложные воспоминания

На первый взгляд теория Локка позволяет ответить на второй из трех наших первоначальных вопросов, а именно: откуда человек знает, изо дня в день, что является той же личностью, что и вчера? Ибо Локк отвечает: с вашей собственной точки зрения, именно ваши воспоминания делают вас той же самой или другой личностью. Вы знаете, что вы та же личность, что и вчера, только потому, что ваши воспоминания сегодня во многом те же, что и вчера.

Однако этот ответ воскрешает призрак ложного воспоминания – призрак, неминуемо разрушающий всю теорию Локка.

В конечном счете я не могу считать свою память основанием для суждения о том, что я та же самая (в локковском смысле) личность, поскольку всегда существует вероятность, что мои воспоминания ложны. Поэтому мне нужно знать, каким образом я могу удостовериться в истинности моих воспоминаний. Но это значит, что я должен опереться на вторые воспоминания как на основания для суждения об истинности первых воспоминаний. А затем мне понадобятся третьи воспоминания, чтобы удостовериться в истинности вторых воспоминаний, и так до бесконечности.

Как (в другой связи) заметил Витгенштейн, невозможно проверить точность информации в сегодняшней газете, купив второй (третий, четвертый...) ее экземпляр.

Существует ли какой-нибудь способ проверить истинность собственных воспоминаний или воспоминаний других людей? Да, существует. Но этот метод проверки предполагает, что условия тождества личности суть те же, что и условия человеческого (животного) тождества, а это разрушает теорию Локка.

Что такое ложное воспоминание? В сущности, это воспоминание, которое сообщает вам, что ваше тело находилось в конкретном месте в конкретное время, тогда как можно доказать, что на самом Деле оно было в другом месте. Допустим, например, вы заявляете, что вы – Уинстон Черчилль. Вы помните, как стали премьер-министром Великобритании, помните, как произносили многочисленные речи в палате общин и к народу. Вы помните, как женились на Клементине Черчилль.

Как вы (и другие люди) можете удостовериться в истинности или ложности ваших заявлений? Какие условия тождества можно применить для установления вашего реального тождества?

Ваше реальное тождество будет установлено и может быть установлено только в результате выяснения того, где находилось ваше тело во время жизни Черчилля. Оно будет установлено, только когда будет получен ответ на следующие вопросы. Есть ли это индивидуальное тело то же тело, что и тело Черчилля? Является ли жизнь этого индивидуального тела неотрывной от жизни тела Черчилля? Было ли это индивидуальное тело всегда там же и в то же время, что и тело Черчилля?

Если ответы на эти вопросы не будут в каждом случае утвердительными, то претензии вашей памяти будут ложными. Ведь ложное воспоминание, как мы уже установили, есть воспоминание, которое сообщает вам, что ваше тело находилось в конкретном месте в конкретное время, тогда как на самом деле оно было где-то еще.

Предположим, все имеющиеся свидетельства подтверждают, что границы вашего тела и тела Черчилля не совпадают. Разве вы не можете быть по-прежнему уверены в том, что вы Черчилль? Разве ваши воспоминания не могут все еще казаться его воспоминаниями? Да, это возможно. Но в любом случае они были бы ложными воспоминаниями. Собственные убеждения человека о его тождестве не всегда правильны. Человек может страдать потерей памяти и даже утратить всякое чувство тождества. И все же даже в этом случае вы продолжаете быть тем же человеческим животным, каким были до потери памяти, и поэтому для других людей всегда будет оставаться возможность установить ваше тождество как конкретного человеческого существа.

Теория Локка сегодня

Локковская теория тождества личности все еще не списана со счетов, и современные философы продолжают настаивать, что человеческие существа – не то же, что личности. В последнее время эта теория развивалась в одном направлении с теориями, обосновывающими дискриминацию по признакам расы, пола и возраста.

Интересно, что студенты употребляют термины «личность» и «человеческое существо» как взаимозаменяемые до тех пор, пока их не остановят преподаватели философии. Означает ли это, что преподаватели философии знают множество таких физиологических фактов о личностях и человеческих существах, какие неведомы студентам? Разумеется, нет. Философы – не физиологи, и в любом случае факты, имеющие отношение к делу, известны всякому. Что же, преподаватели философии знают значения слов «личность» и «человеческое существо» лучше, чем студенты? Нет, это не так. Язык, обычное словоупотребление и словарь – скорее на стороне студентов, чем преподавателей.

Обычно преподаватели не приводят оснований для рассматриваемого различения, но просто постулируют его. Так, профессор Майкл Тули в статье в защиту абортов пишет: «Я буду рассматривать понятие личности как чисто моральное понятие... свободное от всякого дополнительного содержания... синонимичное выражению "иметь серьезное моральное право жить"» (курсив авторов).

Закусив удила, Тули вполне мог бы сказать и так: «Я буду рассматривать понятие личности как чисто энтомологическое понятие, синоним понятия "жук"»...

Проведенное Локком различение между человеческими существами и личностями в конечном счете привело к тому (понятно, что сам Локк не несет за это никакой ответственности), что философы разделили человеческий род на два вида существ – на имеющих право на жизнь и не имеющих такого права. Именно это различение, сделанное Тули и другими, приближается к расизму, сексизму и агеизму. Теории расизма, сексизма и агеизма тоже разделяют человеческий род на два типа – тех, кто имеет моральные права или достоин их, и тех, кто их (якобы) не достоин.

Человеческие личности

Тогда что же такое личность? И что делает личность той же, что и вчера? Мы бы сказали, что личности на нашей планете суть не что иное, как человеческие животные, будь то белые или черные, мужчины или женщины, дети или взрослые. Отсюда следует, что условия тождества личности те же, что условия тождества человеческого существа.

Это не означает, что человеческое животное не является совершенно особым животным. Человеческие существа могут сознавать, мыслить и вспоминать. Питер Стросон пишет: «Личности суть индивиды определенного уникального типа, такого, что каждому индивиду этого типа необходимо или можно приписать как состояния сознания, так и телесные характеристики». Видимо, это приблизительно верно. Хотя надо добавить, что спящая и вообще бессознательная личность есть все же личность. Состояния сознания, упомянутые в определении Стросона, не присутствуют неизменно в актуальной форме. Они могут быть как актуальными, так и потенциальными. Это представление о потенциальности дает полное право утверждать (против Тули и др.), что человеческие младенцы, так же как и взрослые, суть личности. Общество тоже признает значение потенциальности сознания, говоря (в правовой системе) о младенцах как о личностях.

Не следует поспешно заключать отсюда, что человеческие существа являются единственными особыми животными во вселенной. Где-нибудь в безбрежных космических просторах могут существовать нечеловеческие животные, которым, подобно нам, свойственны) мышление, память и сложные состояния сознания. Если бы они были особыми животными в том же смысле, что и человеческие существа, они тоже были бы личностями.

Наконец, не надо торопиться с выводом, что не может быть чисто духовных личностей, богов и ангелов и т.д. Пожалуй, они логически возможны. И все же мы твердо знаем, что мы существа человеческие, а не чисто духовные. Мы точно знаем, что мы – человеческие животные и что на этой планете личность есть не более чем человеческое животное.

Глава 4

ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ ВОЛИ

Проблема свободы воли связана с проблемой причины и действия, а также с проблемами философии религии и моральной философии.

Говоря приблизительно, свобода воли означает свободу выбора. Отрицание свободы воли есть детерминизм – теория, согласно которой ни один индивид не может контролировать собственные действия.

По мнению детерминистов, все действия людей обусловлены неподконтрольными им факторами. Человеческие поступки обусловливаются не свободным выбором, но генетическим кодом, инстинктами, переживаниями раннего детства или социальной средой. Железный закон причинности гласит, что будущее в некотором смысле уже написано и не подлежит изменению.

В повседневной жизни мы чувствуем, что можем выбирать. С другой стороны, мы видим господство закона причинности в природе в целом и знаем, что мы сами составляем часть природы.

Проблема свободы воли тесно связана с вопросами о моральной ответственности, и потому она встает перед многими людьми. Например, они спрашивают: «Могут ли преступники не делать то, что они делают?» Ведь кажется, что подлинная нравственность возможна только в том случае, если мы действуем свободно. Если мы не свободны, то не можем отвечать за свои поступки, а значит, по отношению к нам неуместны ни обвинения, ни похвала.

Некоторые философы настаивают на существовании свободы воли отчасти потому, что, по их мнению, отрицание ее приведет к вредным последствиям для нравственности.

Причина и случайность

Допустим, человеческие действия являются исключением из закона причинности. Не означало бы это, что они совершаются случайно? Ведь отсутствие причины, безусловно, и есть случайность. В таком случае является ли человек, чьи действия случайны, более свободным, чем человек, чьи действия обусловлены? Видимо, нет.

Для защиты теории свободы человеческой воли недостаточно просто опровергнуть детерминизм, поскольку свобода воли не есть простое отсутствие причинности, не есть случайность.

Перед нами дилемма, которую необходимо разрешить. Она состоит в следующем.

Если человеческие действия беспричинны, являются результатом случая, то индивид не свободен. Человека, чье поведение определяется случаем, следует назвать не свободным, а безумным. Как бы то ни было, действия, являющиеся результатом выбора, не случайны. И если я сделал выбор посетить Богнор, то едва ли могу сказать, что оказался там по чистой случайности.

С другой стороны, если все человеческие действия причинно, обусловлены, то индивид опять-таки не свободен. Ведь если все действия человека причинно обусловлены, то так же обусловлен его выбор. Выбор не может ускользнуть от господства причинности. Чаще всего выбор определяется инстинктом или социальной средой.

Итак, в любом случае оказывается, что свободы воли не существует.

Мы можем предположить, что в наше рассуждение вкралась ошибка, поскольку два противоположных тезиса привели к одному и тому же заключению о не-существовании свободы воли.

Наши рекомендации