Психологическая характеристика
Характеристика на ребенка 5 класс
(коррекционная школа 8 вида)
Ф.И.О. Ялина Екатерина Сергеевна
Дата рождения 29.01.2005г. Возраст 9 лет 7 мес.
Методы обследования: изучение медицинского и социального анамнеза, наблюдением за ребенком в группе, беседы с ребенком и с воспитателями, использование психодиагностических методик (Н.Я. Семаги).
Внешний вид и поведение в ситуации обследования:
На контакт идет легко, социальную дистанцию не соблюдает. Ситуацию обследования принимает, но интерес не устойчивый, часто отвлекается. При усложнение задания проявляются неадекватные реакции, девочка начинает раскачиваться на стуле, смеяться, задавать вопросы не по существу. При выполнении заданий необходима помощь и поддержка. Девочка помощь принимает, но не всегда переносит.
Темп деятельности и работоспособность:
Темп деятельности не равномерный, снижающийся при усложнении задания, а так же к концу обследования. Работоспособность низкая.
Общая характеристика деятельности, сформированность регуляторных функций:
Не способна самостоятельно планировать свою деятельность, выстраивать действия по достижению цели. Оценка собственной деятельности чаще всего завышена. Регуляторное развитие ниже возрастной нормы. Ведущий вид деятельности – игровой.
Особенности речевого развития:
Большой разрыв между активным и пассивным словарем, аграмматизмы, низкая вербализация мышления.
Характеристика моторики, в том числе графической деятельности (рисунок, письмо)
Мелкая моторика недостаточно развита, зрительно - моторная координация слабо сформирована.
Особенности внимания:
Внимание непроизвольное, неустойчивое, малопродуктивное, объем и концентрация – низкие. Девочка часто отвлекается на посторонние шумы и раздражители.
Особенности памяти:
Ведущий тип запоминания – зрительный, низкая продуктивность отсроченного воспроизведения. Недостаточное развитие опосредованной, логической памяти.
Сформированность пространственных представлений:
Не знает названий месяцев года, их количества. Называет только основные признаки времен года. Путает части суток. Временные последовательности и интервалы времени не понимает.
Характеристика интеллектуального развития:
Мышление наглядно – образное, конкретное; операции мышления слабо сформированы: классифицирует, обобщает простые предметы. Причинно – следственные связи слабо улавливает, но не всегда объясняет их. Не понимает переносного смысла пословиц и поговорок.
Особенности мотивационно – волевой сферы, ведущий тип мотивации
Мотивация низкая. Воля слабая, не всегда доводит начатое до конца.
Эмоционально – личностные особенности, специфика межличностных взаимодействий:
Круг общения с детьми избирателен, по темпераменту – ярко выраженный холерик, эмоционально не стабильна, раздражительна. В отношении других детей проявляется вербальная и физическая агрессия. Гиперактивна. Из – за особенностей поведения частые конфликты со сверстниками и взрослыми. С взрослыми ведет себя в зависимости от реакции взрослого на ее поведение.
У девочки повышенная тревожность, связанная со страхами (темнота, дикие животные, разбойники, сказочные персонажи – страх смерти)
Заключение: Уровень актуального развития не соответствует возрастной норме. Стойкое нарушение познавательной деятельности.
Коррекционная работа психолога:
• Учить выделять в предмете существенные детали, части.
• Развивать произвольность операций внимания.
• Развивать зрительно – моторную координацию, мелкую моторику.
• Учить ориентироваться на листе бумаги от другого предмета.
• Учить доводить начатое до конца, контролировать свое поведение.
• Развивать эмпатию и произвольность поведения.
• Снизить тревожность девочки (проработка страхов)
Рекомендации:
• Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
• Делить работу на более короткие, но более частые периоды, использование физминуток.
• Давать четкие, короткие, конкретные инструкции.
• Использовать тактильный контакт (элементы массажа, поглаживания, прикосновения)
• Контролировать просмотр художественных фильмов (исключить фильмы, которые могут напугать ребенка)
• Вечернюю прогулку проводить до наступления темноты, исключить нахождение девочки в одиночестве, в темноте и замкнутом пространстве.
• Совместно с ребенком прописать перечень правил, что можно, а, что нет. И четко их соблюдать.
• Расширять знания девочки о временах года, месяцах, частях суток.
• Учить ребенка правильно употреблять предлоги.
• Способствовать формированию устойчивого внимания. Привлечение внимания ребенка к таким свойствам, как цвет, форма, величина. Учить различать геометрические фигуры (овал, ромб)
• Разбирать значения метафор, пословиц, поговорок.
• Развивать мелкую моторику девочки (штриховка, мозаика, вышивание, пришивание пуговиц и т.д.)
• Развивать видение причинно – следственных связей (рассказы по сюжетным картинкам, продолжение ряда, раскладывание карточек в определенной последовательности)
• Развивать осознанную память, используя причинно-следственные связи, картинки.
• Целесообразно работать над повышением работоспособности (учитывать наиболее производительное время: начало урока, конец или середина урока; 1, 2 урок; начало недели – на которое приходиться пик работоспособности). Возможно по рекомендации врача сокращение рабочей недели, дополнительные каникулы.
• Соблюдение всех гигиенических норм к щадящему режиму (чередование труда и отдыха).
• Обязательна стимулирующая оценка (не формально а, в сравнении с результатом прошлых уроков).
• Предотвращать аффективные вспышки (смена деятельности, спокойные занятия: почитать, порисовать, занятия по душе.)
• На доступных примерах показывать неадекватность поведения. Ни в коем случае не повышать тона, не допускать антипедагогических действий, не акцентировать на поведении ребенка внимание других детей.
• На уроке использовать стимулирующую оценку, но не захваливать.
• Работать с ребенком над умением контролировать свое поведение, оценивать его (для этого разбирать только хорошие его поступки или поступки др. детей.)
• Обязательно выяснять, что в ребенке есть положительное. Систему коррекционной работы строить с опорой на положительные сохранные черты личности.
• Предъявление посильных требований, не завышать требования, изучать возможности. Помнить о ранимости ребенка с неврозоподобными состояниями.
• В системе работы использовать следующие приемы: обязательна система поощрительных мер, постепенное усложнение материала, коррекция психического развития.
• Усиленная индивидуальная работа (показ приемов: как сравнивать, обобщать, провести классификацию и т.д. – и их детальная обработка).
• Ограничить до минимума отвлекающие факторы (яркие цвета, предметы).
• Планировать деятельность ребенка и с ним же ее проговаривать.
• Большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя каждое из них.
• Давайте задания в соответствии со способностями ребенка (по уровням).
• Обратная связь с воспитателем.
• Учить доводить выполняемое учебное задание до конца. Незаконченная работа-сигнал для учителя. Посильно ли оно! Окажите помощь. Дайте аналогичное задание для самостоятельной работы.
• Воспитывать волевые качества, отмечать случаи, когда ребенок соскальзывает. Дать отдохнуть, вернуть к заданию. И все-таки выполнить задание до конца.
Дата 10.10.2014 г.
Подпись практиканта ________________________________
Психолог школы _____________________________ _____________________________
Студент – практикант ________________________ _____________________________