Снятие негативных эмоций

Педагогический конфликт

Виды конфликтов:

По основанию:

- экономические;

- идеологические;

- социально-бытовые;

- семейно-бытовые;

- социально-психологические;

- эмоционально-неврогенные.

Психолого-педагогические конфликты – противоречие в учебно-воспитательном процессе при столкновении требований, интересов педагогов и учащихся, нуждающееся в разрешении и гармонизации отношений.

Особенности Пед. К.:

- значимость может ситуативно меняться;

- не должен выходить за собственные рамки;

- не м.б. безнадежного прогноза, т.к. между учителем и учеником не м.б. неразрешимых противоречий.

Конфликт Стычка
Столкновение интересов Имеет несколько стадий (частично скрытых) Не всегда столкновение интересов м.б. случайными, эмоционально обнажены, не имеют структуры.

Стычка – открытое проявление К., его высшая стадия;

- предвестник, сигнал К.

- м.б. причиной К.

По степени длительности и напряженности:

1. бурные и быстротекущие ( в основе не столько проявление противоречий, сколько проявление особенностей характера)

2. Острые длительные

3. Слабовыраженные вялотекущие

4. Слабовыраженные быстропротекающие

Стадии развития конфликта

1. предрасполагающая– появление условий, при которых м.б. столкновение интересов

- длительное бесконфликтное состояние коллектива;

- постоянное переутомление, связанное с физическими, психологическими перегрузками; повышение возбудимости, нервозность, неадекватные реакции.

- информационно сенсорный голод;

- неравенство людей;

- стиль организации жизни;

- несдержанность, грубость и т.п.;

- сознательное или неосознанное проявление антипатии;

- высказанное подозрение о негативном отношении;

- угрозы, мелочные придирки;

- устойчивое нежелание признать ошибки.

2. стадия зарождения К. – намечается столкновение интересов

Формы: - принципиальное;

- формальное;

- мнимое.

Созревание К. на уровне чувств.

Осознание К.

- готовность отказаться от претензий

- один из участников отступает

- углубление К.

Приемы устранения: "Психологическая атака", "Демострация нежелательных последствий", "Исповедь".

Если К. неизбежен – подготовка – "Демонстрация преимуществ", "Демонстрация отказа", "Психологическая саморегуляция", "Репетиция".

Сшибка

- Снижение значимости вопроса

- Снижение значимости того, кто задал вопрос

- разрядка вопроса

- перевод вопроса на предмет спора

- затягивание времени ответа на вопрос

Угасание К.

7. Разрешение К.

Типы отношений:

Диктат – строгая дисциплина, четкие требования к порядку, к знаниям при официально деловом общении.

Нейтралитет (невмешательство) – свободное общение с учениками на интеллектуальном уровне, увлеченность своим предметом, эрудиция.

Опека- забота до навязчивости, боязнь всякой самостоятельности, постоянный контакт с родителями.

Конфронтация – скрытая неприязнь к ученикам, постоянное недовольство, пренебрежительно – деловой тон общения.

Сотрудничество – соучастие во всех делах, интерес друг к другу, оптимизм и взаимное доверие в общении.

"Группы риска"

Способные к интеллектуальной работе, критическое отношение к знаниям по программе, широко информированы из различных источников.

Слабые умственные способности, отсутствие интереса к учебе, раннее половое развитие, некритичное отношение к себе и своим поступкам, часто вызывают отвращение учителей откровенным цинизмом.

Неприятные сверстникам из-за личностных/внешних особенностей.

С избирательным отношением к разным учителям.

"Нестандартные": мечтательные, мнительные, влюбленные, застенчивые, самовлюбленные, с повышенной чувствительностью к справедливости.

С ранним проявлением "взрослого" поведения.

Дети учителей данной школы.

Предупреждение пед. конфликтов при помощи качественных особенностей личности воспитателя

1. культура слова и эмоциональных состояний;

2. позиция восприятия мира во всем его духовном и материальном многообразии, умение находить в себе лучшие чувства и передавать их воспитанникам, побуждать их к самосовершенствованию;

3. психологическая эмпатия

4. умение распознавать причины поступков, создающих конфликты

5. умение распознавать самооценку

6. умение распознавать отношение воспитанников к воспитателю.

7. способность к саморегуляции.

Управление конфликтом

Конфликтная ситуация д.б. переведена в педагогическую.

Алгоритм управления:

Анализ → целеполагание → планирование (выбор стратегии) → организация → контроль → регулирование.

Анализ: - причина;

- фаза;

- расстановка участников и соотношения сил;

- осознание собственной позиции

Целеполагание: "Чего я хочу?"

- снять напряжение

- устранить причину

- "сохранить лицо"

Планирование (выбор стратегии) (по эффективности):

1. избегание (слабая напористость, низкая кооперация)

2. уступки (слабая напористость, высокая кооперация)

3. агрессия (высокая напористость, низкая кооперация)

4. компромисс (средняя напористость, средняя кооперация)

5. сотрудничество (высокая напористость, высокая кооперация)

6. подавление (загнать К. внутрь):

- целенаправленно и последовательно сократить число конфликтующих

- устранить реальный предмет К.

- сделать так, чтобы 1 из конфликтующих отказался от предмета К.

- угашение – проявление более сильной агрессии

- шагтаж – показ негативных последствий.

7. отсрочка – временная мера для ослабления напряжения

8. предотвращение:

- разработка правил, норм, предписаний.

- создание условий, которые затрудняют взаимодействие между потенциальными конфликтующими

9. Разрешение К.

Снятие негативных эмоций

Наши рекомендации