Атрибуция совместных изменений причин
Главное содержание атрибутивной теории состоит в том, что вывод о причинах делается при условии принятия в расчет общего вклада многочисленных причин, производящих данный эффект. Если, как это будет показано дальше, атрибутор иногда и основывает свой вывод на простейших допущениях, следует предположить, что в других случаях он основывает на более сложных допущениях. Гипотеза, предлагаемая здесь, состоит в том, чтобы обходиться с различными возможными причинами так, как если бы они были зависимы друг от друга и испытывали взаимное влияние. Атрибутор же не всегда обращается с ними, как со взаимозависимыми причинами, как это подразумевается в схематической парадигме и парадигме совместных изменений.
Известно, что причины не действуют независимо и в любой комбинации. Исследователи проводят эксперименты, в основном, для создания таких обстоятельств, когда идентифицируют независимые переменные, манипулируют ими и рассматривают их отдельно от зависимых переменных. В то же время известно, что такое отделение и независимость не свойственны реальной жизни.
Именно по этой причине ученые находятся в затруднительном положении при интерпретации естественных данных в терминах причины и следствия. Можно предположить, что рядовой атрибутор также оказывается в затруднительном положении перед возможной взаимосвязью причинных факторов и часто допускает, что определенные причины данного следствия являются сами следствиями других причин такого же следствия.
Если неспециалист и делает такие допущения и выводы из имеющихся у него образцов информации, то они могут очень сильно варьировать. Например, следуя схеме компенсаторных причин, мы представим нашего атрибутора как неуверенного в сложности задания, если единственное, на что он опирается, – это факт выполнения задания способным человеком. Способные люди могут выполнять любые задания, поэтому фиксация подобного факта не дает никакой информации о специфике задания. Тем не менее наш атрибутор может сделать допущение о том, что способности и трудность задания зависят друг от друга, имеют тенденцию меняться вместе: большие способности встречаются чаще при трудных заданиях, а слабые способности – при легких заданиях. На этой основе, без всякого отношения к успеху или неудаче, информация о том, что человек обладает способностями, может привести к выводу о трудности задания.
Существует две причины, по которым человек может допустить совместные изменения таких внутренних и внешних причин, как способности и трудность задания:
а) один фактор влияет на другой: например, человек выбирает задание, которое соответствует его способностям;
б) некий третий причинный фактор влияет на обе причины: например, социальная система – учителя, родители, работодатели – создает такие “пары” из людей и заданий, когда способности сталкиваются с трудностями.
Другой пример является дальнейшей иллюстрацией различий, которые возникают у атрибутора при допущении совместного изменения причин. В соответствии с множественной схемой допустимых причин человек, демонстрирующий определенную установку при наличии внешних причин, воспринимается как менее приверженный этой установке, чем человек, демонстрирующий ту же самую установку в отсутствии таких внешних причин. Бем (1967) считает это основой обратных отношений между побуждением выразить установку и последующим самоотчетом о ней. Эти обратные отношения являются следствием, предсказуемым теорией диссонанса, и были обнаружены в ряде экспериментов.
Напротив, если атрибутор допускает, что внутренние и внешние причины изменяются вместе, тогда может ожидаться позитивная связь между побуждением и отчетом об установке. Например, атрибутор может допустить, что сильное побуждение вызывает более благоприятную установку, и на этой основе выводить установку непосредственно из внешней причины безотносительно к утверждаемому мнению.
Здесь снова возникает проблема для общей теории атрибутивного процесса. Его описание должно включать такие сложные допущения, которые обычно делают атрибуторы, и характеристику условий, при которых делаются различные допущения. Перед методологией стоят и более трудные задачи. Разработка теории в этих направлениях будет возможна только в том случае, если исследователи будут иметь точные представления о тех допущениях, которые фактически делают люди в различных атрибутивных ситуациях.
Психолог, использующий метод наблюдения, должен учитывать механизм каузальной атрибуции при анализе объективных и субъективных причин поведения человека.
4.2. Влияние феномена когнитивного диссонанса на процесс наблюдения
Психологу, осуществляющему наблюдение за жизнедеятельностью других людей, целесообразно учитывать влияние феномена когнитивного диссонанса на его восприятие наблюдаемых событий и на процесс интерпретации результатов наблюдения. Каким же образом проявляется феномен когнитивного диссонанса и чем он обусловлен?
Часто подразумевается и иногда даже отмечается, что индивид стремится к внутреннему соответствию. К примеру, его мнения и установки имеют тенденцию группироваться во внутренне последовательные единства. Несомненно, можно обнаружить исключения. Иной человек считает, что негры ничем не хуже белых, но не желает, чтобы кто-то из них жил по соседству с ним; или некто считает, что маленький ребенок должен быть тихим и незаметным, и в то же время весьма доволен, когда его ребенок «захватывает» внимание его взрослых гостей. Когда обнаруживается такое несоответствие, оно может оказаться довольно резким, но оно привлекает наше внимание, в основном, потому, что представляет собой резкий контраст на фоне соответствия. И до настоящего времени в подавляющем большинстве случаев связанные мнения и установки согласованы друг с другом. Исследование за исследованием подтверждают такую согласованность социальных и многих других установок личности.
Такое же соответствие существует между тем, что человек знает и чему он верит, и тем, что он делает. Тот, кто верит, что высшее образование – это “сто2ящая вещь”, весьма вероятно, будет побуждать своего ребенка поступать в университет; ребенок, который знает, что его будут строго наказывать за некоторые поступки, не будет их совершать или, по крайней мере, постарается не быть пойманным в момент их совершения. Конечно, это не удивительно, это является нормой в такой степени, что мы считаем само собой разумеющимся. И опять-таки наше внимание привлекает то, что является исключением из последовательного, в целом, поведения. Человек может знать, что курить вредно, и тем не менее продолжать это делать; многие люди совершают преступления, хотя знают о том, что есть большая вероятность быть пойманным и знают какое наказание в этом случае их ждет.
Придя к выводу, что соответствие является обычной вещью, пожалуй, в подавляющем большинстве случаев, что можно сказать о тех исключениях, которые приходят на ум? Лишь в редких случаях, если не сказать больше, они для самого человека психологически выступают как несоответствие. Обычно делаются более или менее успешные попытки логически обосновать несоответствие. Так, например, человек, который продолжает курить, зная, что это вредно для его здоровья, может в то же время считать:
а) курение доставляет ему такое удовольствие, что это стоит того;
б) вероятность ухудшения здоровья не столь велика, как думают некоторые;
в) он не может всегда избежать любых возможных опасных неожиданностей, но тем не менее продолжает жить;
г) возможно, что, когда он бросит курить, он прибавит в весе, что столь же плохо для его здоровья. Следовательно, продолжение курения в конце концов согласуется с его представлениями о курении.
Но людям не всегда удается оправдать или объяснить такое несоответствие. По той или иной причине попытки добиться несоответствия могут потерпеть неудачу. Тогда несоответствие просто продолжает существовать. При таких обстоятельствах, т.е. при наличии несоответствия, существует психологический дискомфорт.
Термин “несоответствие” соответствует термину “диссонанс”, а термину “соответствие” – “консонанс”.
Основными гипотезами, которые были выдвинуты в процессе изучения диссонанса являются:
1. Существование диссонанса, являясь психологически дискомфортным, заставляет человека пытаться уменьшить диссонанс и добиться консонанса.
2. Когда существует диссонанс, человек, помимо того, что он пытается его уменьшить, активно избегает ситуаций и информации, которые, по-видимому, ведут к возрастанию диссонанса.
Эти положения значимы для понимания психологических механизмов возможных искажений процесса наблюдения, осуществляемого в ходе исследования психологом.