Должен обладать компетенциями
общекультурными:
- владением системой психологических средств (методов, форм, техник и технологий) организации коммуникативного взаимодействия, анализа и оценки психологического состояния другого человека или группы (ОК- 11);
- владением процессом творчества (поиск идей, рефлексия, моделирование) (ОК-28);
профессиональными:
- способностью развивать профессионально важные и значимые качества личности будущего рабочего (специалиста) (ПК-2);
- готовностью к осуществлению диагностики рабочего (специалиста) (ПК-8);
- готовностью к применению технологий формирования креативных способностей при подготовке рабочих (специалистов) (ПК-14);
- способностью прогнозировать результаты профессионально-педагогической деятельности (ПК-15);
- способностью проектировать пути и способы повышения эффективности профессионально-педагогической деятельности (ПК-18).
Структура и содержание учебной дисциплины
Содержание учебной дисциплины
Раздел 1. Психика, поведение, деятельность.
Предмет задачи и методы психологии.
Предмет задачи и методы психологии. Содержание дисциплины «Общая психология». Психология как наука о человеке. Предмет и задачи психологии. Роль психологических знаний в практической жизни человека. Место психологии в системе наук. Категории психологии. Отрасли психологии. Принципы и методы психологии.
Структура психики.
Структура психики. Психика и мозг. Основные формы проявления психики и их взаимосвязь. Понятие психики. Основные функции психики. Развитие психики в онтогенезе структура психики человека.
Личность, поведение, деятельность.
Психика, поведение, деятельность. Структура деятельности. Потребность, мотив, цель, объект и субъект деятельности, способ и средства деятельности, операции и действия. Основные виды деятельности личности. Понятие личности, ее отличительные особенности. Теории личности. Структура личности. Факторы формирования и развития личности, их взаимосвязь. Методики изучения личности.
Психология общения.
Психология общения Социальная психология. Понятие о группах и коллективах. Классификация групп. Психология малых групп. Признаки коллектива и уровни его развития. Личность и коллектив. Развитие личности в коллективе. Деловые и межличностные отношения, методы их выявления. Стороны общения: коммуникация, перцепция, интеракция.
Раздел 2. Психология познавательных процессов.
Внимание.
Внимание как психический познавательный процесс. Физиологические основы внимания. Качества внимания (объём, переключаемость, устойчивость, распределяемость, сосредоточенность). Виды внимания в зависимости от уровня сознания.
Ощущения.
Познавательные процессы. Методологический и биологический анализ чувственной ступени познания. Ощущение. Виды ощущений, их классификация и закономерности. Роль ощущений в обучение и воспитание обучаемых Анатомо-физиологические механизмы ощущений. Классификация и общие свойства ощущений. Чувственность и ее измерение.
Восприятие.
Восприятие. Виды восприятий в зависимости от объекта отражения. Сущность, закономерности и основные свойства восприятия. Восприятие движения, пространства и времени. Нарушения восприятия.
Память.
Память. Виды памяти и их взаимосвязь. Процессы памяти. Закономерности запоминания и сохранения информации от установки, способа запоминания, особенностей личности, проверки ассоциаций. Общие правила развития памяти у обучающихся.
Мышление.
Мышление. Мышление как высший познавательный процесс. Мышление и речь. Виды и процессы мышления Понятие мышление. Основные операции мышления. Виды мышления. Логическое и интуитивное мышление. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Понятие интеллект. Структура интеллекта. Методы измерения и оценки интеллекта.
Воображение.
Воображение. Виды воображения. Процессы воображения. Подготовка к творчеству обучающихся. Понятие воображение. Понятие творчество. Творчество как процесс и результат. Виды творчества. Креативность как качество личности.
Чувства и эмоции и воля.
Эмоционально-волевая сфера личности. Понятие эмоция и чувство. Формы проявления чувств. Классификация чувств. Настроение, стресс, страсть, аффект. Виды стресса. Понятие воля. Структура волевого действия. Процесс принятия решения. Волевые качества: готовность, ответственность, решительность, дисциплинированность, инициативность.
Раздел 3. Индивидуальные особенности личности.
Темперамент.
Темперамент. Физиологическая основа темперамента. Типы темпераментов, их психологическая характеристика. Роль темперамента в деятельности личности. Учет влияния темперамента на учебно-познавательную и профессиональную деятельность.
Характер.
Характер. Физиологические основы характера. Структура и свойства характера. Психологические типы характеров. Экстраверсия и интроверсия. Формирование и развитие характера. Значение характера для профессиональной деятельности.
Способности.
Сущность способностей личности. Уровни развития способностей: задатки, одаренность, талант, гениальность. Способности, задатки, формирование способностей у обучающихся.
Направленность.
Направленность личности. Установки, ценностные ориентации, интересы, идеалы как условия целостности, устойчивости и направленности личности. Характеристика видов направленности.