Тема: « Влияние уровня развития рефлексии на особенности адаптации подростков»
Цель исследования:изучить взаимосвязь уровня развития рефлексии подростков и особенностей их социальной адаптации.
Методики:
- методика «Карта наблюдений» (автор Д. Скотт, адаптация – Г.А. Исуриной, В.А. Мурзенко);
- методика «Кто я?» (Кун М, в модификации М.Н. Овчинниковой).
Организация исследования:Для исследования предлагается взять группу подростков в возрасте 12- 15 лет. Количество выборки не менее 30 человек. Выявление уровня развития рефлексии лучше проводить индивидуально, или работая с небольшими группами испытуемых (5-7 человек). Карта наблюдений Д. Скотта заполняется классным руководителем (или с его слов) на каждого испытуемого в отдельности.
Порядок проведения:Вначале необходимо сформировать выборку испытуемых, т.е. отобрать группу ребят примерно одного возраста, желающих принять участие в исследовании. В группе должно быть равное количество девочек и мальчиков (возможно и однополая группа). Ориентируясь на устную характеристику классного руководителя, включит в группу как хорошо адаптированных учащихся, так и дезадаптированных.
С помощью методики Д. Скотта определить уровень и особенности дезадаптации у испытуемых подростков.
С помощью методики «Кто я?» определить уровень развития рефлексии.
Провести сравнительный анализ полученных результатов.
Установить наличие или отсутствие связи адаптации (дезадаптации) с уровнем развития рефлексии.
Схема анализа полученных результатов.Определить абсолютное значение в процентах подростков, имеющих высокий уровень дезадаптации, средний, низкий. Их соотношение отразить в диаграмме.
Определить процентное содержание каждого симптомокомплекса в общей структуре дезадаптации (показать это в графике или на диаграмме), провести содержательный анализ обнаруженных особенностей. Сомптомокомплексы, которые встречаются чаще других и составляют наибольший процент в структуре дезадаптации, имеет смысл проанализировать более подробно.
По результатам проведения методики «Кто я?» разделить испытуемых на группы в зависимости от уровня развития рефлексии (высокий, средний, низкий уровни, либо рефлексия не сформирована).
Сравнить данные анализа по двум методикам и определить есть ли связь между уровнем развития рефлексии и уровнем адаптации (дезадаптации) у подростков. В чем заключается связь, если таковая установлена? Как уровень развития рефлексии влияет на активность подростков, в частности, на адаптационный процесс?
Литература:
1. Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков / под ред. С.А. беличевой, И.А. Коробейниковой.- М.: Социальное здоровье России, 1995.
2. Зотова О.И., Кряжева И.К. некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // психологические механизмы регуляции социального поведения // под руководством М.И. Бобневой, Е.В Шороховой.- М., 1979.
3. Кон И.С. Психология ранней юности.- М., 1989.
4. Манапова Е.И. диагностика отклоняющегося поведения подростков.- Омск, 1998.
5. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии)- Ереван, 1988.
6. Психология современного подростка / под ред. Д.И. Фельдштейна.- М., 1987.
7. Шаров А.С. О-граниченный человек.- Омск, 2000.
8. Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. Материалы Всероссийской научно-практической конференции.- М., 1995.
Тема: «Психологический анализ самосознания личности подростка».
Цель исследования:выявить соотношение элементов самосознания и на их основе представить целостную характеристику образа «Я».
Методики:
- тест «20 утверждений» М. Куна;
- опросник Розенберга для определения самоотношения;
- методика для определения уровня самооценки школьника.
Организация исследования:Все методики проводятся групповым методом. Желательно проводить исследование с учащимися старшего подросткового возраста (14- 17 лет).
В ходе работы необходимо:
- дать общий качественный анализ особенностей самосознания школьников (включающий определение когнитивного, эмоционально-аффективного и оценочно-волевого компонентов образа «Я»);
- представить половозрастной анализ особенностей самосознания школьников-подростков;
- наметить педагогические рекомендации по индивидуальной работе с учащимися.
Литература:
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возоасте.- М., 1968.
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание.- М., 1986.
3. Кон И.С. Открытие «Я».- М., 1978.
4. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание.- М., 1984.
5. Кон И.С. Психология ранней юности.- М., 1989.
6. Липкина А.И. Самооценка школьника.- М., 1976.
7. Михайлов Ф.Т. Сознание в самосознание.- М., 1991.
8. Орлов Ю.М. Восхождение к индивиуальности.- М., 1991.
9. Столин В.В. Самосознание личности.- М., 1983.
10. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И.В. Дубровиной.- М., 1987.
Приложение 3
Использование интернет – ресурсов
Традиционно к достоинствам и преимуществам Интернета относят совмещение трех возможностей: универсальной среды передачи, общедоступного хранилища информации и уникальных форм общения. Сегодня интернет широко используется как огромный реферативный справочник, всемирная библиотека, всемирная справочная служба, средство индивидуального и группового информационного обмена, средство проведения видеоконференций и т.п.
Помимо этого, интернет является основным средством предварительной публикации результатов научных работ.
Учебные заведения размножают учебно-методические, учебные и научные материалы, подготовленные преподавателями и учеными, на различных форумах обсуждаются проблемы по различным тематикам, к рассмотрению которых привлекаются ведущие ученые из различных регионов России и всего мира. Организованы базы данных, банки документов и базы знаний в разных областях знаний. Созданы и функционируют энциклопедии, словари, справочные пособия по различным тематикам.
Поиск информации в интернете является сегодня одной из наиболее распространенных и одновременно наиболее сложных задач, с которыми приходится сталкиваться в сети любому пользователю.
Основные средства поиска информации в интернете условно можно разделить на справочники и поисковые системы.
Эти разновидности внешне похожи, поскольку каждый справочник, как правило, обладает собственной поисковой системой, а каждая поисковая система – собственными справочниками. Однако принципы их работы базируются на абсолютно разных подходах и технологиях. При этом каждая разновидность поисковых сервисов применяется для решения определенного типа задач. Правильным выбором инструмента во многом определяется стратегия поисковой деятельности и, в конечном итоге, результат разысканий.
Поисковые средства первой группы, называемые каталогами или рубрикаторами, представляют собой электронные справочники, имеющие четкую, иерархическую систематическую или логико-тематическую структуру, во многом напоминающую структуру систематического каталога библиотеки. Работа со справочниками позволяет ориентироваться в ресурсах Интернета в пределах отдельных отраслей знания, углубляясь от общего к частному, меняя иерархические ветви, возвращаясь на несколько шагов назад и т.д.
К наиболее значительным российским каталогам сегодня относят:
• Яндекс. Каталог (http://yandex.ru/) предлагающий поиск сайтов не только по теме, но и по другим признакам: региону, источнику и адресат информации, сектору экономики и т.д.;
• Rambler’s Top 100 (http://tor100.rambler.ru/) – один из самых популярных русскоязычных рейтингов;
• KM.RU (http://www.km.ru/) – справочно-энциклопедический ресурс, предполагающий электронную версию энциклопедий «Кирилла и Мефодия» (MEGABOOK. ru- http://www.mtgaboobk.ru/);
• Mail.ru (http://mail.ru) – один из самых известных российских каталогов.
Задача поисковых систем (поисковых машин) – обеспечить детальное разыскание информации за счет учета (индексирования) всего содержания максимально возможного числа web- страниц. Индексации подвергаются все слова в документе, что как раз и дает возможность использовать поисковые системы для детального поиска по самой узкой тематике.
К наиболее авторитетным поисковым системам всемирного масштаба в настоящее время относятся:
- Google (www.googl.com);
- Yahoo ! (www.yahoo.ru);
- Alta Vista (www.altavista.com);
Российские системы этого класса представляют:
- Yandes (www.yandes.ru);
- Rambler (www.rambler.ru);
- Aport (www. Aport.ru).
Точный запрос в поисковой системе задается путем ввода отдельных терминов или целой фразы на естественном языке в поисковую строку. Для формирования более точного запроса целесообразно обратиться к расширенному поиску и задать ограничения по различным сочетаниям ключевых слов, местоположению термина в документе, времени и языку публикации, месте на сайте.
Максимально форматированный запрос можно создать с использованием языка запросов, который включает множество специальных символов: ~, 8r ,”/, ″ ″,,0, /, $, #.
Приступая к информационному поиску в Интернете следует соблюдать ряд общих требований предъявляемых к поисковой деятельности, соблюдение которых повышает эффективность и экономит время, затрачиваемое на разыскание данных:
1. Формировать запрос надо максимально точно, используя все возможные механизмы составления запроса. Затраты времени на детальное составление поискового предписания окупаются при анализе результатов поиска. При точном формировании запроса процент информационного шума будет намного ниже.
2. Для получения более полных результатов по сложному запросу (например, там, где есть ограничение не только по содержанию документа, но и по дате обновления или местоположению документов) поиск рекомендуется проводить отдельно в каждой поисковой машине.
3. При разыскании документов по отдельной стране или на конкретном языке следует отдать предпочтение национальным, региональным поисковым средствам.
При подготовке квалификационной работы, помимо Интернет – ресурсов, при соответствующей ссылке на источник, возможно использование информации, размещенной на различных электронных носителях.
Приложение 4
Применение математической статистики при обработке эмпирических данных.
Выделяют два вида обработки данных:
- качественная – выделение критерия (ев) и группировка;
- количественная – статистическая обработка.