Учет уровня двигательной и физической подготовленности учащихся, а также состояния психофизического развития, адаптации учебного материала к особенностям и возможностям детей

2. Реализация на уроке четырех задач обучения: образовательной, оздоровительной, воспитательной, коррекционной

Необходимость моделирования жизненных ситуаций, посредством широкого использования нестандартного оборудования и специально продуманных заданий

Использование специальных упражнений и коррекционно-компенсаторных форм воздействий физического воспитания для создания благоприятных физиологических и психологических условий в целях коррекции имеющихся нарушений.

Дифференцированный подход к использованию методов обучения и к способам ведения урока, исходя из персональной характеристики ученика.

Эффективность урока определяется рациональностью организационно-методических форм управления деятельностью учащихся.

Специалисты выделяют ряд методических положений по организации урока физической культуры в классах компенсирующего и КРО:

ü Рациональный выбор методов организации учебного процесса:

- с акцентом на фронтальный метод- на этапах разучивания и освоения новых упражнений

-групповой- на этапах закрепления и совершенствования двигательных навыков

-метод индивидуальных заданий- для успевающих либо отстающих учеников

ü Учет сложности предстоящих заданий, поставленных задач и условий работы для выбора методов выполнения упражнений

ü Своевременная подготовка спортивного зала к уроку: рабочих мест, инвентаря, рациональное использование оборудования и снарядов в ходе занятия.

ü Оптимальное количество попыток и необходимые дозировка и темп выполнения упражнений, регламентируемые задачами урока.

Урок физической культуры стоится по обычной схеме и состоит из 3 частей: подготовительной, основной, заключительной.

В подготовительной части должны решаться частные задачи:

üорганизация учащихся

ü создание представления о самочувствии детей

ü определение ЧСС, ознакомление с содержанием занятия

ü создание благоприятного эмоционального настроения

ü постепенная подготовка организма учащихся к повышенным нагрузкам.

Содержание подготовительной части урока включает наиболее простые ОРУ, здесь уместны строевые упражнения, упражнения с изменением темпа и ритма движений, естественные передвижения и танцевальные шаги. Особого внимания учителя заслуживает правильное сочетание дыхания с различными движениями , напоминания о необходимости сохранения правильной осанки.

Основная часть решает наиболее значимые задачи урока ФК, связанные с обучением и совершенствованием двигательных действий, воспитанием физических качеств, профилактикой и коррекцией нарушений в развитии. В начале основной части планируются упражнения, требующие внимания и сосредоточения от учащихся: обучение технике движений, выполнение упражнений на гимнастических снарядах, воспитание двигательно-координационных способностей. Чтобы у занимающихся появилась уверенность в своих силах и способностях, учителю необходимо, добиваясь правильного выполнения упражнений, отмечать даже незначительные успехи в двигательной деятельности.

Для усиления образовательной направленности урока ФК, учитель выделяет время на восприятие и осмысление учащимися информации ,на запоминание терминологии, на проектирование собственных действий, на осмысление повторных действий т.е вырабатывает осознанное отношение к двигательной деятельности в целом.

Обязательной составляющей основной части урока должны быть подвижные игры, их лучше проводить за 15-20 минут до окончания урока. В конце основной части урока следует уделить время на выполнение упражнений на равновесие, гибкость, расслабление и т.п

Заключительная часть должна содействовать более быстрому протеканию восстановительных процессов и снятию утомления, обеспечить снижение нагрузки. Здесь целесообразно применять различные виды ходьбы, спокойные танцевальные шаги, дыхательные упражения, упражнения в расслаблении мышц и отдых в положении сидя. Завершение занятия должно настраивать на последующую работу и вызывать удовлетворение прошедшим уроком.

К методическим правилам проведения урока ФК в таких классах следует отнести:

ü создание условий для продуктивной успешной деятельности на уроке физ.воспитания (ситуация успеха)

ü использование наглядных опор, в виде схем движений, упражнений, а также цвета и звуки сигнального назначения

ü создание положительного эмоционального климата на занятиях

ü присутствие чувства преодоления трудностей

ü индивидуализация темпа развития и усвоения материала

Ведущим принципом в работе является дифференцированный подход, дозирование нагрузки с учетом индивидуальных особенностей школьников. При этом следует использовать следующие приемы:

ü построение не по росту,а по степени физической подготовленности

ü определение перед началом урока ЧСС

ü при проведении игр, эстафет учитель следит за переносимостью нагрузок слабыми учащимися

Эмоциональная окрашенность урока зависит от многих факторов: освещенность и чистота в зале, качество оборудования, внешний вид занимающихся, оптимистичный тон команд и объяснений, интересные образные замечания, вызывающие оживление детей. Однако учителю следует соблюдать определенное чувство меры, ибо излишнее эмоциональное возбуждение может оказать неблагоприятное воздействие на учащихся, создает нервную и физическую нагрузку, что нежелательно в занятиях с учащимися таких классов.

Специалисты считают,что оптимальная моторная плотность уроков ФК должна быть в пределах 50-70% повышения моторной плотности до величины более 80% отрицательно сказывается на работоспособности учащихся.

Наиболее целесообразным является проведение уроков в среднем темпе, с контролем частоты сердечных сокращений всего урока. Среднему уровню физической нагрузки для детей 7-10 лет соответствует пульс 145 уд/мин.

Уроки ФК проводятся на диагностической основе. В течение всего учебного года ведется постоянное наблюдение за состоянием здоровья, физическим развитием и уровнем физической подготовленности школьников. В конце каждой четверти проводится тестирование. Обобщенные данные представляют в конце года в виде таблиц, позволяющей судить об эффективности и оздоровительной значимости уроков ФК.

Билет№40

Ведущее место в системе коррекционно - развивающей работы отводится уроку физической культуры.

Структура урока

Содержание подготовительной части урока включает наиболее простые общеразвивающие упражнения, здесь уместны строевые упражнения, упражнения с изменением темпа и ритма движений, естественные передвижения и танцевальные шаги. Особого внимания учителя заслуживает правильное сочетание дыхания с различными движениями, напоминания о необходимости сохранения правильной осанки.

Основная часть решает наиболее значимые задачи урока физической культуры, связанные с обучением и совершенствованием двигательных действий, воспитанием физических качеств, профилактикой и коррекцией нарушений в развитии. В начале основной части планируется упражнения, требующие внимания и сосредоточения от учащихся 6 обучение технике движения, выполнение упражнений на гимнастических снарядах, воспитание двигательно-координационных способностей. Для усиления образовательной направленности урока физической культуры, учитель выделяет время на восприятие и осмысление учащимися информации , на запоминание терминологии, на проектирование собственных действий ,на осмысление повторных действий. Обязательной составляющей основной части урока должны быть подвижные игры, их лучше проводить за 15-20 минут до окончания урока. В конце основной части урока следует проводить упражнения на равновесие, гибкость, расслабление.

Заключительная часть должна содействовать более быстрому протеканию восстановительных процессов и снятию утомления, обеспечить снижение нагрузки. Применяются различные виды ходьбы, спокойные танцевальные шаги, дыхательные упражнения, упражнения в расслаблении мышц , отдых в положении сидя. Завершается занятие настроем на последующую работу. Занятие должно вызывать удовлетворение прошедшим уроком.

К методическим правилам проведения урока ФК в классах КРО следует отнести:

- создание условий для продуктивной успешной деятельности на уроке физического воспитания

-использование наглядных опор в виде схем движений, упражнений, а также цвета и звуки сигнального значения

-создание положительного эмоционального климата на занятиях

- присутствие чувства преодоления трудностей

-индивидуализация темпа развития и усвоения материала

Ведущим принципом в работе является дифференцированный подход в обучении, дозирование нагрузки с учетом индивидуальных особенностей школьников. При этом следует использовать следующие приемы:

- построение не по росту, а по степени физической подготовленности

- определение перед началом урока ЧСС( превышение ЧСС 80 ударов в минуту требует внимания учителя)

- при проведении игр, эстафет учитель следит за переносимостью нагрузок слабыми учащимися

Эмоциональная окрашенность урок зависимости от освещенности чистоты в зале, качества оборудования, внешнего вида занимающихся, интересных образных замечаний, вызывающих оживление детей.

Билет

Название ФОМ Цель, задачи ФОМ Содержание ФОМ Правила и требования ФОМ
1. Гимнастика до занятий Её цель- способствовать организованному началу учебного дня, улучшению самочувствия и настроения, повышению работоспособности учащихся на первых уроках. 7-9 физических упражнений динамического характера. Комплексы упр. обновляются через 2-3 недели, т.е 2-3 раза в четверти. Утренняя гимнастика проводится на открытом воздухе, а при неблагоприятной погоде- в помещении.
2.Физкультурные минутки на уроках Их цель-снятие утомления, повышение продуктивности умственной или физич.работы, предупреждения . Физкультминутки проводятся на общеобразовательных уроках при появлении признаков утомления под руководством учителя и физорга. Комплексы физкультминуток состоят из 3-5 упр., повторяемых по 4-5 раз. Продолжительность выполнения комплекса упр. 1-2 мин.
3.Игры и физич.упражнения на переменах Являются хорошим средством активного отдыха, укрепления здоровья и восстановления работоспособности учащихся в процессе учебного дня. Важными условиями проведения физич.упражнений и игр на перемене явлются наличие хорошо заранее подготовленного место занятия, достаточное кол-во инвентаря и оборудования. Участвуют добровольно, по желанию.
4. Ежедневные физич.упражнения в группах продленного дня Задачи: укрепление здоровья, закаливание организма учащихся; повышения уровня физич. И умственной работоспособности, поддержания её устойчивости на протяжение всего учебного года; совершенствования двигательных умений и навыков, изучаемых на уроках физической культуры; формирование умений и воспитание привычки самостоятельно заниматься физич.упражнениями Занятия проводятся на воздухе. Они регулируются как строго по структуре и времени, как уроки физич.культуры. Выполнения различных упр. И игр зависит от климат.условий, материальной базы, подготовленности детей. Каждое занятие состоит из трех частей. 1 часть- подготовительная (10-15 мин.) состоит из построения, разновидности ходьбы, медленного бега, общер. И подготов.упр. 2часть-основная(от до 60 мин.) она содержит в себе подвижные игры и эстафеты, спорт-развлечения, а также самост.двигательная деятельность. 3 часть- заключительная (5-7 мин.) наравлена на организованное окончание занятий, включает общее построение, спокойную ходьбу, игры на выносливость, подвижные игры.

Билет №42

Планирование педагогическое :

- процесс проектирования конечного результата деятельности вместе с выбором технологии его достижения;

- заранее намеченная система мероприятий, опредл-е порядок последовательность и сроки выполнения учебной работы.

Планирование ФВ – это представленная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержания, методики форм организации и методов учебно-воспитательного процесса с конкретным контингентом занимающихся.

Цель планирования: Управление учебно-воспитательного процессом для повышения его качества и эффективности.

Методическая последовательность планирования.

1. Изучение документа вышестоящего порядка (ФГОС, примерная программа)

2. Сбор исходной информации о контингенте занимающихся. Условия проведения занятия.

3. Определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач.

4. Определение требований к обучающимся через планируемые результаты обучения (личностные, метапредметнтые и предметные)

5. Разработка средств методов и форм организации учебно-воспитательного процесса

6. Оформление конкретных документов, плана.

Требования к планированию.

1. Целевая направленность педагогического процесса

2. Всесторонность планирования задач педагогического процесса.

3. Учет закономерностей ФВ.

4. Соответствие содержанию официальных программно-нормативных документов (ФГОС)

5. Наглядность, простота и понятность оформления.

Виды планирования:

1. Перспективное планирование – планирование на длительный срок, в общеобразовательной школе на несколько лет, с распределением программного материала по годам обучения.

2. Текущее- охватывает конкретные этапы работы (в учебную четверть)

3. Оперативное - осуществляется на ближайшее время - на предстоящее время

Билет №43

Все документы планирования в логическом и содержательном отношениях связаны между собой. Каждый последующий, более частного характера документ разрабатывается в соответствии с предшествующим. Вместе с тем каждый документ имеет свое назначение в системе планирования, выполняет определенную функцию.

По своему функциональному назначению все документы планирования делятся на три типа.

1. Документы, определяющие основную направленность и содержание учебного процесса в общеобразовательных школах, колледжах профессионального образования, средних и высших специальных учебных заведениях. К ним относятся учебный план и учебная программа. Эти документы являются государственными и обязательными для выполнения.

2. Документы, определяющие порядок организации процесса физического воспитания (план-график учебного процесса и расписание занятий).

3. Документы методического характера, в которых преимущественно отражена методика физического воспитания (рабочий план и план-конспект занятия).

Виды документов по физическому воспитанию:
-тематич.планир-е
-план-график уч. Процесса по ФВ
-КТП
-Техн. Карта
Характеристика осн. Док-ов планирования по ФВ
-Рабочая программа:
назначение: планирование, организация, коррекция уч. Процесса, управление уч. Процессом, по изучению уч. Дисциплины
Содержание:
1.пояснит. записка, в которой конкретизируются осн. Учеб. Цели ООО с учетом специфики уч. Предмета
2.общ. характеристики уч. Предмета, кусра
3.описание места уч. Предмета в уч. Плане
4. Личностные, предметн. И метапредметн. Результаты освоения конкрет. Уч. Предмета
5. Содержание уч. Предмета
6.тематич. планир-е с определением осн. Видов уд
7. Описание учебно-методич. И материальн.-технич. Обеспечения обр. пр0цесса
8.планируемые рез-ты изучения уч.предмета, курса
-Тематич. Планир-е
назначение: часть рабочей программы, разрабатывается учиетлем на каждый уч.год
содержание:
1. Кол-во часов, отведенных на изучение курса, там, разделов
2. Темы уроков
3.осн виды уд
4.проведение практических, Лабораторных работ
5. Виды, формы контроля и диагностики
6. Планируемы Рез-ты
-План-график уч. Процесса по ФВ
назначение: систематизирует год. Объем уч. Материала по разделам пр0граммы, определяет порядок его прохождения по четвертям
-КТП:
назначение: раскрывает последовательность изучения разделов и тем программы, распределение уч. Времени по разделам и темам дисциплины
содержание:
1.тит. лист
2.план, который может вкл в себя разделы:
-номер уч. Занятия
-тема занятия
-кол-во часов
-форма и вид занятия( лекция, семинар, лаб.работа, практич. Работа,
-учебно-наглядн. Пособия, тех. Средства обучения
-д/з
-задания для с/р, рекомендационная лит-ра для с/р
-Техн. Карта
назначение: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщенность
-представляет проект уч. Процесса, в котором представлено его описание от цели до результата
содержание:
1. Название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение
2. Цель освоения уч. Содержания
3. Планир. Рез-ты (личностн. Предмет и метапредметн.,ууд)
4.метапредметн. связи и организация пространства формы работы и ресурсы
5. Осн. Понятия темы
6. Технология изучения темы
7. Контр. Задания на пр0верку д0стижения планир. Рез-т0в

Билет 44

Календарно-тематический план – это учебно-методический документ, составленный на основании рабочей программы дисциплины, рабочего учебного плана и календарно учебного графика. В нем раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы, распределение учебного времени по разделам и темам дисциплины.

Форма, структура, бланк КТП уч.дисциплины могут быть различными, разрабатываться образ.учреждением.

Структурными компонентами КТП являются: 1. Титульный лист 2. План, который может включать следующие наиболее целесообразные разделы( номер уч.занятия, тема занятия, количество часов, форма и вид занятия, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, дом.зад, задания для сам. раб.

КТП составляется преподавателем, обсуждается на заседании предметно-цикловой комиссии и утверждается заместителем директора образ.учреждения. КТП разрабатывается и утверждается ежегодно. После этого допускается использование КТП в организации уч. процесса. КТП оформляется в виде таблицы на весь срок обучения.

Билет №45

План-конспект урока- конечный документ планирования- составляется на основе четвертного плана. Он включает конкретные задач, программно-учебное содержание, методы организации деят-ти учащихся, методы усвоения учебного материала , использование на уроке наглядных средств обучения, спортивного оборудования и инвентаря и т.д.

Записи в конспекте должны быть краткими, краткость может быть достигнута за счет приложения к нему дидактических карточек, которые разрабатываются учителем по различным темам учебного плана. Содержание учебного материала в плане- конспекте излагается в такой последовательности, которая будет применена на уроке. Четкость проведения урока, полнота решения задач во многом определяются правильным распределением времени урока на их решение, а также временем, выделяемым на выполнение каждого задания.

Билет №47

В физическом воспитании для оценивания фк используется методика контрольных воспитаний, проводимая с помощью тестов, нормативов и контрольных упражнения (КУ).

КУ – это специализированные и стандартизированные по содержанию, форме и условиям выполнения двигательные действия. Процесс выполнения КУ называют контрольным испытанием или тестированием. Тест (проба/испытание) – измерение или исследование, проводимое для определения способностей или состояния человека.

Требования к КУ:

Равенство условий тестирования; доступность упражнения для испытуемых; объективность результатов; простота измерения и оценки; наглядность результатов.

Организация тестирования физ. подготовки:

1 этап – подготовительный: определение сроков тестирования; постановка и выбор способа решения пед.задач; подбор тестов в соответствии с методикой обследования; разработка критериев оценивания; определение места тестирования в уроке; подготовка условий тестирования: помещение, оборудование, инвентарь; заготовка тестовых карточек и протоколов для регистрации полученных результатов; определение формы тестирования: массовая, групповая, индивидуальная.

2 этап – практический – проведение тестирования: сообщение цели и задач тестирования, формирование мотивации; предварительное разогревание учащихся; инструктаж учащихся: объяснение и демонстрация теста; выполнение контрольного упражнения с пробными попытками.

3 этап – заключительный – обобщение и анализ результатов: регистрация результатов тестирования в дневниках; оценка показателей в сравнении с разработанными критериями; разработка выводов и рекомендаций.

Правила тестирования: учет требований к контрольным упражнениям и процедуре тестирования; сочетание предварительного, итогового и оперативного контроля физ. подготовленности; согласование содержания урока и тестирования; разнообразие применяемых тестов и заданий; индивидуальный подход к оцениванию показателей физ. подготовленности и к применению разработанных критериев; тщательная подготовка и проведение тестирования с минимальными затратами времени.

Наши рекомендации