Формирование положительной системы представлений
Требуя от онкологических больных, чтобы они, невзирая на собственный страх и вопреки отрицательным установкам окружающих, попытались изменить свои представления об этой болезни и поверили, что еще смогут поправиться и вести активную и наполненную смыслом жизнь, мы тем самым требуем от них неоднократного проявления огромного мужества и силы. И все же наш опыт показывает, что многие больные способны быть мужественными и сильными. Для того чтобы помочь им в этой нелегкой задаче, мы прежде всего пытаемся противопоставить существующим в обществе отрицательным установкам относительно рака систему положительных представлений. Эти два вида установок приведены в табл. 2.
Мы уже показали, что представления, приведенные в колонке положительных установок, подтверждены современными научными исследованиями и, с точки зрения науки, могут считаться более оправданными, чем отрицательные установки. Людей бывает трудно убедить сменить отрицательные установки на положительные, поскольку чаще всего их реальный опыт "подтверждает" правильность именно отрицательных представлений. Получается, что мы как бы просим их перестать доверять собственному опыту и поверить тому, что противоречит их "знаниям". Однако мы считаем, что отрицательный опыт этих людей определялся не действительным положением вещей, а в какой-то степени являлся результатом их первоначальной отрицательной установки.
Таблица 2. Отрицательные и положительные установки
Отрицательные установки
1. Рак - это смертельное заболевание
2. Рак нападает извне, и предупредить это невозможно
3. Любое лечение болезненно и неэффективно, причем часто возникают нежелательные побочные эффекты
Положительные установки
1. Рак не обязательно смертелен
2. Собственные внутренние ресурсы организма могут бороться с раком, чем бы он ни был вызван
3. Лечение может быть союзником внутренних ресурсов организма
Ту энергию, которая была направлена на то, чтобы негативным опытом подтвердить свои отрицательные ожидания, можно было бы использовать для формирования положительного опыта. И хотя было бы ошибкой предполагать, что возможности положительной установки безграничны, никто не знает, как далеко эти границы простираются. Одно очевидно: лучше, чтобы эти психологические установки работали на больного, чем против него.
Некоторые люди могут подумать, что коль скоро у них сформировались отрицательные ожидания, значит, и результат лечения обязательно будет таким же. Это отнюдь не так. У нас было много пациентов, которые сумели изменить свои отрицательные установки на положительные. Для того чтобы сделать первый шаг в этом направлении, необходимо прежде всего осознать, во что вы верите и к каким последствиям это может привести. Если вы просто прочтете данную главу, это может стать для вас таким первым шагом. В главе 14 мы подробнее коснемся тех методов, которые помогают нашим пациентам сформировать у себя положительные установки относительно исхода лечения.
Проблема "неоправданной надежды"
Иногда нас спрашивают: "А вы не боитесь, что вселяете в своих пациентов неоправданную надежду?" На этот вопрос мы с уверенностью отвечаем: "Нет". Мы даем пациентам оправданную надежду. Наш метод отнюдь не гарантирует выздоровления. Но решая, оправданной ли является в данном случае надежда, мы приходим к тому, что если существует какая-то вероятность неудачи, то человек вообще никогда не должен надеяться. Такая позиция отнимает у людей вообще всякую возможность жить полной жизнью и бороться, когда возникает угроза их жизни.
Когда мы женимся или выходим замуж, никто не может гарантировать, что наш брак окажется счастливым. Если мы заранее будем уверены, что он обречен на провал, это, без сомнения, увеличит вероятность, что он распадется. Положительные ожидания не могут служить гарантией удачного брака, но они увеличивают его вероятность и улучшают отношения в семье.
С самых первых страниц этой книги мы говорили о своей уверенности в том, что точка зрения пациента на перспективы своего выздоровления влияет на ход болезни. У нас были пациенты, которые упорно работали, применяя наш подход, и все же умирали, хотя многие из них прожили значительно дольше отведенного им срока и вели гораздо более наполненную жизнь, чем если бы они не принимали активного участия в своем лечении. Да, действительно, смерти никому не удается избежать, и мы работаем с нашими пациентами, чтобы помочь им открыто принять ее возможность, ибо такое отношение к смерти высвобождает энергию, необходимую для жизни.
Люди, озабоченные проблемой "неоправданной надежды", часто считают, что они - реалисты, воспринимающие жизнь "такой, какая она есть". Однако, на наш взгляд, жизненная позиция, в которой нет места надежде, - это не реализм, а самый обычный пессимизм. Он может избавить человека от разочарования, но одновременно с этим активно способствует достижению именно отрицательных результатов.
Для выживания онкологических больных надежда является очень важным фактором. Косвенно это подтверждает и тот факт, что ощущения безнадежности и беспомощности часто предшествуют раку. Надежда, которую мы стремимся все лить в наших пациентов, - это шаг по направлению к жизни. И здесь речь идет не о каких-то философских проблемах, а непосредственно о выживании. Каждый пациент, стремящийся стать здоровым, неизбежно сталкивается с необходимостью пересмотреть свое отношение к угрожающей его жизни болезни, он должен быть "открыт" для надежды.
Люди, опасающиеся "неоправданных надежд", часто высказывают и еще одно сомнение. Они полагают, что в нашем подходе к болезни не обходится без шарлатанства. И в самом деле, существует ряд нетрадиционных методов лечения рака, не имеющих, на первый взгляд, научного обоснования. И все же в отдельных случаях не хотелось бы спешить с выводами, поскольку сторонники этих методов бывают в состоянии представить неоспоримые доказательства случаев выздоровления, наступивших в результате их лечения.
Возможно, наиболее известным примером таких "чудесных" исцелений является история с леатрилом. Несмотря на то что уважаемые медицинские источники не приводят никаких сведении о положительном влиянии леатрила, существует определенное число конкретных людей, которые приписывают свое выздоровление этому средству. Возможно, что эти случаи излечения объясняются плацебо-эффектом, хотя и это только догадка. Но даже если в основе действия леатрила и других нетрадиционных методов лечения лежит плацебо-эффект, это само по себе является важным открытием, поскольку подтверждает влияние веры на физиологические результаты лечения. А это означает, что необходимо обратить внимание не только на разработку различных терапевтических приемов, но и на силу, которой обладает сама такая вера.
Используя подобную веру для усиления защитных функций организма и улучшения собственно терапевтических методов, мы тем самым содействуем развитию науки. Если же, несмотря на уже имеющиеся медицинские данные, мы по-прежнему будем игнорировать ту роль, которую разум и эмоции играют в выздоровлении, это как раз и будет шарлатанством, пренебрежением к доказанным наукой методам. На самом деле вопрос уже не в том, действительно ли разум и чувства влияют на лечение, а, скорее, в том, как научиться наиболее эффективно использовать их для его поддержки.