Коррекционно-развивающие занятия

ПСИХОДИАГНОСТИКА

(сентябрь)

Сентябрь — время диагностики детей дошкольного возраста. В средней группе обследование начинается с диагностики уровня тревожности по методике, разработанной Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Определив в процентном отношении тревожность детей, выявляют и объясняют ее причины. Через месяц проводится повторное обследование каждого ребенка, и если в результате вновь будет получен высокий процент тревожности, то ребенка относят к «группе риска» и впоследствии проводят с ним серию занятий, устраняя проявления тревоги.

В диагностический блок методик, применяемых в средней груп­пе, включается шкала умственного развития Бине-Симона. Детям предлагаются следующие задания:

- назвать свой пол;

- назвать предметы, изображенные на рисунках;

- повторить ряд из трех однозначных чисел;

- сравнить длину показанных линий.

Все результаты фиксируются в диагностическом журнале на странице, отведенной для средней группы, с помощью условных обозначений:

задание выполнено — «+»;

задание выполнено не полностью — «+?»;

задание не выполнено — « - ».

Таблица 1

№ п/п Фамилия, имя ребенка Пол Предметы Числа Сравнение
машина улитка собака коза заяц лягушка
                         

Далее проводится диагностика психических процессов: внима­ния, восприятия, памяти, мышления и речи.

Особенности внимания исследуются с помощью игр «Найди одинаковые стаканчики» и «Что изменилось?».

Перед ребенком выставляют четыре цветных пластмассовых стаканчика (формочки), два из которых совпадают по цвету, раз­меру и форме, и предлагают малышу найти одинаковые стаканчи­ки.

Затем эти же стаканчики (формочки) ставят в ряд и просят ре­бенка запомнить их расположение. После чего местоположение стаканчиков меняют и задают вопрос: «Что изменилось?»

При изучении особенностей восприятия используется игровое задание «Целое — часть». (Разрезные картинки из трех-четырех частей.)

Восприятие цвета исследуется в ходе игры «Разложи кружоч­ки по коробочкам». Перед ребенком расставляют коробочки, ок­рашенные в основные цвета и раскладывают набор разноцветных кружочков, соответствующих коробочкам. Затем малышу пред­лагают разложить кружочки по коробочкам в соответствии с их цветом. (В процессе игры взрослый не называет цвет кружочков).

Восприятие формы проверяется с помощью игры-классифика­ции «Разложи геометрические фигуры». Ребенку дают карту-таб­лицу, в ячейках которой изображены различные геометрические фигуры одного определенного цвета и одинаковой величины: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Затем перед малышом рас­кладывают набор геометрических фигур (того же цвета и величи­ны, что в карте-таблице) и предлагают разложить фигуры в ячей­ки карты-таблицы в соответствии с их формой.

Примечание. Внимательное наблюдение за действиями ре­бенка поможет сделать предварительные выводы о состоянии тонкой моторики.

Диагностику восприятия величины удобно проводить в ходе игры «Расставь матрешек по росту».

Оценка слухового восприятия осуществляется с помощью про­бы «Понимание текста». Ребенку предлагают послушать предло­жение: «Витя умылся, сделал зарядку, позавтракал, взял игрушеч­ную машину и пошел в детский сад». После этого психолог спра­шивает у ребенка о порядке действий Вити.

Примечание. Дополнительно выявляется уровень речевого развития (произношение, словарный запас, грамматическое оформление речи).

При исследовании слуховой памяти ребенку предъявляют для запоминания ряд слов, например: мальчик, дерево, осень, мама, дождь, свеча, луна, бант.

Уровень развития зрительной памяти определяется с помощью предметных картинок. Перед ребенком раскладывают картинки с изображением знакомых геометрических фигур и дают инструк­цию без установки на запоминание: «Внимательно посмотри на картинки». Затем картинки убирают (переворачивают) и ребенка просят назвать те из них, которые он запомнил.

Для диагностики мышления используется проба из методики «Классификация по заданному принципу».

Перед ребенком раскладывают набор картинок. На одних кар­тинках изображено несколько предметов, на других — один. Ма­лыша просят разложить картинки в две стопки, исходя из количе­ства изображенных предметов.

Оценить уровень речевого развития и процессов мышления позволяет методика «Дополнение фраз».

Ребенку последовательно предъявляется ряд предложений, в каждом из которых дается начало фразы и нужно придумать ее конец, указав либо последовательность событий, либо причинно-следственные связи. Используются предложения типа: «Девочка взяла кубик...», «Мальчик весело смеялся, потому что...», «Если пойдет дождь, то...».

Данные проведенной диагностики фиксируются в табл. 2.

Таблица 2

№ п/п Фамилия, имя ребенка Внимание Восприятие Память Мышление и речь
цвет форма величина слуховая зрительная
                 

Результаты психодиагностики обрабатываются, составляется протокол, локальный акт. Данные психологического обследования передаются руководителю детского образовательного учреждения.

В течение сентября психолог собирает диагностические сведе­ния о детях, ведет наблюдение за малышами в процессе игровой, трудовой и учебной деятельности и составляет план коррекционно-развивающих занятий, исходя из полученных результатов пси­ходиагностики детей и основных положений программы учебно-воспитательного процесса в средней группе детского сада.

Коррекционно-развивающие занятия в средней группе начина­ются в октябре. Они проводятся два раза в неделю в кабинете пси­холога. Наполняемость группы — б детей. Они посещают 8 заня­тий. В ноябре коррекционно-развивающие занятия начинаются у следующей группы детей, таким образом, в январе у психолога за­нимается последняя группа. В феврале возобновляются занятия с первой группой детей, т.е. с теми, которые посещали занятия в октябре. Список детей, занимающихся с психологом, вывешива­ется для родителей, которые могут присутствовать на занятиях, наблюдая, как их ребенок общается с детьми, справляется с зада­ниями, а затем дома повторить, закрепить пройденный материал.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ

(октябрь)

Занятие 1

Цель:

1. Развитие зрительного восприятия.

2. Совершенствование навыков счета.

3. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение сло­варного запаса, совершенствование грамматического строя и на­выков связной речи).

4. Развитие внимания и памяти.

5. Развитие общей и мелкой моторики.

6. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброже­лательного отношения к окружающим.

Оборудование:

мягкая игрушка (Зайчик);

кубик и шар с наклеенными глазами, носом и ртом;

картинки с изображением героев сказки «Колобок» (медведь, лиса);

игрушечные корзинки с грибами;

карточки к упражнению «Колобки» (по количеству детей);

тарелочки, простые и цветные карандаши (по количеству де­тей).

Ход занятия

В кабинете психолога детей «встречает» мягкая игрушка — Зайчик. Дети здороваются и говорят ласковые слова; друг другу, психологу, игрушке, затем садятся за столы.

Психолог: Дети (предполагаемые ответы):
— Ребята, сегодня утром я встре­тила сказочного героя. Он сказал, что хочет с вами встретиться. А вы хотели бы с ним познакомиться? — Да.
Психолог выставляет на стол кубик с наклеенными глазами, носом и ртом.
— Здравствуйте, дети, я Колобок!
Дети удивляются, смеются, высказывают свои впечатления.
— Что-то не так? Почему вы смеетесь? — Колобок такой не бывает. Он в сказке круглый, катится.
Психолог заменяет кубик на шар с наклеенными глазами, но­сом и ртом.
— Все ясно, Колобок решил над нами подшутить! Колобок, ребята, очень веселый и сообразительный. Он любит шутки, игры и сказки. А еще ему нравится отгадывать за­гадки и решать задачки. Колонок попросил меня рассказать сказку, да не простую, а такую, в которой будут встречаться разные задания. Поможете Колобку их решить? — Да, поможем.  
— Испекла старуха Колобок и по­ложила на окно студиться. Надоело Колобку лежать: он и покатился с окна на лавку, с лавки на пол — да к двери, прыг с крыльца и укатил­ся за ворота. Катится Колобок по дорожке в лесу, а вокруг видимо-невидимо ягод... Какие ягоды мог увидеть Коло­бок в лесу? — Землянику, малину, чернику.
При затруднениях психолог помогает детям сформулировать ответ. Психолог прикрепляет к магнитной доске картинку с изобра­жением медведя.
— В зарослях малины Колобок увидел... — Медведя.
— Какими ягодами лакомился медведь? — Малиной.
Психолог помещает рядом с изображением медведя корзинку, в которой лежат три гриба.
— А что же лежит у медведя в корзинке? — Внимательно послушайте задачку медведя: «Сколько у меня в корзинке грибов, если их больше двух, но меньше четырех? — Грибы.   — У медведя в корзинке три гриба.
Психолог достает грибы из корзины и пересчитывает их.
— Правильно, три!
Психолог снимает картинку с изображением, медведя.
— Попрощался Колобок с медве­дем и покатился дальше. Но тут до­рогу ему преградила рыжая плутов­ка.
Психолог прикрепляет к магнитной доске картинку с изображением лисы.
— Задача лисы сложная, и без ва­шей помощи Колобок не справится. Вы поможете ему? — «Шла лисичка вдоль тропинки И несла грибы в корзинке: 5 опят и 5 лисичек Для лисят и для лисичек». Сколько грибов в корзинке лисы?     — Да, мы поможем ему.
Психолог ставит на стол корзинку, достает и пересчитыва­ет грибы, дети повторяют за ним.
    — Правильно, десять грибов. Мо­лодцы, ребята! Помогли Колобку! — Ребята, похожа наша сказка на русскую народную сказку « Колобок» ? — 1,2,3... 10! У лисы в корзинке десять грибов.   — Да... Нет...
— Давайте вспомним и сравним обе сказки.
Дети припоминают сказки, психолог помогает детям провести сравнение.
— В русской народной сказке лиса съела Колобка. А у нас пусть будет счастливый конец. Подумай­те и скажите, как нужно закончить сказку. — Молодцы, ребята! Колобок всех благодарит и прощается с нами. Давайте похвалим Колобка и скажем ему «До свидания». — Лиса подружилась с Колобком. — Дедушка и бабушка нашли Колобка и спасли его от лисы и т.п.  
Дети говорят Колобку ласковые слова и прощаются с ним.
— Колобок покатился дальше, а нам оставил свое задание.
Психолог раздает карточки к упражнению «Колобки».
— Вот портрет нашего веселого Колобка.
Психолог привлекает внимание детей к верхнему рисунку.
— Наш Колобок решил поиграть в прятки. Отыщите его среди дру­гих колобков и заключите нужный рисунок в рамочку.
Психолог обращает внимание детей на отдельные детали ри­сунков. Дети выполняют задание.
— А теперь возьмите из тарелоч­ки цветные карандаши и раскрась­те оба портрета одинаково.
Дети выполняют задание.
— Внимательно послушайте де­сять слов и запомните их. Потом мы посчитаем, кто сколько слов запом­нил. Вы готовы? Тогда я начинаю: дым, малина, лук, слон, парк, ночь, рука, окно, круг, суп.
Каждый ребенок подходит к психологу и шепотом повторяет слова, которые он запомнил. Психолог делает в диагностическом журнале пометки о состо­янии слуховой кратковременной памяти детей, учитывая, что воспроизведение шести слов после, первого прочтения свидетель­ствует о высоком уровне механического запоминания. По окончании экспресс диагностики психолог хвалит малышей.
— Давайте поиграем в игру, ко­торая называется «Зевака». Встань­те в круг, возьмитесь за руки и иди­те по кругу, Но как только я скажу «Зевака», вы должны хлопнуть, по­вернуться вокруг себя и снова взять­ся за руки.
Игра повторяется 5-6 раз.
— Вот и подошло к концу наше занятие. Похвалите друг друга, а по­том расскажите Зайчику, чем мы се­годня занимались.
Дети припоминают ход занятия, рассказывают о проделанной работе, делятся своими впечатлениями, говорят друг другу комп­лименты, затем прощаются с психологом, с мягкой игрушкой.
— До свидания. Я вас очень люблю!

Занятие 2

Цель:

1. Развитие зрительного восприятия (цвет, величина, форма).

2. Развитие целенаправленного внимания.

3. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение сло­варного запаса, совершенствование грамматического строя и на­выков связной речи).

4. Развитие общей и мелкой моторики.

5. Воспитание нравственно-волевых качеств.

6. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброже­лательного отношения к окружающим.

Оборудование:

мягкая игрушка (медвежонок Мишутка);

плакат с изображением трех различных по величине прямоуголь­ников коричневого цвета;

картинки с изображением трех медведей: Михаила Потаповича, Настасьи Петровны и Мишутки;

предметы (кружки, ложки, тарелки, стулья) разного размера;

три обруча разного размера;

карточки к упражнениям «Какой предмет лишний?», «Продол­жи ряд» (по количеству детей);

конверт, веревка (прыгалки);

тарелочки, простые карандаши (по количеству детей).

Ход занятия

В кабинете психолога детей «встречает» мягкая игрушка — медвежонок Мишутка. Дети здороваются и говорят ласковые слова друг другу, психологу, игрушке, затем садятся за столы.

Психолог: Дети:
коррекционно-развивающие занятия - student2.ru коррекционно-развивающие занятия - student2.ru коррекционно-развивающие занятия - student2.ru Психолог демонстрирует плакат с изображением трех прямоугольников коричневого цвета.
— Скажите, как называются эти геометрические фигуры? — Сколько нарисовано прямо­угольников? — Чем отличаются эти прямо­угольники?   — А чем они похожи?   — Давайте вспомним русскую народную сказку, в ней говорится о девочке, которая забрела в лес и по­пала в избушку, где жили три... — Кто из медведей был самым большим? — Посмотрите на большой пря­моугольник. Михаил Потапович прячется за самым большим прямо­угольником. — А Настасья Петровна?   — Она прячется за средним прямоугольником. — Как зовут медвежонка? — Где прячется Мишутка?     — Почему вы так думаете?   — Какие вы молодцы! — Это прямоугольники.   — Три прямоугольника. — Прямоугольники раз­ного размера. — Они одного цвета — коричневые.     — Медведя. — Михаил Потапович.   — Настасья Петровна поменьше.   — Мишутка. — Мишутка прячется за самым маленьким прямоугольником. — Потому что он самый маленький.
Психолог демонстрирует картинки с изображением трех мед­ведей и предлагает детям расставить их по росту. Дети выполняют задание и сравнивают расположение медве­дей с расположением геометрических фигур.
Психолог показывает конверт, достает письмо.
— Это письмо от медведей. Они пишут, что пока были в лесу, кто-то побывал в их доме и устроил беспо­рядок. Медведи не могут теперь ра­зобраться, где чья кружка, ложка, тарелка, стул... и просят им помочь. Ребята, а вы знаете, кто приходил к медведям в дом? — Вы поможете медведям навес­ти порядок? — Это девочка Маша приходила. Она все разбросала и не поставила на место. — Мы поможем медве­дям навести порядок.
Психолог выкладывает ложки, выставляет кружки, тарелки, стулья разного размера.
— Давайте поступим так: у меня есть три обруча: большой, поменьше и самый маленький. В большой об­руч мы поместим все вещи Михаила Потаповича. А в тот обруч, что поменьше, чьи вещи мы поместим? — Как вы думаете, куда нужно поместить Мишуткины вещи? — А теперь давайте наводить порядок. — Вещи Настасьи Петровны.   — В самый маленький обруч.
Дети раскладывают вещи в обручи.
— Вот молодцы! Какой порядок навели. Медведи будут очень рады. Наверное, вы устали?
Психолог показывает игрушечного медвежонка.
— Мишутка всем предлагает поиграть.
Выбирается водящий, — «Мишутка». Он садится на стул в отдалении от остальных ребят. Дети становятся за линию, обозначенную веревкой или пры­галками, оттуда идут к «Мишутке», произнося слова:
— Мишка бурый, Мишка бурый, Отчего такой ты хмурый?
Дети подходят к «Мишутке», он отвечает:
— Я медком не угостился, Вот на всех и рассердился. Раз-два-три-четыре-пять, Начинаю мед искать.
Дети бегут за линию. «Мишутка» старается поймать кого-нибудь из них. Пойманный ребенок становится водящим. Игра по­вторяется 2-3 раза. По окончании игры дети садятся за столы.
— Играть любит не только ма­ленький Мишутка, но и его мама, Настасья Петровна. Она предлага­ет вам поиграть в игру «Какой предмет лишний?»
Психолог раздает карточки к упражнению «Какой предмет лишний?»
— Назовите предметы, которые нарисованы на карточке. — Какой предмет лишний? — Почему вы так думаете? — Ромашка, колоколь­чик, малина, одуванчик. — Малина.
В случае затруднений психолог помогает детям, сформулиро­вать ответ.
  — Молодцы! Назовите предметы, которые нарисованы ниже одним словом. Что это? — Слушайте, как называются грибы: боровик, лисичка, сыроежка, мухомор. Какой гриб лишний? — Почему вы так решили? — Правильно. Боровик, лисичка, сыроежка — это съедобные грибы, а мухомор ядовитый гриб, людям его есть нельзя. Возьмите из тарелочки простой карандаш и зачеркните лишние предметы. — Ромашка, колокольчик, одуванчик — цветы, а малина — ягода. Она лишняя.   — Это грибы.     — Мухомор.     — Он ядовитый.
— Михаил Потапович тоже приготовил для вас задание.
Психолог раздает карточки к упражнению «Продолжи ряд».
— Назовите предметы, которые нарисованы в верхнем ряду. — Необходимо продолжить верхний ряд предметов. Рассмотрите и назовите предметы, которые нарисованы ниже. — Какой предмет подходит к кругу и шарику? — Почему? — Проведите линию от мяча к пустому прямоугольнику. — Круг, шарик.   — Машинка, кубик, мяч.   — Мяч.     — Он круглый.
Дети самостоятельно выполняют вторую часть упражнения.
— Занятие подошло к концу. Ре­бята, похвалите друг друга.
Дети говорят друг другу комплименты.
А теперь вспомните и расскажи­те Мишутке, чем мы сегодня зани­мались.
Дети припоминают ход занятия, рассказывают о проделан­ной работе, делятся своими впечатлениями, затем прощаются с психологом, с мягкой игрушкой.
— До свидания. Я буду вас ждать!
     

Занятие 3

Цель:

1. Развитие слухового и зрительного восприятия.

2. Развитие внимания и наблюдательности.

3. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение сло­варного запаса, совершенствование грамматического строя и на­выков связной речи).

4. Развитие памяти.

5. Развитие общей и мелкой моторики.

6. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброже­лательного отношения к окружающим.

Оборудование:

мягкие игрушки: котенок, зайчик, медвежонок, собачка, белоч­ка, слон, мышонок;

листья различных деревьев: клена, дуба, липы, рябины, березы;

серия сюжетных картин «Озорной котенок»;

карточки к упражнению «Осенние листья» (по количеству детей);

тарелочки, цветные карандаши (по количеству детей).

Ход занятия

В кабинете психолога детей «встречает» мягкая игрушка — котенок. Дети здороваются, говорят друг другу, психологу, игруш­ке ласковые слова, затем садятся за столы.

Психолог: Дети:
— Ребята, какое сейчас время года? — А какой месяц? — Октябрь — середина осенней поры. В старину этот месяц называли «листопадом», потому что с деревьев опадают увядшие листья. В октябре часто идет холодный мелкий дождь. Характер октября переменчивый: погода в течение дня несколько раз меняется. Говорят, что октябрь то плачет, то смеется. Как же может октябрь плакать? Что люди имеют в виду, когда так говорят? — Правильно, а когда выглядывает солнышко, становится теплее и веселее, тогда говорят, что октябрь смеется. Отгадайте осеннюю загадку: Падают с ветки Золотые монетки. — Осень. — Октябрь.     — В октябре часто идет дождь.     — Это листья.
Психолог показывает детям листья различных деревьев и на­зывает их.
— Это лист клена — кленовый лист. Повторите, какой это лист. — Кленовый лист  
Аналогичная работа проводится с листьями дуба, липы, рябины, березы.
— Мы часто слышим: «Осенью с деревьев падают разноцветные ли­стья». Что значит «разноцветные»?   — Это значит разного цвета.
— Правильно. Какие листья можно увидеть осенью? Сейчас вы будете раскрашивать осенние листья желтым, красным и коричневым карандашами. Приготовьте эти карандаши. — Желтые, красные, коричневые.  
Психолог раздает карточки к упражнению «Осенние листья» Дети берут карандаши из тарелочек.
Рассмотрите листья. Где березовый лист?  
Дети на карточке находят и показывают лист березы.
— А это какой лист?  
Психолог показывает на дубовый лист.
  — Какой лист мы еще не назвали? — Раскрасьте березовый лист желтым карандашом, кленовый – красным, а дубовый — коричневым. — Это дубовый лист. — Кленовый лист.
Дети повторяют инструкцию и приступают к выполнению задания.
— Опавшие листья шуршат под ногами: «Ш-ш-ш». Давайте пошуршим, как осенние листья.  
Дети произносят изолированный долгий звук [ш]. Психолог показывает детям игрушечного котенка.
— Ребята, посмотрите, на шум к нам прибежал котенок. Котенок любит играть с опавшими листьями. Когда листья шелестят, котенку кажется, что это шуршит мышка в траве. Сегодня мы выучим стихотворе­ние про котика. Слушайте: Как у нашего кота Шубка очень хороша. Как у котика усы Удивительной красы, Глаза смелые, Зубки белые.  
Дети заучивают стихотворение и с помощью психолога рас­сказывают его.
— Молодцы! А теперь давайте по­играем.  
Для проведения игры «Что изменилось?» на столе, перед деть­ми расставляются мягкие игрушки: зайчик, медвежонок, собач­ка, белочка, слон. Детям предлагается запомнить, как стоят иг­рушки, затем закрыть глаза. Психолог убирает или добавляет одну игрушку. Дети, открыв глаза, определяют, что изменилось. Игра проводится 5—6 раз.
— Ребята, сейчас мы рассмотрим картинки, на которых нарисован озорной котенок.  
Психолог показывает детям три картины, связанные одним сюжетом («Озорной котенок», автор Е. Алифанова), просит де­тей расположить картинки в нужной последовательности и со­ставить рассказ по данной серии картин.
По окончании задания психолог предлагает поиграть в игру «Зевака». (Описание игры — см. с. .)
— Наше занятие подходит к кон­цу. Давайте вспомним и расскажем котенку, чем мы сегодня занимались.  
Дети припоминают ход занятия, делятся впечатлениями о проделанной работе.
— Похвалите друг друга.  
Дети говорят друг другу комплименты, прощаются с психо­логом, с мягкой игрушкой.
— До свидания. Я вас очень люблю!  

Занятие 4

Цель:

1. Развитие слухового и зрительного восприятия.

2. Развитие внимания и памяти.

3. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение сло­варного запаса по темам «Осень», «Фрукты», «Овощи»; совершен­ствование грамматического строя и навыков связной речи).

4. Развитие двигательных навыков.

5.Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Оборудование:

мягкая игрушка (Котенок);

сюжетные картины с изображением времен года; предметные картинки с изображением фруктов и овощей; карточки к упражнению «Найди отличия» (по количеству де­тей);

тарелочки, простые карандаши (по количеству детей).

Ход занятия

В кабинете психолога детей «встречает» мягкая игрушка – Котенок. Дети здороваются, говорят ласковые слова друг другу, психологу, игрушке, затем садятся за столы.

Психолог: Дети:
— Какое сейчас время года? — Какие приметы осени вы знаете? — Осень.  
Дети перечисляют приметы осени.
— Какой сейчас месяц? — Октябрь.
— Вы можете вспомнить назва­ния всех осенних месяцев? — Молодцы! — Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Психолог прикрепляет к доске сюжетные картины с изобра­жением различных времен года.
— Найдите картину, на которой изображена осень.  
Дети выполняют задание.
— Как вы догадались?  
Дети перечисляют признаки осени. Психолог рассказывает детям о событиях, происходящих в ра­стительном и животном мире в осеннюю пору.
— Когда за окном сырой и холод­ный осенний вечер, очень хорошо сидеть на мягком диване в теплой комнате и играть с веселым пушис­тым котенком.  
Психолог показывает детям игрушечного Котенка.
—Давайте расскажем Котенку стихотворение, которое учили на прошлом занятии: «Как у нашего кота шубка очень хороша...»  
Дети хором повторяют стихотворение.
— Молодцы! Котенок благодарит вас и просит сказать, чем отличаются два рисунка, которые я вам сей­час раздам.  
Психолог раздает карточки к упражнению «Найди отличия».
— Ребята, посмотрите внима­тельно и скажите, чем отличаются котята?  
Дети выполняют задание.
— А теперь поиграем в игру, которая называется «Осенние приметы ». Когда я назову примету осени, хлопайте в ладоши. Если примета относится к другому времени года, хлопать не надо. Готовы? Начнем. — Листья падают. — Дети купаются. — Сосульки тают. — Идет холодный дождь. — Расцветает подснежник. — Дети катаются на коньках. — Созрела земляника. — Перелетные птицы улетают на юг и т. д. — Молодцы, вы были очень внимательны. Вы не устали? Тогда новое задание.  
Психолог прикрепляет к магнитной доске изображения фрук­тов и овощей.
— Посмотрите, в верхнем ряду находятся фрукты. Они растут в саду на деревьях, а в нижнем — ово­щи. Они растут в огороде на грядке. Назовите фрукты. — Какие еще вы знаете фрукты? — Назовите овощи.   — Какие еще овощи вы можете назвать?   — Слушайте внимательно. Я ска­жу всего одно слово, но вы сможете догадаться, какой овощ или фрукт я загадала: — Красный... — Красное... — Желтая… — Желтый… — Оранжевый... — Оранжевая... — Зеленый… — Зеленая… — Очень хорошо. Все мои загадки отгадали. А эту сможете? Этот овощ вкусный, овальный, зеленый. — Молодцы! Теперь вы будете придумывать и загадывать друг другу загадки. — Яблоко, груша, ли­мон, апельсин.   — Слива, вишня, ман­дарин... — Помидор, огурец, репа, морковь. — Свекла, картошка, кабачок...   — Это помидор. — Это яблоко. — Репа. — Лимон. — Апельсин. — Морковь. — Огурец. — Груша.     — Это огурец.  
Дети описывают предметы по образцу психолога.
Игра «Кто самый внимательный?
— Давайте поиграем.  
По кругу ставят 5 стульев, 6 детей встают вокруг них.
— Дети, пока я хлопаю в ладоши, вы бегаете вокруг стульчиков, как только я перестану хлопать, сразу садитесь на любой стульчик. Кто ос­танется без стула — будет помогать мне хлопать. Начали!  
После того как один из детей выбывает из игры, психолог уби­рает один стул. Таким образом остается 4 стула и 5 детей, игра продолжается... остается один стул и двое детей. Кто займет оставшийся стул, тот — самый внимательный ребенок. Дети и психолог поздравляют победителя, хлопают ему.
— Давайте вспомним и расска­жем нашему Котенку, чем мы зани­мались сегодня.  
Дети припоминают ход занятия, отмечают то, что понрави­лось, говорят друг другу комплименты, затем прощаются с пси­хологом, с мягкой игрушкой.
— До свидания. Я вас люблю и буду ждать!  

Занятие 5

Цель:

1. Развитие зрительного и тактильного восприятия.

2. Развитие внимания и памяти.

3. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение сло­варного запаса, совершенствование грамматического строя и на­выков связной речи).

4. Развитие воображения и творческого потенциала.

5. Развитие общей и мелкой моторики.

6. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Оборудование:

мягкая игрушка (Мышонок);

игрушки для игры «Запомни» (синий резиновый мяч, желтая деревянная пирамидка, коричневый меховой медвежонок, белый бумажный кораблик, зеленая пластмассовая лопатка);

ширма, длинная веревка;

индивидуальные наборы сюжетных картинок к стихотворению «Мышки»;

карточки к упражнениям « Что где лежит? », « Дорисуй круги », «Дорисуй овалы» (по количеству детей);

тарелочки, простые карандаши (по количеству детей).

Ход занятия

В кабинете психолога детей «встречает» мягкая игрушка — Мышонок. Психолог и дети здороваются, говорят игрушке и друг другу ласковые слова, затем, садятся за столы.

Психолог: Дети:
На столе психолога ряд из пяти игрушек. Психолог привлека­ет внимание детей к этим игрушкам.
— Ребята, давайте поиграем. По­смотрите, какие игрушки находят­ся на моем столе. Назовите их. — Мяч, пирамидка, медвежонок, кораблик, лопат­ка.  
— Запомните, как они располо­жены, какого они цвета.  
Психолог дает время для запоминания, затем закрывает иг­рушки ширмой. Дети должны вспомнить расположение игрушек, назвать их цвет.
— А знаете ли вы, что игрушки делают из различного материала: резины, дерева, меха, бумаги, ме­талла, пластмассы, глины. Подой­дите к моему столу. Давайте рас­смотрим, потрогаем игрушки и оп­ределим, из какого материала сделана каждая из них.  
Дети с помощью психолога выполняют задание и садятся за столы.
Психолог показывает детям игрушечного Мышонка.
— Ребята, у нас в гостях веселый Мышонок, который очень любит по­шалить. Давайте выучим и расска­жем Мышонку стихотворение про мышек-шалунишек. Нашему гостю будет приятно послушать этот сти­шок.  
Психолог раздает детям наборы сюжетных картинок к сти­хотворению «Мышки» и читает потешку: «Скачут мышки-шалунишки, Кто на чашке, Кто на крышке. Тише, тише, тише, мышки, Не мешайте спать малышке».
Дети сначала рассказывают стихотворение «Мышки» с опо­рой на сюжетные картинки и помощью психолога, а затем само­стоятельно. Мышонок хвалит и благодарит каждого ребенка.
Психолог раздает карточки к упражнению «Ч то где лежит? »
— Ребята, Мышонок хочет поиг­рать с вами в игру «Что где ле­жит?». Рассмотрите стеллаж (шкаф). Помогите Мышонку разло­жить вещи на полочки. Возьмите из тарелочки карандаш и проведите линию от предмета к полке, на ко­торой вы хотите разместить выбран­ный предмет. Обратите внимание на форму предмета и геометрическую фигуру, нарисованную на полке.  
По ходу выполнения упражнения психолог называет геомет­рические фигуры и помогает детям.
— Сейчас мы будем рисовать.  
Психолог раздает детям карточки к упражнениям «Дорисуй круги», «Дорисуй овалы». На них изображены круги или овалы и различные предметы, которые получаются из фигур при дорисо­вывании дополнительных элементов, (Например, рыбка, мышо­нок, подсолнух и т.д.)
— Подумайте и превратите круги или овалы в какие-нибудь предметы.  
Дети выполняют задание.
— А теперь Мышонок научит вас новой игре, которая называется «Наоборот». Встаньте в круг и возьмите в руки веревку.  
Дети встают в круг, в руках у них связанная длинная веревка.
— Когда вы услышите команду «Держи» — то должны эту коман­ду выполнить наоборот, т. е. бросить веревку. А если услышите команду «Брось» — то вы должны, наоборот, крепко держать веревку.  
Вначале игра проводится фронтально. Но после того, как дети усваивают правила, психолог переводит игру в рамки индивиду­ального проигрывания, т. е. выполняет команды только тот ре­бенок, до которого психолог дотрагивается. Остальные дети в этот момент наблюдают за выполнением действий. Игра проводится в течение 2—3 минут.
— Вот и подходит к концу наше занятие. Давайте расскажем Мы­шонку о том, что мы делали, хором прочитаем ему стихотворение, ко­торое учили: «Скачут мышки-ша­лунишки...».  
Дети рассказывают стихотворение, вспоминают наиболее по­нравившиеся и запомнившиеся моменты занятия, делятся свои­ми впечатлениями; говорят друг другу ласковые слова, прощают­ся с психологом, с мягкой игрушкой.
— До свидания. Я вас люблю и с нетерпением буду ждать следующе­го занятия!  

Занятие 6

Цель:

1. Развитие слухового и зрительного восприятия.

2. Развитие внимания и памяти.

3. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение сло­варного запаса, совершенствование грамматического строя и на­выков связной речи).

4. Развитие мелкой моторики.

5.Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Оборудование:

мягкая игрушка (Мышонок);

наборы кружков черного, желтого, белого, голубого цвета (для психолога и каждого ребенка);

наборы счетных палочек (по одной коробке на двух детей);

предметные картинки: лимон, тыква, л

Наши рекомендации