Логопедические коррекционно-развивающие занятия в 9 классе.

№ по учеб. темат. плану   № п/п   Тема Содержание Лингвистическая база речи Психологическая о аза речи Кол-во уро­ков
Лексика   лексика Грамматика    
I. 1. Речь как сред­ство познания мира. Раскрыть мысль о том, что речь является средством передачи и ус­воения определенных знаний, средством организации и плани­рования деятельности людей. Предмет беседы. Мнение. Высказыва­ние. Опровержение. Впечатление. Способ доказательства. Выбор речевой конст­рукции в зависимости от цели: Что сказать? Где сказать? Как ска­зать? Стимуляция речевой активности. Развитие слухового внимания. Формирование инте­реса в собственной речи.
  2. Речь как сред­ство воздейст­вия на мысли, чувства и пове­дение людей. Выбор вопросов и ответов по те­ме, по проблеме, по сюжету, по наблюдению, по представлению. Краткие и развернутые вопросы. Структура вопроси­тельных предложений, доказательств, опреде­лений, понятий. Развитие воображе­ния через представ­ления. Развитие уме­ния слушать и мобилизироваться для ответа.
  3. Культура уст­ного и пись­менного сооб­щения. Создание ситуации для вопросно-ответной формы речи (из жизнен­ного опыта учащихся). Звуки (громкость, темп, отчетливость, вырази­тельность). Буквы (графический образ звука). Слова (содер­жание высказывания). Отвечать на вопрос словом, словосочетани­ем, фразой. Задавать вопрос, серию вопросов с опорой и без опоры. Самостоятельно подби­рать вопрос, моделиро­вать ответ. Формирование вни­мания друг к другу. Привлечение внима­ния к форме и со­держанию высказы­вания.
II. 4. Композицион­ный план тек­ста. Раскрытие смыслового содержа­ния текста в связи с запланиро­ванной ситуацией. Смысловая связь частей. Описание предмета по схемам, опорам, рас­сказывание сюжета по картинке, действию. Цепная связь (лексиче­ский повтор). Место­именная связь, синони­мическая замена. Па­раллельная связь. Пробуждение жела­ния совершенство­вать свою речь.
  5. Смысловые, выразительные и стилистиче­ские возмож­ности грамма­тических форм слова. Установление и раскрытие сис­темных отношений грамматиче­ских форм. Выбор из ряда вариан­тов нужной формы для конкретно­го высказывания. Речь разговорная (бы­товая), деловая (офици­альная), книжная (ли­тературная). Стилистические осо­бенности. Выражение экспрес­сивно эмоциональ­ных оттенков отно­шений
  6. Использование синонимов. Дифференциация значений слов. Разнообразие средств выражения одного и того же значения. Выра­жение тончайших оттенков смыс­ла. Выбор удачного варианта из ряда возможных (смысловые от­тенки, эмоционально-экспрессивная окраска, стилисти­ческая характеристика). Формы одной части ре­чи, падежные и предложно-падежные фор­мы существительных, формы слов, относя­щиеся к разным лексико-грамматическим разрядам внутри одной части речи. Согласование форм подлежащего и сказуе­мого. Средства разно­образия форм выраже­ния мысли. Выражение сравнения форм твори­тельного падежа суще­ствительного и сравни­тельным оборотом. Расширение границ восприятия окру­жающего мира, ло­гическая обобщен­ная оценка этого восприятия.
  7. Использование антонимов. Усвоение различий предметов, признаков, действий. Отбор лексического материала. Адекватное восприятие смысла слов в тексте со всеми контекстуальными оттенками. Особенности употребления слов. Замена слов в целях уточнения смысла высказывания. Создание образности, выразительности, стилистической целесообразности.   Предложно-падежные формы существительных. Дифференциация понятий. Толкование значений через сумму представлений. Способность восприятия словесных, образных элементов в составе текста.
  8. Использование многозначности слов (омо­нимы). Выяснение значений слов и соче­таний. Наблюдение за словами в различных контекстах. Уяснение смыслового своеобразия, расшире­ние семантических и выразитель­ных возможностей. Падежные формы суще­ствительных. Формы единственного числа среднего рода кратких прилагательных, формы сравнительной степени прилагательных по от­ношению к наречиям и словам категории со­стояния. Повелительное накло­нение. Установление свя­зей системного ха­рактера. Формиро­вание логических обобщений.  
  9. Использование метафор. Нахождение предметов по сущест­венным признакам. Образные сравнения. Сопоставление предме­тов по сходным признакам. Образная, эмоциональ­но-окрашенная лексика. Подбор существитель­ных к прилагательным, прилагательных к суще­ствительным. Согласование сущест­вительных с прилага­тельными. Развитие образного мышления, воспри­ятие образных средств.
III. 10. Свободный диктант. Уточнение содержания прочитан­ного, раскрытие его идеи, деление на логически законченные части, обучение устному пересказу и письменной записи. Темы общественного значения, воспитываю­щие моральные качест­ва. Образно-выразительные средст­ва. Четкий план текста. Расширение позна­вательного опыта. Развитие эстетиче­ского вкуса.





  11. Сжатое изло­жение. Говорить коротко и ясно об увиденном, услышанном, прочитан­ном. Главное слово. Главные мысли. Сжатый пере­сказ. Выписка предложений ответов на поставлен­ные вопросы. Развитие логиче­ского мышления.
  12. Изложение с грамматиче­ским задани­ем. Варьирование конструкций пред­ложений, правильное употребление местоимений, использование сино­нимов. Выделение главной мысли, главных слов. 1,2,3 лицо местоимений. Синонимы существи­тельных, прилагатель­ных, глаголов. Изменение лица, числа и времени глаголов. Развитие словесно-образного мышле­ния, вербального запоминания.  
  13. Подробное из­ложение с элементами прямой речи. Анализ содержания текста, состав­ление плана. Правильное построе­ние предложения. Опорные слова. Опор­ные словосочетания. Вопросно-ответная форма речи. Развитие логиче­ское мышления.
  14. Составление рассказа из деформиро­ванного тек­ста. Установление последовательности мыслей и восстановление текста в первоначальном виде. Составление рассказа по карточкам с предложе­ниями. Перестановка частей рассказа с помо­щью вопросов, с помо­щью плана. Составление плана из главных мыслей, во­просов, заголовков. Умение работать с коллективом и са­мостоятельно. Раз­витие вербальной памяти, зрительно­го и слухового восприятия.
  15. Устные и письменные пересказы в форме диало­гов. Связное изложение своих мыслей. Правильное употребление слов, построение предложений, логиче­ская последовательность изложе­ния. Определение границ каждой части рассказа. Ответы на вопросы по прочитанному тексту словами вопроса, свои­ми словами. Уяснение главной мысли и идейного со­держания. Определе­ние последовательно­сти событий, причин­но-следственных свя­зей. Развитие логиче­ской мышления, ассоциативной па­мяти
  16. Оформление адреса на кон­верте. Написа­ние письма, поздравления, телеграммы, денежного перевода. Приобретение практических навы­ков посредством экскурсии. Озна­комление со средствами общения. Сообщение. Просьба. Пожелание. Обращение. Содержа­ние. Заключение. Под­пись. Развитие возмож­ностей по установ­лению причинноследственных связей.
  17. Написание за­явления, докладной, объяснитель­ной, договора, прошения, расписки, доверенности. Назначение деловой бумаги; ана­лиз стандартного образца; состав­ление документа. Изложение просьбы, ходатайства, объяснения Объяснение понятий: деловые документы. Составление из дефор­мированного текста, корректировка непра­вильно составленных документов, переделка одного вида коррес­понденции в другой, составление докумен­тов по аналогии с ли­тературным материа­лом, составление до­кумента на заданную тему. Краткость, точ­ность, ясность, логичность, аккурат­ность, бережли­вость
  18. Написание ав­тобиографии, заметки. Составление рассказа из фактов своей жизни. Составление рассказа из жизни в школе, о событиях в общественной жизни. Описание отдельного положительного или отрицательного конкретного фак­та. Точность, конкретность, лаконичность. Острота, меткость, злободнев­ность проблемы, обще­ственный призыв. Описательная форма речи. Информационная форма речи. Развитие логиче­ского мышления. Развитие навыков самостоятельного изложения мысли.

Наши рекомендации