От девяти до двенадцати месяцев

Сенсорные реакции. У ребенка развито бинокулярное зрение. Различает пищу по внешнему виду. Начинает распознавать все большее число предметов и геометрических фигур. Различает отдельные шумы, звуки, интонацию, слушает музыку, тиканье часов, начинает понимать обращенную речь. Хорошо дифференцирует лица. Отрицательно реагирует на неприятные запахи. Проявляет неприязнь к тому или иному виду пищи.

Двигательные функции. В этом возрастном периоде происходит совершенствование ползания на четвереньках. При пол­зании туловище удерживается в горизонтальном положении, голова поднята высоко. Из такого положения ребенок стремится достать тот или иной предмет. К концу первого года жизни ребенок овладевает умением самостоятельно принимать вертикальную позу. Он повора­чивается на живот, опираясь на руку, садится и, наконец, сильно оттолкнувшись руками от пола, встает.

Постепенно начинает ходить без посторонней поддержки. Вна­чале широко расставляет ноги. От первых попыток ходить без под­держки до хорошей ходьбы проходит один-два месяца.

Речь. Повторяет произносимые окружающими слоги, копирует их интонацию, воспроизводит мелодическую схему знакомых фраз. Воспроизводит различные тона. Голосом выражает свои потребности и эмоции (удовольствие или неудовольствие). Отвечает действиями на словесные просьбы. Говорит ма-ма, да-да, ба-ба. Произносит пять-шесть лепетных слов.

Психика. Ребенок хорошо различает окружающих. Начинает понимать обращенную к нему речь. Развиваются речевое общение, игровая и манипулятивная деятельность и предметная деятельность. Любит играть со звучащими предметами. Пьет из чашки. Пытается манипулировать ложкой. Продолжается интенсивное развитие подра­жания. Формируются представления.

Таблица Развитие ребенка на первом году жизни

Возрастные навыки Возраст (в мес.)
Держит голову в положении на животе 1-2
Держит голову в вертикальном положении 2-3
Следит за игрушкой 1,5-2
Улыбается 1,5-2
Гулит 2-3
Берет игрушку и тянет в рот 3,5-4,5
Поворачивается со спины на живот 5-6
Узнает своих и чужих 5-6
Лепечет 5-7
Поворачивается с живота на спину 6-7
Сидит (усаженный взрослым) без поддержки 7-8
Ползает на животе 7-8
Встает на четвереньки 7-8
Садится из положения на спине 8-9
Ползает на четвереньках 9-10
Понимает обращенную речь 8-10
Стоит с поддержкой 8-11
Произносит папа, мама 10-12
Стоит 10-12
Ходит 10-12

Педагог-дефектолог должен знать возрастное развитие нервно-психических функций ребенка в норме, чтобы правильно ориенти­роваться в оценке его интеллекта, речи, различных анализаторов. Определенные коррективы в указанную схему развития могут вно­сить такие факторы, как национальность, регионы проживания ребенка (например, южные и северные районы страны), микросо­циальные условия (питание, бытовые условия жизни, культурный уровень семьи и т. п.).

Некоторые из этих факторов играют важную роль в акселера­ции, т. е. в ускоренном развитии ребенка.

Все это необходимо учитывать при оценке нервно-психического развития ребенка.

ВТОРОЙ ГОД ЖИЗНИ

Сенсорные реакции. Сенсорные реакции носят диффе­ренцированный и избирательный характер. Происходит дальнейшее развитие восприятия формы и пространства.

Двигательные функции. Развивается равновесие. По­ходка приобретает устойчивый характер. Ребенок становится все более подвижным. К концу этого периода ходит вниз и вверх по лестнице. Сначала с поддержкой, а затем и самостоятельно. Зале­зает на большой стул. Ударяет по мячу ногой и рукой. Точно захватывает и бросает предметы. Переворачивает страницы в книге. Строит башню из кубиков. Хорошо ест ложкой.

Речь. Узнает имена и названия предметов. Понимает слова здесь, сейчас. Говорит 50-70 слов; более половины употребляемых слов — существительные. В речи преобладают восклицания. Начи­нает произносить двух- и трехсловные предложения. Появляются личные местоимения.

Психика. Понимает обобщающую речь. Активно играет с иг­рушками. Дифференцированно относится к окружающим. Начинает проявлять интерес к детям. Развивается игра по подражанию. Начинает формироваться представление о схеме тела.

ТРЕТИЙ ГОД ЖИЗНИ

Сенсорные реакции. Сенсорные реакции носят дифферен­цированный и избирательный характер. В зрительном восприятии начинает доминировать один глаз (обычно правый). Ребенок диф­ференцирует предметы по массе, форме, цвету, величине. Начинает складывать разрезную картинку из двух частей.

Двигательные функции. Совершенствуются реакции равновесия при ходьбе и стоянии. Ребенок может ходить с предметом в одной руке. Поднимается по лестнице (делает шаги то правой, то левой ногой). Бросает и ловит мяч. При этом сохраняет равновесие. Совершенствуется манипулирование кистью и пальцами. Начинает самостоятельно есть. Использует ложку и вилку. Развивается пред­ставление о схеме тела.

Речь. Ребенок оперирует развернутыми фразами. Понимает обиходную речь и содержание сказок. Активно общается с окру­жающими при помощи речи.

Психика. Это время можно охарактеризовать как период активных форм общения. Речь становится важнейшим средством общения и формирования мышления. Благодаря речи сенсорный опыт ребенка превращается в акт познания. Развивается функция обобщения на наглядно-конкретном уровне. Ребенок начинает уста­навливать причинно-следственные связи. Развивается самосознание. К концу периода ребенок начинает говорить о себе в первом лице и задавать много вопросов. Он стремится вступать в контакт с окру­жающими его детьми. Эмоциональные реакции носят избиратель­ный и дифференцированный характер.

Наши рекомендации