От девяти до двенадцати месяцев
Сенсорные реакции. У ребенка развито бинокулярное зрение. Различает пищу по внешнему виду. Начинает распознавать все большее число предметов и геометрических фигур. Различает отдельные шумы, звуки, интонацию, слушает музыку, тиканье часов, начинает понимать обращенную речь. Хорошо дифференцирует лица. Отрицательно реагирует на неприятные запахи. Проявляет неприязнь к тому или иному виду пищи.
Двигательные функции. В этом возрастном периоде происходит совершенствование ползания на четвереньках. При ползании туловище удерживается в горизонтальном положении, голова поднята высоко. Из такого положения ребенок стремится достать тот или иной предмет. К концу первого года жизни ребенок овладевает умением самостоятельно принимать вертикальную позу. Он поворачивается на живот, опираясь на руку, садится и, наконец, сильно оттолкнувшись руками от пола, встает.
Постепенно начинает ходить без посторонней поддержки. Вначале широко расставляет ноги. От первых попыток ходить без поддержки до хорошей ходьбы проходит один-два месяца.
Речь. Повторяет произносимые окружающими слоги, копирует их интонацию, воспроизводит мелодическую схему знакомых фраз. Воспроизводит различные тона. Голосом выражает свои потребности и эмоции (удовольствие или неудовольствие). Отвечает действиями на словесные просьбы. Говорит ма-ма, да-да, ба-ба. Произносит пять-шесть лепетных слов.
Психика. Ребенок хорошо различает окружающих. Начинает понимать обращенную к нему речь. Развиваются речевое общение, игровая и манипулятивная деятельность и предметная деятельность. Любит играть со звучащими предметами. Пьет из чашки. Пытается манипулировать ложкой. Продолжается интенсивное развитие подражания. Формируются представления.
Таблица Развитие ребенка на первом году жизни
Возрастные навыки | Возраст (в мес.) |
Держит голову в положении на животе | 1-2 |
Держит голову в вертикальном положении | 2-3 |
Следит за игрушкой | 1,5-2 |
Улыбается | 1,5-2 |
Гулит | 2-3 |
Берет игрушку и тянет в рот | 3,5-4,5 |
Поворачивается со спины на живот | 5-6 |
Узнает своих и чужих | 5-6 |
Лепечет | 5-7 |
Поворачивается с живота на спину | 6-7 |
Сидит (усаженный взрослым) без поддержки | 7-8 |
Ползает на животе | 7-8 |
Встает на четвереньки | 7-8 |
Садится из положения на спине | 8-9 |
Ползает на четвереньках | 9-10 |
Понимает обращенную речь | 8-10 |
Стоит с поддержкой | 8-11 |
Произносит папа, мама | 10-12 |
Стоит | 10-12 |
Ходит | 10-12 |
Педагог-дефектолог должен знать возрастное развитие нервно-психических функций ребенка в норме, чтобы правильно ориентироваться в оценке его интеллекта, речи, различных анализаторов. Определенные коррективы в указанную схему развития могут вносить такие факторы, как национальность, регионы проживания ребенка (например, южные и северные районы страны), микросоциальные условия (питание, бытовые условия жизни, культурный уровень семьи и т. п.).
Некоторые из этих факторов играют важную роль в акселерации, т. е. в ускоренном развитии ребенка.
Все это необходимо учитывать при оценке нервно-психического развития ребенка.
ВТОРОЙ ГОД ЖИЗНИ
Сенсорные реакции. Сенсорные реакции носят дифференцированный и избирательный характер. Происходит дальнейшее развитие восприятия формы и пространства.
Двигательные функции. Развивается равновесие. Походка приобретает устойчивый характер. Ребенок становится все более подвижным. К концу этого периода ходит вниз и вверх по лестнице. Сначала с поддержкой, а затем и самостоятельно. Залезает на большой стул. Ударяет по мячу ногой и рукой. Точно захватывает и бросает предметы. Переворачивает страницы в книге. Строит башню из кубиков. Хорошо ест ложкой.
Речь. Узнает имена и названия предметов. Понимает слова здесь, сейчас. Говорит 50-70 слов; более половины употребляемых слов — существительные. В речи преобладают восклицания. Начинает произносить двух- и трехсловные предложения. Появляются личные местоимения.
Психика. Понимает обобщающую речь. Активно играет с игрушками. Дифференцированно относится к окружающим. Начинает проявлять интерес к детям. Развивается игра по подражанию. Начинает формироваться представление о схеме тела.
ТРЕТИЙ ГОД ЖИЗНИ
Сенсорные реакции. Сенсорные реакции носят дифференцированный и избирательный характер. В зрительном восприятии начинает доминировать один глаз (обычно правый). Ребенок дифференцирует предметы по массе, форме, цвету, величине. Начинает складывать разрезную картинку из двух частей.
Двигательные функции. Совершенствуются реакции равновесия при ходьбе и стоянии. Ребенок может ходить с предметом в одной руке. Поднимается по лестнице (делает шаги то правой, то левой ногой). Бросает и ловит мяч. При этом сохраняет равновесие. Совершенствуется манипулирование кистью и пальцами. Начинает самостоятельно есть. Использует ложку и вилку. Развивается представление о схеме тела.
Речь. Ребенок оперирует развернутыми фразами. Понимает обиходную речь и содержание сказок. Активно общается с окружающими при помощи речи.
Психика. Это время можно охарактеризовать как период активных форм общения. Речь становится важнейшим средством общения и формирования мышления. Благодаря речи сенсорный опыт ребенка превращается в акт познания. Развивается функция обобщения на наглядно-конкретном уровне. Ребенок начинает устанавливать причинно-следственные связи. Развивается самосознание. К концу периода ребенок начинает говорить о себе в первом лице и задавать много вопросов. Он стремится вступать в контакт с окружающими его детьми. Эмоциональные реакции носят избирательный и дифференцированный характер.