Рубинштейн Сергей Леонидович

(18 июня 1889—11 января 1960) — советский психолог и философ, про­фессор, член-корреспондент АН СССР (с 1943), действительный член АПН РСФСР (с 1945). Окончил Одесский (Новороссийский) университет

(1913). С 1919 г. — доцент кафедры философии и психологии Одесского университета. В 1932—1942 гг. — зав. кафедрой психологии Ленин­градского педагогического института им. А. И. Герцена, в 1942—1950 гг. зав. кафедрой психологии Москов­ского университета, в 1942—1945 гг.— директор Института психологии в Москве. С 1945 г. — зав. сектором психологии Института философии АН СССР.

Основные работы С. Л. Рубинштейна посвящены философским и методоло­гическим проблемам психологии, и

прежде всего проблемам сознания, деятельности и личности. С. Л. Ру­бинштейном выполнен ряд экспери­ментальных исследований в области психологии восприятия, мышления и др. С. Л. Рубинштейн был непре­взойденным систематизатором. Его фундаментальные «Основы общей психологии» (2-е изд., 1946), удо­стоенные Государственной премии, до сих пор остаются одним из лучших на русском языке руководств по пси­хологии с глубоким марксистским анализом основных ее проблем. Соч.: Основы психологии. М., 1935; Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1946; Бытие и сознание. М., 1957, О мышлении и путях его исследова­ния. М., 1958; Принципы и пути раз­вития психологии. М., 1959; Пробле мы общей психологии. М., 1973.

С. Л. Рубинштейн ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ И ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ'

Введение в психологию понятия личности означает прежде всего, что в объяснении психических явлений исходят из реального бытия человека как реального существа, в его взаимоотношениях с ма­териальным миром.

При объяснении любых психических явлений личность высту­пает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (в эти внутренние условия включаются и психические явления — психиче­ские свойства и состояния личности)2. Поэтому введение личности.

1 Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.

2 Важнейший психологический компонент этих внутренних условий составляют свойства нервной системы. Их систематическое изучение Б. М. Тепловым приобретает в этой связи свое «место», свою истинную психологическую значимость.

В психологию представляет собой необходимую предпосылку для объяснения психических явлений.

Поскольку внутренние условия, через которые в каждый данный момент преломляются внешние воздействия на личность, в свою очередь формировались в зависимости от предшествующих внеш­них взаимодействий, положение о преломлении внешних взаимодей­ствий через внутренние условия означает вместе с тем, что пси­хологический эффект каждого внешнего (в том числе и педагоги­ческого) воздействия на личность обусловлен историей ее развития.

Говоря об истории, обусловливающей структуру личности, надо понимать ее широко: она включает эволюцию живых существ, и собственно историю человека, и, наконец, личную историю раз­вития данного человека. В силу такой исторической обусловлен­ности в психологии личности обнаруживаются компоненты разной меры общности и устойчивости, которые изменяются различными темпами. Так, психология каждого человека включает в себя черты, обусловленные природными условиями и являющиеся общими для всех людей. Таковы, например, свойства зрения, обусловленные распространением солнечных лучей на земле и детерминированным им строением глаза. Поскольку эти условия являются неизменными, закрепившимися в самом строении зрительного прибора и его функциях, общ'ими для всех людей являются и соответствующие свойства зрения. Другие черты изменяются в ходе исторического развития человечества. Таковы, например, особенности фонема­тического слуха, обусловленные фонематическим строем родного Языка. Они различны не только у представителей различных на­родов, говорящих на разных языках, но и изменяются в ходе раз-Вития одного народа. Так, в XII—XIII вв. произошли существенные изменения в фонематическом строе русского языка. В этот период появилась соотносительность глухих и звонких согласных и стали фмостоятельными фонемами появившиеся в это время соотноси­тельные твердые и мягкие согласные и т. д. В соответствии с этим у русских людей стали формироваться особенности фонематиче­ского слуха, которые сейчас для них характерны. Так, формы Чувствительности — в данном случае речевой слух — меняются # результате исторического развития. То же можно сказать и о Музыкальном слухе.

Определенные сдвиги и изменения в психическом облике людей происходят с изменением общественной формации. Хотя сущест­вуют общие для всех людей законы мотивации, конкретное содер­жание мотивов, соотношение мотивов общественных и личных изменяется у людей с изменением общественного строя. Эти изме­нения являются типически общими для людей, живущих в условиях определенного общественного строя. С этим сочетается индиви­дуальная история развития личности, обусловленная соотноше- -Нием специфических для нее внешних и внутренних условий. В силу этого одни и те же внешние условия (например, условия жизни и Воспитания для двух детей в одной семье) по существу, по своему жизненному смыслу для индивида оказываются различными. В этой индивидуальной истории развития складываются индивидуальные свойства или особенности личности. Таким образом, свойства личности никак не сводятся к ее индивидуальным особенностям. Они включают и общее, и особенное, и единичное.

Личность тем значительнее, чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее. Индивидуальные свой­ства личности — это не одно и то же, что личностные свойства индивида, т. е. свойства, характеризующие его как личность.

В качестве собственно личностных свойств из всего многообра­зия свойств человека обычно выделяются те, которые обусловли­вают общественно значимое поведение или деятельность человека. Основное место в них поэтому занимают система мотивов и задач, которые ставит себе человек, свойства его характера, обусловли­вающие поступки людей (т. е. те их действия, которые реализуют или выражают отношения человека к другим людям) и способности человека (т. е. свойства, делающие его пригодным к исторически сложившимся формам общественно полезной деятельности).

Из представления о личности, заключенного в первоначальном значении этого слова и указывающего на роль, которую актер играет в пьесе (а в дальнейшем и на ту реальную роль, которую человек играет в жизни), должна быть все же удержана одна существенная черта. Она заключается в том, что личность опреде­ляется своими отношениями к окружающему миру, к общественному окружению, к другим людям. Эти отношения реализуются в дея­тельности людей, в той реальной деятельности, посредством которой люди познают мир (природу и общество) и изменяют его. Никак нельзя вовсе обособить личность от той реальной роли, которую она играет в жизни. Значительность личности определяется не только самими по себе свойствами, но и значительностью тех общественно-исторических сил, носителем которых она выступает. Дистанция, отделяющая историческую личность от рядового че­ловека, определяется не соотношением их природных способностей самих по себе, а значительностью тех дел, которые человеку, став­шему исторической личностью, удалось совершить в силу не только его исходных, природных способностей, но и стечения обстоятельств исторического развития и его собственной жизни. Роль крупного деятеля в истории, а не просто непосредственно сами по себе его способности определяют соотношение масштабов его личности и рядового человека. Отнесение этих различий между исторической личностью и «простым» человеком исключительно за счет различий их исходных данных обусловливает ложное противопоставление гения и толпы и создает неверные перспективы в оценке возмож­ностей, открытых перед каждым человеком.

Личность формируется во взаимодействии, в которое человеь вступает с окружающим миром. Во взаимодействии с миром, f осуществляемой им деятельности человек не только проявляется но и формируется. Поэтому-то такое фундаментальное значение для психологии приобретает деятельность человека. Человеческая личность, т. е. объективная реальность, которая обозначается понятием личность, — это, в конце концов, реальный индивид; живой, действующий человек. Не существует никакой личности ни как психофизически «нейтрального», ни как чисто духовного образования и никакой особой науки о так понимаемой «лич­ности».

В качестве личности человек выступает как единица в системе общественных отношений, как реальный носитель этих отношений. В этом заключается положительное ядро той точки зрения, которая утверждает, что понятие личности есть общественная, а не психо­логическая категория. Это не исключает, однако, того, что сама личность как реальность, как кусок действительности, обладая многообразными свойствами — и природными, а не только обще­ственными, — является предметом изучения разных наук, каждая из которых изучает ее в своих специфических для нее связях и отношениях. В число этих наук необходимо входит психология, потому что нет личности без психики, более того — без сознания. При этом психический аспект личности не рядоположен с другими; психические явления органически вплетаются в целостную жизнь личности, поскольку основная жизненная функция всех психиче­ских явлений и процессов заключается в регуляции деятельности людей. Будучи обусловлены внешними воздействиями, психические Процессы обусловливают поведение, опосредствуя зависимость Поведения субъекта от объективных условий3.

Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств; человек есть личность в силу Того, что он сознательно определяет свое отношение к окружаю­щему. Человек есть личность, поскольку у него свое лицо. Человек есть в максимальной мере личность, когда в нем минимум нейтраль­ности, безразличия, равнодушия, максимум «партийности» по отношению ко всему общественно значимому. Поэтому для человека Как личности такое фундаментальное значение имеет сознание не только как знание, но и как отношение. Без сознания, без спо­собности сознательно занять определенную позицию нет лич­ности.

Подчеркивая роль сознания, надо вместе с тем учитывать многоплановость психического, протекание психических процессов на разных уровнях. Одноплановый, плоскостной подход к психике личности всегда есть поверхностный подход, даже если при этом берется какой-то «глубинный слой». При этой многоплановости целостность психического склада человека сохраняется в си­лу взаимосвязи всех его иногда противоречивых свойств и тенден­ций.

Часто говорят, что личность не входит в сферу психологии. Это, конечно, верно в том смысле, что личность в целом не есть психологическое образо­вание и не может быть поэтому только предметом психологии. Но не менее ¦ерно и то, что психические явления входят, и притом необходимо входят в личность; поэтому без психологии не может быть всестороннего изучения личности.

Положение о протекании психических процессов на разных уровнях имеет фундаментальное значение для понимания психо­логического строения самой личности. В частности, вопрос о личности как психологическом субъекте непосредственно связан с соотношением непроизвольных и так называемых произвольных процессов. Субъект в специфическом смысле слова (как Я) — это субъект сознательной, «произвольной» деятельности. Ядро его составляют осознанные побуждения — мотивы сознательных дейст­вий. Всякая личность есть субъект в смысле Я, однако понятие личности и применительно к психологии не может быть сведено к понятию субъекта в этом узком специфическом смысле. Психи­ческое содержание человеческой личности не исчерпывается моти­вами сознательной деятельности; оно включает в себя также мно­гообразие неосознанных тенденций — побуждений его непроиз­вольной деятельности. Я — как субъект — это образование, неот­делимое от многоплановой совокупности тенденций, составляющих в целом психологический склад личности. В общей характеристике личности надо еще также учитывать ее «идеологию», идеи, приме­няемые человеком в качестве принципов, на основе которых им производится оценка своих и чужих поступков, определяемых теми или иными побуждениями, но которые сами не выступают как побуждения его деятельности.

Характер человека — это закрепленная в индивиде система ге­нерализованных обобщенных побуждений. Обычно рассматривая отношение мотивов и характера, подчеркивают зависимость по­буждений, мотивов человека от его характера: поведение человека, мол, исходит из каких-то побуждений (благородных, корыстных, честолюбивых), потому что таков его характер. На самом деле таким выступает отношение характера и мотивов, лишь будучи взято статически. Ограничиться таким рассмотрением характера и его отношения к мотивам — значит закрыть себе путь к раскры­тию его генезиса. Для того чтобы открыть путь к пониманию становления характера, нужно обернуть это отношение характера и побуждений или мотивов, обратившись к побуждениям и моти­вам не столько личностным, сколько ситуационным, определяемым не столько внутренней логикой характера, сколько стечением внеш­них обстоятельств. И несмелый человек может совершить смелый поступок, если на это его толкают обстоятельства. Лишь обращаясь к таким мотивам, источниками которых непосредственно выступают внешние обстоятельства, можно прорвать порочный круг, в который попадаешь во внутренних взаимоотношениях характерологических свойств личности и ими обусловленных мотивов. Узловой вопрос — это вопрос о том, как мотивы (побуждения), характеризующие не столько личность, сколько обстоятельства, в которых она оказалась по ходу жизни, превращаются в то устойчивое, что характеризует данную личность. Именно к этому вопросу сводится в конечном счете вопрос о становлении и развитии характера в ходе жизни. По­буждения, порождаемые обстоятельствами жизни, — это и есть тот «строительный материал», из которого складывается характер. Побуждение, мотив — это свойство характера в его генезисе. Для того чтобы мотив (побуждение) стал личностным свойством, за­крепившимся за личностью, «стереотипизированным» в ней, он должен генерализоваться по отношению к ситуации, в которой он первоначально появился, распространившись на все ситуации, однородные с первой, в существенных по отношению к личности чертах. Свойство характера — это в конечном счете и есть тен­денция, побуждение, мотив, закономерно появляющийся у данного человека при однородных условиях.

Каждое свойство характера всегда есть тенденция к соверше­нию в определенных условиях определенных поступков. Истоки характера человека и ключ к его формированию — в побуждениях и мотивах его деятельности. Ситуационно обусловленный мотив или побуждение к тому или иному поступку — это и есть личност­ная черта характера в ее генезисе. Поэтому пытаться строить ха­рактерологию как отдельную дисциплину, обособленную от психо­логии, — значит стать на ложный путь.

Исследование характера и его формирования, до сих пор мало продвинутое, должно было бы сосредоточиться в первую очередь на этой проблеме — проблеме перехода ситуационно, стечением обстоятельств порожденных мотивов (побуждений) в устойчивые личностные побуждения. Этим в педагогическом плане определя­ется и основная линия воспитательной работы по формированию характера. Исходное здесь — это отбор и «прививка» надлежащих мотивов путем их генерализации и «стереотипизации».

Общая концепция, согласно которой внешние причины действу­ют через посредство внутренних условий, определяющая в конеч­ном счете наш подход к психологическому изучению человечес­кой личности, определяет и понимание путей ее психического раз­вития.

В силу того что внешние причины действуют лишь через внут­ренние условия, внешняя обусловленность развития личности зако­номерно сочетается с его «спонтанностью». Все в психологии формирующейся личности так или иначе внешне обусловлено, но ничто в ее развитии не выводимо непосредственно из внешних воздействий. Законы внешне обусловленного развития личности — это внутренние законы. Из этого должно исходить подлинное ре­шение важнейшей проблемы развития и обучения, развития и вос­питания.

Когда исходят из наивного механистического представления, будто педагогические воздействия непосредственно проецируются в ребенка, отпадает необходимость специально работать над развитием, над формированием, строить педагогическую работу так, чтобы обучение давало образовательный эффект, не только

сообщало знания, но и развивало мышление, чтобы воспитание не только снабжало правилами поведения, но и формировало ха­рактер, внутреннее отношение личности к воздействиям, которым она подвергается. Неверный подход к этой проблеме и ее нераз­работанность в нашей педагогике — одна из существенных помех в деле воспитания подрастающего поколения. Поэтому принци­пиально правильное решение проблемы детерминации психиче­ского развития личности и связанного с ней вопроса о соотношении развития и воспитания имеет не только теоретическое, но и прак­тическое жизненное значение.

Наши рекомендации