Витта Байкова Гриша Акишев Сергей Соколов Галина Рубинштейн Лена Прудиус Наташа Сакович

(Сейчас, написав их таким образом, я увидел гексаграмму 45, «Воссоединение». Вот и замечательно.)

На самом деле единственным человеком, кто принимал уча­стие в написании этой книги сознательно и непосредственно, была моя жена Витта Байкова. Собственно, это она впервые притащи­ла в наш дом И Цзин, которая мне в то время казалась каким-то очередным папюсом или фэншуем.

Во-вторых, двенадцать сказок этой книги были сочинены и записаны не мной, а следующими авторами:

«Американка художница» (не знаю имени) (1)

Дима Трунов (11)

Сурат (surat0.narod.ru) (20)

Витта Байкова (21 и 31)

Гриша Акишев (21 и 62)

Лена Прудиус (theatr-skazok.narod.ru) (30)

Алеша Пустовойтов (35 и 60)

Вадим Гололобов (40)

Дмитрий Кедрин (54)

Галина Рубинштейн (63)

(Все они дали свои разрешения на публикацию, кроме, по понятным причинам, «американки художницы» и Дмитрия Кед­рина.)

В-третьих, я хочу сказать спасибо всем тем людям, которые в разные времена вдохновили меня на разные сказки, в которых отразились кусочки их образов. Их можно очень условно назвать «прототипами». Это: Яна Моргунова («Король и Лунная жен­щина»), Лера Голованевская («Переписка»), Лиля Самигулина («Проказы Желтой Обезьяны»), Виктор Голод и его двойняш­ки (Продолжение «Принцессы на горошине»), Лёня Рабинович («Сашка и Тишка, уроды»), Наташа Прачук («Натаха птаха»), Паша Пискарев («Тайные воины гор»), Гуля Максимова («Принцесса-коза»), Лариса Николаевна Носик («Банкирша и ее душа»), Витта Байкова («Стрельба глазами», «Такая лю­бовь» и «Вышел ёжик из тумана»), Гриша Акишев («Козлиные шалости»).

В-четвертых, мне сладко перечислить те места, где сочиня­лись сказки и тексты этой книги (поскольку я сильно связываюсь с местами, не меньше, чем с людьми):

Бейт Джималь - гора Кармель - Иерусалим -Рош-Ха-Аин - Казань - Запорожье - Одесса -Ворон - Строгановка - Москва - Тольятти -Симферополь.

Приложение

Китайская классическая Книга Перемен И Цзин

Перевод и комментарии Ю.К. Щуцкого

Это вступление обращено к читателю-некитаеведу. Оно необ­ходимо как своего рода путеводитель по предлагаемой ниже рабо­те, оно должно ориентировать читателя в вопросах, без учета ко­торых не будет понятна сама «Книга Перемен» и, более того, не будет понятно, почему автор взялся за перевод и исследование памятника, так мало на первый взгляд говорящего современному читателю. Кроме того, именно в этом вступлении должна быть приведена и объяснена основная терминология памятника, кото­рая постоянно будет употребляться ниже и без которой нельзя обойтись в специальной работе о «Книге Перемен».

Текст «Книги Перемен» неоднороден как со стороны состав­ляющих его частей, так и со стороны самих письменных знаков, в которых он выражен. Кроме обычных иероглифов, он содержит еще особые значки, состоящие из двух типов черт - сяо. Один тип представляет собою целые горизонтальные черты: они называют­ся Ян (световые), Ган (напряженные), или чаще всего, по симво­лике чисел, Цзю (девятки). Другой тип черт - это прерванные по­средине горизонтальные черты: они называются Инь (теневые), Жоу (податливые), или чаще всего, по символике чисел Лю (шес­терки). В каждом значке шесть таких черт, размещенных в разных комбинациях.

По теории «Книги Перемен», весь мировой процесс пред­ставляет собою чередование ситуаций, происходящее от взаимо­действия и борьбы сил света и тьмы, напряжения и податливос­ти, и каждая из таких ситуаций символически выражается одним из этих знаков, которых в «Книге Перемен» всего 64. Они рас-

сматриваются как символы действительности и по-китайски назы­ваются Гуа (символ). В европейской китаеведческой литературе они называются гексаграммами. Гексаграммы, вопреки норме ки­тайской письменности, пишутся снизу вверх, и в соответствии с этим счет черт в гексаграмме начинается снизу. Таким образом, первой чертой гексаграммы считается нижняя, которая называет­ся начальной, вторая черта - это вторая снизу, третья - третья снизу и т.д. Верхняя черта называется не шестой, а именно верх­ней (Шан). Черты символизируют этапы развития той или иной ситуации, выраженной в гексаграмме. Места же от нижнего, на­чального, до шестого, верхнего, которые занимают черты, носят название Вэй (позиции). Нечетные позиции (начальная, третья и пятая) считаются позициями света - Ян; четные (вторая, четвер­тая и верхняя) - позициями тьмы - Инь. Естественно, только в половине случаев световая черта оказывается на световой пози­ции и теневая - на теневой. Эти случаи называются «уместно­стью» черт: в них сила света или тьмы «обретает свое место». Во­обще это рассматривается как благоприятное расположение сил, но не всегда считается наилучшим. Таким образом, мы получаем следующую схему:

Позиции Названия Предрасположенность
Верхняя Тьма
Пятая Свет
Четвертая Тьма
Третья Свет
Вторая Тьма
Начальная Свет

Таким образом, гексаграмма с полной «уместностью» черт -это 63-я, а гексаграмма с полной «неуместностью» черт - это 64-я.

Уже в древнейших комментариях к «Книге Перемен» указы­вается, что первоначально было создано восемь символов из трех черт, так называемые триграммы. Они получили определенные названия и были прикреплены к определенным кругам понятий. Здесь мы указываем их начертания и их основные названия, свой­ства и образы.

Из этих понятий можно заключить, как в теории «Книги Пе­ремен» рассматривался процесс возникновения, бытия и исчезно­вения. Творческий импульс, погружаясь в среду меона - исполне­ния, действует прежде всего как возбуждение последнего. Дальше наступает его полное погружение в меон, которое приводит к со­зданию творимого, к его пребыванию. Но так как мир есть движе­ние, борьба противоположностей, то постепенно творческий им­пульс отступает, происходит уточнение созидающих сил, и даль­ше по инерции сохраняется некоторое время лишь сцепление их, которое в конце концов приходит к распаду всей сложившейся ситуации, к ее разрешению.

Символ Знак Название Свойство Образ

Витта Байкова Гриша Акишев Сергей Соколов Галина Рубинштейн Лена Прудиус Наташа Сакович - student2.ru

1 Цянь (Творчество) Крепость Небо

2 Кунь (Исполнение) Самоотдача Земля

3 Чжэнь (Возбуждение)'' Подвижность Гром

4 Кань (Погружение) Опасность Вода

5 Гэнь (Пребывание) Незыблемость Гора

6 Сунь (Утончение) Проникновение Ветер (дерево)

7 Ли (Сцепление) Ясность Огонь

8 Дуй (Разрешение) Радостность Водоем

Каждая гексаграмма может рассматриваться как сочетание двух триграмм. Их взаимное отношение характеризует данную гексаграмму. При этом в теории «Книги Перемен» принято счи­тать, что нижняя триграмма относится к внутренней жизни, к на­ступающему, к созидаемому, а верхняя - к внешнему миру, к от­ступающему, к разрушающемуся.

Кроме того, гексаграмма иногда рассматривается и как состоя­щая из трех пар черт. По теории «Книги Перемен», в мире дейст­вуют три космические потенции - небо, человек, земля:

Небо

Человек

Земля



Существует также выработанная в гадательной практике ицзинистов символика отдельных позиций гексаграммы.

В обществе:

1. Простолюдин; 2. Служивый; 3. Вельможа; 4. Придворный; 5. Царь; 6. Совершенный человек.

В человеческом теле:

1. Ступни; 2. Голени; 3. Бедра; 4. Туловище; 5. Плечи; 6. Го­лова.

В теле животного:

1. Хвост; 2. Задние ноги; 3. Задняя часть туловища; 4. Перед­няя часть туловища; 5. Передние ноги; 6. Голова.

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ


Витта Байкова Гриша Акишев Сергей Соколов Галина Рубинштейн Лена Прудиус Наташа Сакович - student2.ru

1. ЦЯНЬ. Творчество.

В изначальном развитии благоприятствует стойкость.

• В начале сильная черта. Нырнувший дракон, не дей­ствуй.

• Сильная черта на втором месте. Появившийся дракон на­ходится на поле. Благоприятна встреча с великим челове­ком.

• Сильная черта на третьем месте. Благородный человек до конца дня непрерывно созидает. Вечером он бдителен. Опасность. Но хулы не будет.

• Сильная черта на четвертом месте. Точно прыжок в без­дне. Хулы не будет.

• Сильная черта на пятом месте. Летящий дракон находит­ся в небе. Благоприятна встреча с великим человеком.

• Наверху сильная черта. Возгордившийся дракон. Будет раскаяние.

При действии сильных черт смотри, чтобы все драконы не главенствовали. Тогда будет счастье.


Витта Байкова Гриша Акишев Сергей Соколов Галина Рубинштейн Лена Прудиус Наташа Сакович - student2.ru

КУНЬ. Исполнение

В изначальном развитии благоприятна стойкость кобыли­цы. Благородному человеку предстоит действовать, но если он выдвинется вперед, то заблудится, отступив же назад, он обретёт повелителя. Здесь благоприятно на юго-западе найти друга и на северо-востоке утратить друга. Спокойная стойкость - к счастью.

• В начале слабая черта. Если ты наступил на иней, значит, близится и крепкий лёд.

• Слабая черта на втором месте. Плоский квадрат громаден. Хоть и не готовишься, не будет ничего неблагоприятного.

• Слабая черта на третьем месте. Затаи свой блеск и смо­жешь пребыть стойким. Возможно, что если будешь дей­ствовать, следуя за вождём, сам не совершая ничего, то дело будет доведено до конца.

• Слабая черта на четвертом месте. Завяжи мешок. Хулы не будет, хвалы не будет.

• Слабая черта на пятом месте. Жёлтая юбка. Изначальное счастье.

• При действии слабых черт благоприятна вечная стой­кость.

Наши рекомендации