Социальное познание: понимание социального мира
Сколько раз в день вы думаете о других людях? Скорее всего, вы ответите: «Кто же может это сосчитать?» Действительно, другие люди занимают наше внимание постоянно — с раннего утра, едва мы открываем глаза, и до позднего вечера, когда отправляемся спать. Но даже во сне люди нередко являются темой наших внутренних видеофильмов, которые мы называем сновидениями. Что нас больше всего интересует в других людях? Отчасти мы пытаемся понять их, выявляя особенности их характера и причины их поведения, определяя, почему они сделали или сказали что-то так, а не иначе. Как вы помните, мы рассматривали эти аспекты социального мышления в главе 2. Однако размышления о других людях этим не ограничиваются. Взаимодействуя с окружающими, мы получаем огромное количество информации о них — как они выглядят, что говорят, что делают. Мы должны каким-то образом сортировать эту информацию и вводить то, что нам кажется наиболее полезным, в память. Далее мы должны объединять эти сохраненные части информации о других людях для того, чтобы судить о них, предсказывать их будущие действия и делать выводы на основании их поведения (Fiske, 1993). Только выполняя эти действия, мы можем понять социальный мир, в котором живем — мир, который, как мы узнаем уже в детстве, совсем непрост (рис. 3.1).
94 Глава 3. Социальное познание: понимание социального мира
Рис. 3.1. Понимание социального мира - непростая задача! Эти юноши начинают осознавать, что понимание социального мира - очень сложная задача
Что же такое социальное познание?Является ли оно точным или подвержено множеству ошибок? И как, несмотря на очевидную сложность, мы чаще всего вполне эффективно познаем социальный мир? Пытаясь найти ответы на эти и другие, связанные с ними, вопросы, социальные психологи сделали много удивительных открытий. Вот лишь несколько примеров, чтобы заинтересовать вас дальнейшей информацией.
Почему люди так уверены, что быстро справятся с тем или иным заданием?
Правда ли, что долгие размышления о чем-то только запутывают нас и мешают нам делать правильные оценки и выводы? Влияют ли на наше поведение наши ментальные образы «человека, который... [курит, неразумно рискует, принимает наркотики, "залетает"]»? Правда ли, что наши ожидания относительно разных событий или действий формируют наши реакции на эти события или действия, когда они происходят на самом деле?
Встретившись с человеком, которого мы находим очень привлекательным, не почувствуем ли мы себя неудовлетворенными своими собственными романтическими отношениями?
Ниже мы рассмотрим эти и многие другие интереснейшие вопросы. Особое внимание мы уделим двум основным компонентам социального мышления — схемами прототипам,которые являются ментальными структурами, позволяющими нам организовывать большое количество разнообразной информации эффективным способом (Fis-ke & Taylor, 1991). Однако, сформировавшись, эти структуры оказывают сильное влияние на социальное мышление — влияние, которое не всегда является полезным с точки зрения точности. Кроме того, мы обратимся к так называемым кратчайшим путям и стратегиям,
Схемы и их влияние 95
которые мы используем, пытаясь понять смысл социального мира. Основное открытие в исследовании социального познания заключается в следующем: обычно мы пытаемся выполнить задание, прилагая как можно меньше усилий — отчасти потому, что мы сталкиваемся с гораздо большим количеством информации, чем можем реально использовать (Macrae, Milne & Bodenhausen, 1994). Кратчайшие ментальные пути и стратегии, которые мы выбираем, позволяют нам справляться с таким положением дел и эффективно понимать этот сложный социальный мир. Кратчайшие пути часто оказываются успешными, но, как мы скоро увидим, лишь в некоторой степени и лишь ценой потери достоверности. Мы также рассмотрим некоторые тенденции или «смещения» социального мышления, заставляющие нас уделять больше внимания определенным типам исходящей информации и, следовательно, делать заключения не всегда верные, а иногда и совсем неточные. Обсуждение этих влияний выдвинет на первый план другой основополагающий принцип, выработанный исследованиями социального познания: хотя мы и являемся превосходными машинами для обработки социальной информации, в этом отношении мы далеко не совершенны (Fiske, 1993). Напротив, наше социальное мышление зачастую менее рационально, благоразумно и точно, чем мы привыкли считать (например, Denes-Raj & Epstein, 1994). Наконец мы рассмотрим сложное взаимодействие наших чувств или настроений в данный момент времени и различных аспектов социального познания. Это отношение фактически является дорогой с двусторонним движением, где чувства влияют на познание, а познание в свою очередь формирует чувства (например, Forgas, 1995). Пожалуйста, обратите внимание: другой ключевой аспект социального познания —- наши попытки понять себя — будет обсуждаться в главе 4.
Схемы и их влияние
Предположим, что на вечеринке вы разговариваете с каким-то человеком. Во время разговора вы замечаете, что он продолжает осматривать комнату и едва слушает, о чем вы говорите. Много ли времени вам потребуется, чтобы понять, что происходит? Вероятно, нет. Вы быстро осознаете, что собеседник не считает вас интересным или привлекательным человеком и ищет причину, чтобы поскорее закончить разговор. Что помогает вам легко прийти к такому заключению? Возможно, дело в том, что вы уже неоднократно были в подобных
96 Глава 3. Социальное познание: понимание социального мира
ситуациях; в результате такого опыта у вас сформировалась некая ментальная структура для понимания таких ситуаций и поведения других людей. Эти структуры, или схемы, содержат информацию, относящуюся к специфическим ситуациям или событиям, и, однажды сформировавшись, они помогают нам интерпретировать эти ситуации. Например, в этой ситуации вы можете применить схему «знакомства с людьми на вечеринке», содержащую информацию о том, как люди ведут себя в этом контексте и как они выражают симпатию — или скуку — по отношению друг к другу. Когда ваша схема подобных встреч активизирована, она позволяет вам понять, быстро и без усилий, что вы, вероятно, теряете время, общаясь с этим человеком. Как мы скоро увидим, схемы оказывают большое влияние на некоторые аспекты социального познания, а следовательно, и на наше поведение.
Теперь давайте рассмотрим родственное понятие: прототипы. Прототипы составляют другой тип ментальных структур, которые мы используем для интерпретации социального мира. Прототипы главным образом включают в себя модели типичных качеств представителей определенной группы или категории. Например, у вас, вероятно, есть прототипы лидеров, спортивных героев, преступников, а также бесчисленного множества других социальных категорий. В некотором смысле прототипы действительно описывают типичного представителя таких категорий — «образец», с которым мы сравниваем новых людей, встретившихся нам впервые, для того чтобы определить, попадают ли они в эту категорию или нет. Когда соответствие налицо, мы можем легко поместить их в определенную категорию. Когда соответствие не прослеживается, ситуация оказывается более сложной. Например, предположим, что вы встречаете молодую женщину, одетую в пестрое, безвкусное платье, которая сообщает вам, что ее хобби — альпинизм. Когда вы узнаете, что она работает бухгалтером, вы, вероятно, будете удивлены. Причина проста: она не очень вписывается в прототип бухгалтера, который сложился у вас на основе предыдущего опыта. Прототипы также оказывают важное влияние на социальное мышление и, как мы увидим далее, на основные аспекты социального поведения.
Типы схем: личности, роли, события
Давайте вернемся на вечеринку. Предположим, что незнакомец(ка), очевидно скучающий(ая) в вашем обществе, наделен(а) следующими характеристиками: физическая привлекательность, стильная одежда,
Схемы и их влияние 97
перстень с большим бриллиантом. Поможет ли вам это правильно интерпретировать его/ее поведение? Скорее всего — да, потому что в вашем сознании уже сложилась личностная схема такого рода индивидов: схема для ^респектабельных^.
Схемы личностей— это ментальные структуры, предполагающие, что определенные черты характера и типы поведения составляют единое целое и что люди, наделенные ими и ведущие себя соответствующим образом, представляют определенный тип.
Как только такая схема начинает работать, нам уже не требуется много времени, чтобы понять, почему вы скучны для незнакомца(ки): вы сами не принадлежите к этому типу и редко пользуетесь успехом у таких людей. Следовательно, если незнакомец(ка) уходит, вас это не очень удивляет.
Однако это не единственный тип схем, которыми мы пользуемся. Помимо этого, у нас есть схемы, связанные с отдельными социальными ролями — схемы ролей.Эти схемы содержат информацию о том, как люди, играющие определенные роли, обычно ведут себя и как они выглядят. Например, рассмотрим схему роли профессора. Вы предполагаете, что профессор должен стоять перед аудиторией, говорить по теме своего курса, отвечать па вопросы студентов, подготавливать экзамены и так далее. Вы не ожидаете, что он попытается продать вам какой-нибудь товар или будет показывать вам фокусы; такие действия определенно не являются частью вашей схемы роли профессора.
Третий тип схем касается ментальных структур, связанных с отдельными ситуациями. Такие схемы связаны с событиями или последовательностями событий и известны как сценарии.Они определяют, что, как ожидается, должно произойти в данных обстоятельствах. Например, когда вы приходите в ресторан, вы ожидаете, что кто-то встретит вас и либо проведет вас к столику, либо запишет вас в лист ожидания. Затем вы предполагаете, что официант подойдет к вашему столику, предложит напитки и примет ваш заказ. Затем на повестке дня стоит еда, за которой в итоге следует счет (рис. 3.2). Представьте себе, как вы будете удивлены, если вместо того, чтобы следовать этому установленному и ожидаемому порядку событий, официант сядет с вами за стол и заведет дружескую беседу или если этот человек, выполнив ваш заказ, скажет «простите, а сейчас я должен уйти». Сценарии, как и другие схемы, предоставляют нам ментальные конструкции: структуры для понимания социальной информации в контексте тех сведений, что у нас уже есть. После того как сценарии сложились,
4 Зак. 121
98 Глава 3. Социальное познание: понимание социального мира
Рис. 3.2. Сценарии: схемы, которые говорят нам, «что должно произойти дальше» Когда вы идете в ресторан, у вас есть сценарий событий, которые должны произойти, и порядка, которому они должны следовать. Ситуация, показанная на рисунке, соответствует этой схеме. Однако если официант сядет с вами за стол, это действие не будет вписываться в вашу схему.
они экономят нам большую часть ментальных усилий, подсказывая, чего следует ожидать в той или иной ситуации, как другие люди скорее всего будут себя вести и что произойдет потом. (Мы рассмотрим другой, очень важный тип схем — Я-схемы— в главе 4.)
Влияние схем на внимание, кодирование и воспроизведение
Как схемы влияют на социальное мышление? Данные исследований показывают, что они оказывают сильное влияние на три процесса, являющиеся важной частью как социального познания, так и познания в целом: внимание, кодирование и возвращение информации из памяти. Вниманиеотвечает за то, какую именно информацию мы замечаем: мы с большей вероятностью обратим внимание на одни особенности других людей и их действия и можем не заметить других. Кодированиеподразумевает процессы, благодаря которым информация, выделенная нами, сохраняется в памяти. Но не все, что мы замечаем в окружающем нас социальном мире, сохраняется в нашей памяти для использования в будущем. Наконец, вопроизведениеподразумевает
Схемы и их влияние 99
процессы извлечения информации из памяти для использования ее тем или иным способом — например, чтобы решить, будет ли этот человек хорошим соседом по комнате.
Оказалось, что схемы влияют на эти основные аспекты социального познания (Wyer &-Srull, 1994). Что касается внимания, то мы замечаем информацию или события, не соответствующие имеющимся у нас схемам, гораздо чаще, чем информацию или события, которые этим схемам соответствуют. Это не удивительно, поскольку схемы сообщают нам, чего ожидать, и поэтому именно неожиданные события или действия привлекают наше внимание. Например, если зубной врач просит вас сесть и открыть рот, вы не уделяете этому особого внимания. Однако если вдруг он встанет со стула и начнет громко петь, вы определенно заметите это поведение: оно не вписывается в ваш сценарий(схему событий) этой ситуации.
Что касается кодирования, здесь влияние схем оказывается более сложным. Существующие данные указывают, что когда схемы сформировались, информация, им соответствующая, запоминается легче, чем несоответствующая. Однако на более раннем этапе, когда схемы только начинают формироваться, информация, которая не согласуется с ними, может быть замечена и закодирована быстрее и легче (например, Stangor & Ruble, 1989). Наконец, схемы влияют на извлечение информации из памяти. В частности, в зависимости от того, насколько активизированы схемы, когда мы пытаемся вспомнить что-либо, из памяти извлекается определенная информация — являющаяся частью этих схем или, по крайней мере, согласующаяся с ними (например, Stangor & McMillan, 1992).
Подводя итог, скажем, что схемы влияют на многие аспекты социального познания. И поскольку социальное мышление тесно связано с социальным поведением, они также определяют многие формы социального взаимодействия, что мы и увидим далее в этой книге.
Принципы интеграции
1 • Накапливая жизненный опыт, мы формируем схемы - ментальные структуры, содержащие информацию об определенных ситуациях или событиях, и прототипы - ментальные представления о типичных членах различных групп.
2. Сформировавшись, эти ментальные структуры помогают нам понимать других людей, а также события, происходящие в различных социальных ситуациях. Они определяют, какую социальную информацию мы замечаем (внимание), храним в памяти (кодирование) и затем вспоминаем (воспроизводим). Таким образом,
1 00 Глава 3. Социальное познание: понимание социального мира
они распространяют свое влияние на социальное поведение во многих различных обстоятельствах. 3. Социальные установки (которые мы рассмотрим в главе 5) и стереотипы (глава 6) часто функционируют как схемы и оказывают сильное влияние на важные формы социального поведения.