Социальное познание – познание общества отдельным человеком, определенными группами и самим обществом

Обыденное познание – процесс освоения мира человеком, осуществляемый в повседневной жизни.

Религиозное познание – познание мира, осуществляемое через веру, мистическое состояние, откровение.

Мифологическое познание – познание мира, основанное на фантастических представлениях людей, связанное с мифами.

Художественное познание – осуществляется через особое духовно-эмоциональное состояние: интуицию, образное мышление, вдохновение.

Научное познание – познание мира, основанное на научных положениях, выводах, знаниях.

социальное познание – познание общества отдельным человеком, определенными группами и самим обществом.

2. Чувственное и рациональное познание.

В науке выделяется две ступени (уровня, стороны) познания — чувствен­ное, осуществляемое при помощи органов чувств, и рацио­нальное познание - связанное с абстракциями, теоретическим мышлением.

Первой ступенью познания, его начальной формой является чувственное познание. Сущность чувственного познания состоит в том, что при помощи органов чувств в мозге скапливается информация о внешних свойствах (форма, цвет, вкус, запах). В форме ощущения в мозге откладывается информация об отдельных разрозненных свойствах объекта. Ощущение – это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.Ощущения переходят в более сложную форму чувственного познания – восприятие. Восприятие является результатом совместной деятель­ности разных органов чувств. Восприятие – это целостный образ объекта или синтез ощущений.В свою очередь восприятие создает основу для представления. Представление – это способность мозга воспринимать объект по памяти без его воздействия на наши органы чувств.

На ощущения и восприятия влияют ряд факторов, в частности, эмоциональное со­стояние человека, его прошлый опыт. Поэтому один и тот же цвет может быть связан с различными пережива­ниями, которые влияют на ощущения.

Роль чувственного отражения весьма значительна:

• органы чувств являются единственным каналом, ко­торый непосредственно связывает человека с внешним миром; f

• без органов чувств человек не способен ни к позна­нию, ни к мышлению;

• потеря части органов чувств осложняет познание, но не перекрывает его возможности;

• органы чувств дают тот минимум информации, кото­рый необходим для познания объектов.

Познавательные способности человека связаны прежде всего с органами чувств. Человеческий организм имеет экстерорецептивную систему, направленную на внешнюю среду (зрение, слух и др.), проприоцептивную (положение тела в пространстве) и интерорецептивную, связанную с сигналами о внутреннем физиологическом состоянии ор­ганизма. Все эти способности объединяются в одну группу и заключены в органах чувств.

Вторая ступень познания получила название рациональ­ного познания, или абстрактного мышления. На этой сту­пени мы переходим от внешних свойств предметов и яв­лений к внутренним, устанавливаем сущность предметов, даем их определение, делаем выводы (умозаключения) о познанном. Примером подобного вывода — умозаключе­ния может служить высказывание: «Все люди смертны. Я человек, следовательно, и я умру, подобно всем людям». Основными формами рационального познания являются: понятие, суждение и умозаключение.

Таким образом, чувственное познание дает нам почти всю информацию о мире, но на этом процесс познания не заканчивается и выходит на более высокий уровень познания – логический. Цель понять суть предмета или явления. Оно включает понятия, суждения и умозаключения. Понятие – это форма мышления, в которой отражается наиболее существенные, закономерные свойства, признаки какого-либо объекта. Суждения – это форма мышления, которая включает в себя несколько понятий, связанных одним смыслом. (В суждениях утверждается или отрицается информация о познаваемом объекте).Умозаключение – форма мышления в результате которой выводится новое суждение или знание.

Таким образом, чувственное познание переходит в логическое, и одно без другого не возможно – это две стороны одного процесса, конечная цель которого получить знание соответствующее действительности.

Своеобразной формой сопряжения чувственного и рационального в познании выступает интуиция (от лат.intuitis – взгляд, вид) – вид познания, связанный со способностью непосредственного постижения истины в результата озарения, наития, прозрения без опоры на логические обоснования и доказательства. Интуитивное «видение» совершается не только случайно и вдруг, но и без явной осознанности пу­тей и средств, приводящих к данному результату. Иногда неосознанным остается и результат, а самой интуиции при таком исходе ее действия уготована лишь участь возмож­ности, не ставшей действительностью. Индивид может во­обще не сохранить (или не иметь) никаких воспоминаний о пережитом акте интуиции.

Основные признаки интуиции:

1) не­ожиданность, внезапность;

2) неполная осознанность;

3) непосредственность постижения истины.

Это признаки отделяют интуицию от близких к ней пси­хических и логических процессов.

Интуиция проявляется и формируется при:

• основательной профессиональной подготовке человека, глубоком знании проблемы;

• поисковой ситуации, состоянии проблемности;

• напряженных усилиях по решению проблемы или за­дачи;

• наличии «подсказки».

Исследователи отмечают, что интуитивная способность об­разовалась, по-видимому, в результате длительного развития живых организмов вследствие необходимости принимать ре­шения при неполной информации о событиях. Таким обра­зом, способность интуитивно познавать можно расценивать как вероятностный ответ на вероятностные условия среды.

3. Истина, ее критерии.

Целью познания является получение достоверного знания, т.е. истина.

Истина – это соответствие знания предмету познания, действительности. Свойством истины является объективность, т. е. соот­ветствие реальному объекту, независимо от воли и жела­ния познающего субъекта. В то же время человеческая истина всегда относительна, т. е. это знание неполное — за пределами познанного всег­да остается неизведанное, пока еще не открытое людьми. Всякий познаваемый объект на самом деле сложнее, мно­гограннее, чем то, что мы о нем знаем. Важным свойством истины является процессуальность, т. е. бесконечность познания, накопления знаний о мире.

Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты.

Объективная истина -это такое содержание знания, которое не зависит от человека или человечества.

Наши рекомендации