Девиртуализация реальности воли
На пороге XXI в. психология оказалась в ситуации ёмко передаваемой формулой старых русских сказок: «Поди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что». Но при всей сложности возникшей ситуации, как показывает опыт героев сказок, эта формула вполне может внушить исторический оптимизм и побудить психологов раскрыть миссию психологии в XXI в.
Психология только тогда станет ведущей наукой о человеке, когда она вторгнется в мир и начнет понимать происходящее в этом мире. Необходимо видеть развитие психологии «по проблемам» и тем самым попытаться ответить на вопрос о необходимости создания новой системы психологических знаний.
Появление первой экспериментальной психологической лаборатории в 1879 г. В.Вундтом, стало кульминационной точкой в развитии ассоцианизма, но одновременно и его логическим завершением. Позже было доказано, что ассоциация не является универсальным механизмом психической жизни. Это положило начало поиску новых теоретических постулатов для психологии, а в конечном итоге и ее разделению на несколько направлений. Отсутствие среди психологов единого мнения о том, что и как должна изучать психология привело к образованию нескольких школ. В.М.Бехтерев создал уникальную научную школу, которая позволила ему воплотить в жизнь основную системную концепцию, сущность которой состоит в целостном подходе к человеку, получившую признание в современных программах психосоциальной реабилитации больных, в дальнейшем став психоневрологическим институтом в 1908 г.
Невозможность прийти к единой точке зрения привела к тому, что в 10-30гг. XXв. психология разделилась на несколько направлений, в каждом из которых были свой предмет и свой метод исследования того, что понималось данным психологическим направлением под психикой (глубинная психология, бихевиоризм, гештальтпсихология, марксистская психология, а также такие школы, как французская, социальная, понимающая).
Ученики Вундта доказали, что такие сложные процессы как мышление и воля также открыты для экспериментального анализа, как и самые элементарные процессы.
Во 2-й половине XX в. появляются новые направления (гуманистическая психология, генетическая (эпистемологическая) психология, когнитивная, которая сформировалась в 60-е годы. Это последняя из появившихся школ в XX в.
Таким образом, с серидины XX века психология вступает в современный этап своего развития, для которого характерно уже не дробление на всё новые школы, а тенденция к их объединению.
В этот период девиртуализация реальности личности создает предпосылки для возникновения новой реальности– реальности воли, которая обеспечивает преобразование мира и человека посредством доминанты новой логики капиталистического общества. Девиртуализация уровня реальности воли приводит к возникновению последнего, наиболее продуктивного уровня реальности внутреннего человека, позволяющего рефлексировать со своей позиции все предыдущие уровни, реализую комплекс принципов: принцип полионтизма, антропологический принцип и принцип историзма. При этом возникновение реальности внутреннего человека позволило вывести философию и науку на новый постнеклассический этап развития. В результате чего произошла смена научных парадигм – с моноонтичной на полионтичную. В качестве основополагающего механизма смены указанных уровней и возникновения, принципиально новых можно считать противоречие между личностным и общественным в контексте социально-исторического познания. Данное противоречие, на наш взгляд, порождает виртуальный конфликт, для решения которого необходим переход на другой (более высокий) уровень реальности. Разрешая это противоречие, порождается противоречие следующего уровня, которое обеспечивает возникновение пассионарного толчка. Энергия этого уровня необходима для появления новой реальности с ее последующей девиртуализацией. Следует подчеркнуть, что реалии современного мира постепенно становятся достоянием каждого человека. Примером этих феноменов может служить постмодернизм в искусстве и постнеклассический этап в развитии науки, глобализация, попытки поиска в прошлом опыте разрешения нового виртуального конфликта, обращение к религии, сталкивание реальностей воли и человека, борьба реальностей социума и отдельного человека (внутри – и межсоциальная, энтическая, родовая).
Драматизм многих социально-культурных явлений имеет корни в продолжающемся процессе отделения реальности и соби отдельного человека от родовых, этнических и социальных собей.
Анализ новых социально-политических событий, внедрение компьютеров в жизнь человека, появление новых видов коммуникаций, нарождающееся кибер-простанство, глобализация, техногенные катастрофы, болезни цивилизации, увеличение числа психологических проблем, применение негуманно-ориентированных технологий в образовательной практике, кризис профессионального здоровья личности, социально и экономически необоснованное снижение демографических показателей и показателей репродуктивного здоровья во многих странах, невозможность реализации личностного и креативного потенциала человека в XXI веке дает нам основание считать, что налицо новый виртуальный конфликт, пронизывающий все сферы жизнедеятельности человека на все уровнях его бытия.
В этой связи, в ближайшее время следует ожидать нового пассионарного толчка, для разрешения нового виртуального конфликта и появление новой, пока неведомой миру виртуальной реальности.
Таблица 15