Специфика методов инженерной психологии
Традиционно выделяемые методы инженерной психологии:
1. Организационные методы, обеспечивающие комплексный подход к исследованию СЧМ (главное - не синтез изолированных исследований, а «синтез нового» знания).
2. Эмпирические способы получения нового знания:
Ø психофизиологические методы (исследования или испытания): исследования - раскрывают механизмы и закономерности; испытания - выявляют с помощью тестов соответствие человека и машины;
Ø физиологические методы (определяют затраты организма, «психофизиологическую цену» успешности в труде);
Ø наблюдение и самонаблюдение;
Ø эксперимент (лабораторный, производственный, «формирующий»);
Ø диагностические методы (тесты, анкеты, социометрия, беседы-интервью...);
Ø приемы анализа продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографическое описание, трудовой метод, оценка изделий...);
Ø метод моделирования (предметное, математическое, кибернетическое, психологическое, статистическое моделирование…) - это наиболее специфичный для инженерной психологии метод, определяемый самим характером работы человека-оператора, взаимодействующего не столько с реальным объектом, сколько с его информационной моделью.
3. Приемы обработки данных (количественные и качественные); математические способы (статистическая обработка, определение зависимостей и соотношений); разновидность математических методов - имитационные (моделирование с помощью ЭВМ отдельных трудовых процессов и труда в целом).
4. Способы интерпретации данных - в контексте целостного, системного подхода.
Поскольку метод моделирования является наиболее специфичным для инженерной психологии, есть смысл рассмотреть его более подробно. Как уже отмечалось, необходимость учета специфики взаимодействия человека с техникой (дистантность работы с объектом управления, работа с образными моделями и др.) определяет и специфичность методов. Это - методы моделирования деятельности оператора в системе «человек - машина». Как отмечает Б.А. Смирнов, сущность метода моделирования - «изучение деятельности и построение на основе этого изучения психологической, математической или статистической модели». Заметим, что модель не должна «воспроизводить» весь моделируемый объект, а лишь наиболее существенные элементы, связи и отношения, что и позволяет в более простом и доступном виде выделять и анализировать достаточно сложные объекты.
Б.А. Смирнов выделяет следующие виды моделирования деятельности оператора:
1. Психологическое моделирование - это замещение реальной деятельности некоторой ее модификацией (через имитаторы, макеты, испытательные стенды). Выделяется два основных вида психологического моделирования: а) внешнее воспроизведение, имитация деятельности и рабочего места оператора; б) воспроизведение характерных сторон деятельности без внешнего сходства (например, моделирование групповой деятельности по гомеостатической методике, например, когда несколько человек в разных душевых кабинках купаются и им необходимо так отрегулировать воду, чтобы всем было хорошо… - внешне это никак не похоже на «настоящую» работу операторов, но по сути моделирует сложные отношения в бригаде операторов).
2. Математическое моделирование - исследование деятельности с помощью математических моделей (через формулы, неравенства, закономерности), когда такая модель ставится в соответствие реальному процессу труда.
3. Статистическое (имитационное) моделирование - имитация деятельности оператора при помощи ЭВМ (с учетом воздействия и просчета различных факторов, включая и прогнозирование случайных факторов).
Достоинства статистического моделирования: по сравнению с психологическим моделированием появляется возможность его применения на любых стадиях проектирования СЧМ (когда еще реальной деятельности нет и как бы нечего «имитировать»); по сравнению с математическим моделированием - возможность учета основных психофизиологических закономерностей деятельности оператора (математика предлагает лишь абстрактные модели, где «соответствие реальному процессу» лишь предполагается).
Недостатки статистического моделирования: метод статистического моделирования - «численный и поэтому результаты, полученные при таком моделировании, соответствуют определенным начальным условиям и исходным данным» (не учитывается изменчивость этих условий и данных). Поэтому «для других условий моделирование необходимо проводить заново» - отмечает Б.А. Смирнов.
Значимость разных методов моделирования на разных этапах проектирования СЧМ:
ü на первых этапах - преимущество за методами математического и статистического моделирования;
ü на более поздних - за психологическим моделированием;
ü на этапе эксплуатации лучше исследовать деятельность оператора в реальных условиях (иногда ценным оказывается и математическое моделирование).