Методика сосудистых реакций в психолингвистике (метод А.Р.Лурия и О.С.Виноградовой)
<Начало исследования рефлекторных методов было положено ранними работами Рисса (1940), Разрана (1949); в дальнейшем они были продолжены работами Л. А. Шварц (1948, 1954), и, наконец, один из вариантов этих методов был применен О. С. Виноградовой (1956), О. С. Виноградовой и Н. Эйслер (1959) и в обобщённом виде представлен в работах А. Р. Лурия и О. С. Виноградовой (1959, 1971) и др. Во всех этих работах применялись условно рефлекторные методы, позволяющие объективно проследить структуру «смысловых полей» (условно рефлекторные двигательные, мигательные, сосудистые реакции и др.). Так, для изучения семантических полей в работе О. С. Виноградовой была применена специальная методика, связанная с использованием ориентировочного рефлекса. Мы остановимся на ней подробно.> (А.Р.Лурия 1979: http://kosilova.textdriven.com/narod/studia2/luria/luria.htm)
<Известно, что каждый новый раздражитель (в том числе и словесный) вызывает ориентировочный рефлекс, который проявляется в целом ряде двигательных, электрофизиологических и вегетативных компонентов, например в сужении сосудов пальцев и расширении сосудов головы. Как было показано Е. Н. Соколовым (1958, 1959), ориентировочные сосудистые реакции подчиняются всем законам неспецифических ориентировочных реакций. В отличие от реакций на болевые и холодовые раздражители, когда сосуды руки и головы сужаются (при тепловых раздражениях и те и другие сосуды расширяются), что отличает специфические (безусловные) сосудистые реакции, сосудистые ориентировочные реакции на руке и голове носят противоположный характер. Поэтому данный показатель может быть с успехом использован для исследования семантических полей слова.> (А.Р.Лурия 1979: http://kosilova.textdriven.com/narod/studia2/luria/luria.htm)
<Для этой цели у испытуемого предварительно угашаются ориентировочные сосудистые реакции на разные слова. Предъявление различных слов продолжается до тех пор, пока сосудистые реакции полностью не исчезают, т. е. пока не возникает угашение ориентировочных реакций.> (А.Р.Лурия 1979: http://kosilova.textdriven.com/narod/studia2/luria/luria.htm)
<На этом этапе начинался основной опыт. Испытуемым предъявляется одно тестовое слово (например, слово «кошка»), после чего ему дается болевое раздражение – электрический ток. Как показывают наблюдения, через несколько подкреплений возникает устойчивый условный рефлекс. Теперь на слово «кошка» или «скрипка», как и при болевом раздражении, сосуды руки и сосуды головы сужаются, иначе говоря, появляется специфическая болевая реакция.> (А.Р.Лурия 1979: http://kosilova.textdriven.com/narod/studia2/luria/luria.htm)
<Затем исследователь может перейти к основной части эксперимента, поставив кардинальный вопрос: какие же ещё слова вызывают такую же условную болевую реакцию, как тестовые слова?> (А.Р.Лурия 1979: http://kosilova.textdriven.com/narod/studia2/luria/luria.htm)
<Для этой цели испытуемым представлялось большое количество дополнительных слов, распределённых по трем категориям. Во-первых, это нейтральные слова (например, «окно», «лампа», «тетрадь»), которые не имеют никакого отношения к тестовому слову; во-вторых, – это слова, имеющие звуковое сходство с тестовым словом (например, для серии «кошка» – слова «крошка», «крышка», «кружка», «окошко»); наконец, слова, имеющие смысловую связь с тестовым: с одной стороны, ситуационную (например, «котенок», «мышь», «молоко» в первом случае или «смычок», «концерт» – во» втором), с другой – категориальную (например, в первом случае – «животное», «собака», во втором – «мандолина»,, «фортепиано», «музыка» и т. д.). Задача состоит в том, чтобы определить, какие именно из перечисленных слов вызывают болевые реакции, т. е. входят в единое семантическое поле с тестовыми словами.> (А.Р.Лурия 1979: http://kosilova.textdriven.com/narod/studia2/luria/luria.htm)
<Оказалось, что нейтральные слова, не входящие в «семантическое поле» тестовых слов, не возбуждают никаких сосудистых (болевых или ориентировочных) реакций, в то время как другие слова, непосредственно входящие в вызванное тестовым словом семантическое поле, вызывают специфическую болевую реакцию; в ответ на третью группу слов, сходных по звучанию с тестовыми, возникали непроизвольные сосудистые ориентировочные реакции.> (А.Р.Лурия 1979: http://kosilova.textdriven.com/narod/studia2/luria/luria.htm)
<Перейдём к данным, которые были получены с помощью этой методики у различных испытуемых. Оказалось, что в норме слова, имеющие звуковую связь с тестовым словом окошка» («крошка», «крышка», «кружка») в первом опыте шли с тестовым словом «скрипка» – во втором, не вызывают никакой реакции. Это означало, что звуковые связи в норме заторможены и не вступают ни в какое отношение с тестовым словом. Наоборот, слова, имеющие смысловую близость с тестовым словом, вызывали условную сосудистую реакций. Так, у нормальных испытуемых слово «мышка» или «собака» вызывает такую же реакцию, как слово «кошка», слово «мандолина» – такую же реакцию, как слово «скрипка», и т. д.> (А.Р.Лурия 1979: http://kosilova.textdriven.com/narod/studia2/luria/luria.htm)
<Наконец, опыт показал, что имеется и третья группа слов, которая также входит в состав «семантического поля» тестового слова, занимая в нем место «семантической периферии». Так, в серии с тестовым словом «скрипка» слово «струна» или «фортепиано» не вызывает условной болевой реакции, но вызывает ориентировочную реакцию. Таким образом, объективным путём можно установить степень семантической близости слов к тестовому слову методики открывает возможности объективного изучения «семантических полей» различных слов. С помощью этого метода можно установить, какая система семантических смысловых связей имеется у данного субъекта и что именно преобладает в этих связях – звуковые, ситуационные или понятийные компоненты.>(А.Р.Лурия 1979: http://kosilova.textdriven.com/narod/studia2/luria/luria.htm)
<Дальнейшие исследования показали, что семантические поля имеют значительные отличия от нормальных у умственно отсталого ребёнка.> (А.Р.Лурия 1979: http://kosilova.textdriven.com/narod/studia2/luria/luria.htm)
<Как было показано, у нормального взрослого испытуемого или у нормального школьника слова, имеющие звуковое сходство, не вызывают никаких реакций и, следовательно, не входят в семантическое поле, вызванное тестовым словом, в то время как слова, имеющие смысловую близость с тестовым словом, вызывают аналогичные специфические сосудистые реакции различной степени интенсивности.> (А.Р.Лурия 1979: http://kosilova.textdriven.com/narod/studia2/luria/luria.htm)
<Совершенно иная картина наблюдается у умственно отсталых детей. У детей с глубокой степенью умственной отсталости – имбецилов – слова, семантически близкие к тестовому, не вызывают никаких сосудистых реакций, а слова, сходные по звуковому признаку (например, при тестовом слове «кошка» – слова «крошка», «кружка», «крышка»),, вызывают сужение сосудов руки и расширение сосудов головы, т. е. условную сосудистую реакцию в звуковом отношении, в одинаковой степени вызывают ориентировочные сосудистые реакции. Умственно отсталый ребёнок воспринимает слова иначе, чем нормальный, и система связей, которые возбуждаются у него словами, другая, чем у нормального школьника. Это означает, что у этих детей слова возбуждают связи, как по смысловому, так и по звуковому признаку, что, следовательно, избирательность смысловых словесных связей, характерная для нормального школьника, у них нарушена.> (А.Р.Лурия 1979: http://kosilova.textdriven.com/narod/studia2/luria/luria.htm)