Проблемы фоносемантики
<В 80-х гг. XX в. опубликован ряд монографий, по-новому освещающих проблемы фоносемантики [4-7]. Авторы их признают в той или иной степени универсальность связи звуковой формы всех минимальных единиц языка/речи и передаваемого ими смыслового содержания на единой психофизической основе, т.е. в конце концов, признают мотивированную значимость фонемы. Критический анализ указанных работ с позиции синергетики (с опорой на наблюдения и выводы, содержащиеся в трудах психологов школы Л.С. Выготского, при дополнительном привлечении наблюдений ряда художников слова, таких как В. Хлебников) позволяет выдвинуть рабочую гипотезу: каждая фонема той или иной морфемы является определённым семантическим элементом и денограммно (от "денотат" и "энцефалограмма") символизирует какое-либо отношение свойств внеязыковой реальности, осваиваемой и осознаваемой человеком, а каждое слово является последовательно упорядоченным пакетом – контаминацией имитативов (или идеофонов – в терминологии Д. Вестермана), представляя собой либо собственно имитатив, либо образование, имеющее в своем составе "погашенные имитативы" в виде производящих корней – радиксоидов. Минимальной синестемно (от греч. "соощущение + соэмоция" ) значимой единицей языка/речи является структурно-лексический идеофон (СЛИФ, "идеофонема") – фонема, занимающая определённую позицию в той или иной морфеме.> (А.А.Леонтьев http://www.philology.ru/linguistics1/leontyev-70.htm)
<Получение практических результатов, подтверждающих эту гипотезу, будет означать, что удается нащупать пути к снятию "парадокса" лингвистики и к созданию системы, способной достоверно объяснять смысл каждого отдельного звучания, смысл взаимопереходов и изменений этих звучаний и "...весь спектр возможных вторичных и всех последующих образований в одном языке, для него самого, а также… и для языка, человеческой членораздельной речи, как такового".>(А.А.Леонтьев http://www.philology.ru/linguistics1/leontyev-70.htm)
Литература:
Ажуриагерра, Ж. де и Экаэн Х. Ценность клинического понятия локализации // Нейропсихология: Тексты. Под ред. Е.Д.Хомской. М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 31-34.
Анохин П.К. Функциональная система // Нейропсихология: Тексты. Под ред. Е.Д.Хомской. М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 23-28.
Бехтерева Н.П. О гибких и жёстких звеньях мозговых систем обеспечения психической деятельности. // Нейропсихология: Тексты. Под ред. Е.Д.Хомской. М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 28-31.
Белякова Л.И. , Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия”
http://www.pedlib.ru/Books/2/0015/2_0015-12.shtml
Белянин В.П. Психолингвистика – 2005 -http://www.i-u.ru/biblio/archive/beljanin_psi/03.aspx
Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессовhttp://www.pedlib.ru/Books/1/0183/1_0183-364.shtml
IX Всесоюзный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации: Тезисы. "Языковое сознание" (Москва, 30 мая – 2 июня 1988 г.). – М.: Ин-т языкознания РАН, 1988. – 207 с. +
Войскунский А.Е. Я говорю, мы говорим... : Очерки о человеческом общении. - М.: Знание, 1982. – 192 с.
Воронин С.В. Основы фоносемантики. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. – 244 с.
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций: (Психология и учение о локализации психических функций) // Нейропсихология: Тексты. Под ред. Е.Д.Хомской. М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 15-21.
Гончаров Г.А. Суггестия: теория и практика. Прием "тормоз"
malib.ru/goncharov_suggestia/44/3/
Горелов И.Н. Разговор с компьютером: Психолингвистический аспект проблемы / С послесловием Д.А.Поспелова. – М.: Наука; Гл. ред. физ.-мат. лит., 1987. – 256 с. – (Пробл. науки и техн. прогресса).
Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики: Учебное пособие. – М.: Лабиринт, 1997. – 221 с.
Горошко Е.И. Проблемы проведения свободного ассоциативного эксперимента (методологические аспекты) http://www.textology.ru/goroshko/problem.html
Джексон Дж.Х. О природе двойственности мозга // Нейропсихология: Тексты. Под ред. Е.Д.Хомской. М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 35-36.
Р.Дилтс Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП http://www.dere.com.ua/library/dilts/00.shtml
Дьяченко Г.В. www.standrews.ru/private/standrews/prices/2007_Djachenko.pdf
Журавлев А.П. Диалог с компьютером. – М.: Мол. гвардия, 1987. – 207 с., ил. – (Эврика)
Звонкин А.К. Абстракции с языковой поддержкой // Язык и структура знания. М.: Ин-т языкознания РАН, 1990. С. 86-95.
Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку: (на материале русского языка как иностранного). – М.: Русский язык, 1989. – 222 с.
Исследование речевого мышления в психолингвистике/ Т.В.Ахутина, И.Н.Горелов, А.А.Залевская и др.; Отв. ред. Е.Ф.Тарасов. – М.: Наука, 1985. – 240 с.
Карпов А.Ю. http://library.mephi.ru/data/scientific-sessions/2000/11-12/129.html
Красиков Ю.В. Алгоритмы порождения речи. – Орджоникидзе: Ир, 1990. – 240 с.
Кругликов Р.И. Синергетика и мозг http://www.superidea.ru/tm/oth/sinergetic.htm
Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учебник. – М.: Смысл, 1997. – 287 с.
Леонтьев А.А. От редактора // Д.Слобин и Дж.Грин. Психолингвистика / Перев. с англ. Е.И.Негневицкой; Под общ. ред. и с предисл. А.А.Леонтьева. М., 1976. (Сер. "Общественные науки за рубежом"; "Философия и социология"). С. 5-16. +
Леонтьев А.А.Слово в речевой деятельности: Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. – М.: Наука, 1965. – 246 с.
Леонтьев А.А. Психофизиологические механизмы речи http://www.philology.ru/linguistics1/leontyev-70.htm
Лингвистика и модели речевого поведения: Межвузовский сборник. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. – 184 с.
Логико-семантический анализ концепции Л.С.Выготского: систематика форм поведения и законы развития высших психических функций http://www.portalus.ru/modules/psychology/
Лурия А.Р. Восстановление функций мозга после военной травмы: (О функциональных системах мозговой коры) // Нейропсихология: Тексты. Под ред. Е.Д.Хомской. М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 7-14.
Лурия А.Р., Симерницкая Э.Г., Тыбулевич Б. Об изменении мозговой организации психических процессов по мере их функционального развития // Нейропсихология: Тексты. Под ред. Е.Д.Хомской. М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 36-39.
Немов С.Р. Общие основы психологии. Книга 1 http://www.i-u.ru/biblio/archive/nemov_obchie/02.aspx
Общение. Текст. Высказывание / Отв. ред. Ю.А.Сорокин, Е.Ф.Тарасов. – М.: Наука, 1989. – 176 с.
Петрова Т.Е. Специализация полушарий головного мозга http://www.sovmu.spbu.ru/main/sno/uzmf2/uzmf2_15.pdf
Психолингвистика: Сборник статей / Сост. А.М.Шахнарович. – М.: Прогресс, 1984. – 368 с.
Радзиховский Л.А. Язык описания целостности и идеи Л.С.Выготского о "единицах" // Речь: восприятие и семантика. М.: Ин-т языкознания РАН, 1988. С. 104-120.
РУДН 2002: Курс лекций. Логика. Тема 2 http://www.humanities.edu.ru/db/msg/1421
Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. – М.: Изд-во АПН СССР, 1962. – 504 с.
Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. – 183 с.
Сахарный Л.В. К тайнам мысли и слова: Кн. для внеклассного чтения. 8-10 кл. – М.: Просвещение, 1983. – 160 с., ил. – (Мир знаний).
Слобин Д. и Грин Дж. Психолингвистика / Перев. с англ. Е.И.Негневицкой; Под общ. ред. и с предисл. А.А.Леонтьева. М.: Прогресс, 1976. (Сер. "Общественные науки за рубежом"; "Философия и социология"). – 351 с. +
Советы логопеда: развитие речи от рождения до школы http://www.psyhelp.rodim.ru/doskol/logopediya-rr.html
Сорокин Ю.А. Психолингвистические аспекты изучения текста. – М.: Наука, 1985. – 168 с.
Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. Правда и ложь в коммуникационной деятельности http://polbu.ru/sokolov_communi/ch14_all.html
Тарасов Е.Ф. Тенденции развития психолингвистики / Отв. ред. Ю.А.Сорокин. – М.: Наука, 1987. – 168 с.
Тульвисте Т. О развитии метаязыковых способностей у детей // Язык и структура знания. М.: Ин-т языкознания РАН, 1990. – С. 113-122.– (Тийа Карловна, канд. психол. н. Тарт.ГУ)
Формирование фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста. Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи. http://kidscenter456.narod.ru/service/7.htm
Фрумкина Р.М. Идеи и идеологемы в лингвистике // Язык и структура знания. М.: Ин-т языкознания РАН, 1990. – С. 177-190.
Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Психология". – М.: Изд-во МГУ, 1987. – 288 с.
Шаховской С.Н. http://www.pedlib.ru/Books/2/0049/2_0049-12.shtml
Шхапацева М.Х. Коммуникация в зеркале психолингвистики
http://www.vestnik.adygnet.ru/files/2006.1/78/shhapavceva2006_1.pdf
Этнопсихолингвистика / Ю.А.Сорокин, И.Ю.Марковина, А.Н.Крюков и др.; Отв. ред. и авт. предисл. Ю.А.Сорокин. – М.: Наука, 1988. – 192 с.
Язык и структура знания: Сборник статей. – М.: Ин-т языкознания РАН, 1990. – 205 с.
http://www.islu.ru/danilenko/articles/nauchnkart.htm
http://psycholing.narod.ru/monograf/jaz-soz2004.htm
http://www.tversu.ru/Science/Hermeneutics/1999-1/1999-1-03.pdf
Замечания:
По формату:
1. Соблюдайте требуемый формат: Times New Roman, шрифт 12, одинарный межстрочный интервал; поля: сверху – 1,5 см, снизу – 2,5; слева – 2,5; справа – 1,5 см. Разберитесь с форматом абзаца!!! Текст должен быть выровнен по ширине. Интервал между буквами – обычный. Размер букв – обычный, масштаб интервала между буквами – 100%. Цвет букв – чёрный. Немотивированно много межстрочных и внутристрочных пробелов! Отступ первой строки абзаца – 1 см (к тексту внутри таблиц это замечание не относится). Выравнивание по ширине. Поля должны быть одинаковыми. Отступ абзаца слева и справа 0 см, сверху и снизу – 0 пт. Табуляцией не пользуйтесь! Выравнивайте текст линейкой, а не пробелами! Из непечатаемых знаков уберите знаки переноса «» и знак «». Используйте не длинное тире «—», а тире короткое «–». Пробела между кавычками и текстом внутри них быть не должно. Пробела между скобками и текстом внутри них быть не должно, а между скобками и текстом снаружи них он быть обязан. Нумерацию делайте вручную, не автоматически. После любой цифры в каком-либо перечне ставятся точка (или скобка) и пробел. Различайте шрифтом заголовки от обычного текста. После точки, запятой, вопросительного или восклицательного знаков обязательно должен быть пробел. Принудительным абзацем не пользуйтесь.
Источники должны располагаться в алфавитном порядке фамилий, а не имён. Нумерацию источников не производить.
Стр.:
3-5; 72,73,77-78,99-100, 113-114, плохо – с. 83 (плохо), вопрос 44,52,
Оценка за работу с текстом 3,5. Не все замечания учтены.