Как создать безупречный текст выступления
С точки зрения требований структуры речи безупречный текст выступления состоит из тезиса, аргументов, иллюстраций к ним, вывода.
Тезис— это логический стержень всей речи. На него, как в игрушке-пирамидке, последовательно нанизываются нужные кольца аргументов и иллюстраций, а поверх всего этого насаживается наконечник-вывод. Таким образом, конструкция имеет правильную форму и не разваливается.
Чтобы не допустить пустопорожнего «спора о словах» и/или неправильного понимания смысла речи, ключевые формулировки тезиса обязательно обосновываются. Для этого и необходимы аргументы. Но не любые, а только:
Ø достаточные для доказательства;
Ø истинные;
Ø непротиворечивые;
Ø четкие;
Ø объединенные в систему.
Исход выборов решают нерешительные. Исследования показывают, что основная масса голосующих избирателей уже является сторонниками определенных партий и кандидатов. Но те, кто колеблется до самого конца, могут повлиять на результаты выборов самым неожиданным образом. Поэтому особый акцент в пропаганде должен быть сделан на: |
• подбор доводов для нейтральных избирателей; |
• усиление позиции партии для сторонников. |
С точки зрения восприятия слушателя аргументы делятся на сильные — те, которые трудно опровергнуть; слабые — те, против которых легко найти возражение. Разумеется, автор речи должен стремиться привлекать только сильные аргументы. Либо психологически усиливать те, что есть.
И, наконец, направленность делит аргументы на:
Ø собственно аргументы оратора;
Ø контраргументы, возникающие у оппонента в качестве возражения оратору.
Говорящий, зная или чувствуя аудиторию, может предвидеть ее возможные контраргументы. Но будет еще лучше, если он заранее исключит их с помощью фраз типа: «Здесь мне могли бы возразить, что ... но это не совсем так, потому что ...».
К каким бы аргументам и иллюстрациям ни прибегнул автор пропагандистской речи, главное не забывать: ее содержание всегда должно быть конкретно и соотносимо с жизненными интересами адресата.
Последнее звено в доказательственной цепочке — вывод. Это не просто заключение речи, а яркий и обязательный усилитель ее тезиса.
«Итак, мы доказали, что ...»
«Вы все теперь убедились в том, что ...»
«И теперь нельзя усомниться в том, что ...».
Все компоненты «пирамидки» должны быть прочно склеены. В качестве «клея» используются логические связки между всеми содержательными блоками. Они подчеркивают строгую логичность доказательства и усиливают убедительность речи.
Кто ясно мыслит, ясно излагает
Логика расположения аргументов на тезисном стержне тоже очень важна, поскольку напрямую связана с восприятием всей речи.
Есть несколько способов композиции аргументов:
Ø нисходящий и восходящий — когда аргументы располагаются по силе: от «ударных» к вспомогательным или от слабых к более веским;
Ø индуктивный и дедуктивный — доводы выстраиваются либо от анализа конкретных фактов к выводу, либо наоборот, от общего рассуждения к частному;
Ø односторонний и двусторонний — излагаются аргументы одной направленности (доказывающие или опровергающие), либо аудитория сопоставляет обе позиции и выбирает с автором одну из них. При этом оппонент может быть реальным или вымышленным (прием «чучело оппонента»). Двусторонняя аргументация активизирует внимание, позволяет глубже проанализировать ситуацию и подтолкнуть адресата к самостоятельным выводам. Этот прием предпочтителен в интеллектуальной аудитории, готовой принять чужую точку зрения.
|
|
При наличии первого и отсутствии второго начинать нужно с наиболее сильных аргументов. Но если автору нужно «завоевывать» аудиторию, то выбирается восходящий способ композиции аргументов, и они рассматриваются от самого слабого к самому сильному. Чаще всего аудитория бывает неоднородна, и определить ее отношение к оратору и его позиции невозможно. Тут эффективен «комбинированный» способ расположения аргументов, когда самые сильные ставятся по «краям» речи: второй по силе — в начале, самый сильный — в конце, а остальные выстраиваются так, чтобы «спрятать» слабые в середине.