Психологическая структура хижины
19.08.2010
Шаман не знает, что я использую «метод выборочного наблюдения». Суть метода — наблюдать не все время, а в определенные периоды (выбор времени) или при определенных делах (выбор деятельности), обстоятельствах (выбор ситуации).
Систему выбора построить не удалось, поэтому пока цели наблюдения ставлю «с потолка». Поскольку меня интересует эффективность взаимодействия, решил пронаблюдать («сплошное выборочное» - все, но в определенном аспекте взаимодействия), попытаться выяснить, как и когда он отвечает на мои вопросы.
Шаман отвечает не бессистемно. То есть закономерности периодов времени между моими вопросами и его ответами установить пока не удалось, но закономерности пространства...
Ответы можно получить только в определенных местах или ситуациях. Например, мы можем подробно обсуждать многие темы во время ходьбы или плавания в лодке, на скамейке для наблюдения за льдами или на скамье в хижине. Есть места, где Шаман отвечает кратко и без обсуждений (у костра, у печи зимой, когда лежит на своих нарах). Есть места (и дела), когда он совсем не реагирует на мои обращения (во время еды, изготовления отваров, в танце, в определенных зонах в хижине и вокруг нее).
Интересно, он сам осознает эти свои привычки?
- Поговорить можно только в определенных местах?
- 0, Наблюдатель заметил.
- (Я проигнорировал и иронию, и тот факт, что Шаман как-то увидел метод, решив обдумать это позже.) Почему? Ведь это ограничивает свободу общения.
- Полного запрета нет. Но соблюдение мест дает энергию и глубину общения.
- Как?
- В привыкании тоже есть сила и энергия.
- Можно пример?
- Привычка в определенным местах мыслить и чувствовать определенным образом.
- Принцип понятен. А пример?
- Если привык за обедом обсуждать дела, не удивляйся, когда вместо вкуса еды чувствуешь тяжесть проблем.
- И в постели тоже?
- (Шаман улыбнулся.) Тебе пора сходить в город. Если часами обсуждаете проблемы в постели, не удивляйся, когда жена не в тот момент спросит о ремонте.
- А «зоны снов»?
- Правильно: в разных местах и позах видишь разные сны.
20.08.2010
Отметив «зоны» в хижине Шамана и возле нее (для разделки рыбы, для изготовления хозяйственных предметов, для сушки трав, для общения с «Духами»...), я набросал и перечень нужных зон в квартире. С мыслью о том, что работоспособность в специально организованной зоне повысится, появились и сомнения.
- Знаешь, всегда мог работать в любой обстановке: в транспорте, на заседаниях, в очереди... Еще в университете на военных сборах, когда ждали машину или построения, я один мог работать, остальные болтали или маялись. Не пропадет ли эта полезная способность, если начну работать только в «зоне работы»?
- Уверен, что полезная?
- Когда учился, в метро тратил час до универа и час обратно. И там всегда готовился к занятиям. И если ехать по другим делам — тоже. Два-четыре часа подготовки каждый день все пять лет.
- Так вагон метро и был твоей «зоной учебы».
- Да-а. И сейчас в самолетах и на заседаниях «закрываю» мелочевку по работе.
- (Шаман хохотнул.) «Зоны закрытия мелочевки».
- Понял. Настоящими «зонами» являются определенные ситуации.
- А что другие делали в ситуациях, когда ты учился или работал?
- Большинство просто маялись.
- А которые не маялись?
- Общались. Анекдоты, пикировки, дела.
- Вспоминай еще.
- Один проговаривал свои мантры, еще один молился. Один делал свои упражнения.
- Еще!
- Да-а. Постараюсь учесть.
21.08.2010
Поев, наблюдаю за утилизацией хлебных крошек муравьями. Двое рабочих вцепились в одну крошку жвалами и тянут в разные стороны. Мешают друг другу. Потом как-то боком потащили крошку в сторону муравейника. Каждый в одиночку тащил бы быстрее.
Шаман живет один и установил свои зоны. А если жена, дети, родственники? Им тоже нужны свои зоны. Не будет ли конфликта?
- Как бы ты установил свои «зоны», если бы в хижине жил с родней?
- Определи зоны, где домочадцы мешают друг другу и постарайся развести их во времени или в пространстве.
- Устроить еще ванную? (Сыронизировал я.)
- Бывает, что дополнительная ванная или телевизор помогают решению проблем гораздо лучше психолога.
(Когда Шаман не игнорирует иронию, а отвечает, крыть обычно нечем. Действительно, бывает).
Практики универсального знания
09.08.2000
Возвращаемся по берегу в землянку, набрав голубики и грибов. Тяжелые серые тучи с редкими просветами висят над морем. В просветах желтыми столбами стоят солнечные лучи, бликуя на волне. Ветер рвет с волны соленую морось. И сыро, и хочется пить. Под камнями иногда журчит вода, но добраться трудно. Камни большие, не откатишь. Поднялись по крутой осыпи метров на двести и нашли наконец открытую воду. Ручей уходит в промоину, образуя небольшой водоворот.
Наблюдаем, как первый осенний листок кружится в водовороте и непостижимым образом периодически выскакивает наверх. В какой-то момент показалось, что водоворот превратился в глаз со зрачком-листочком, глянул, встретил наши взгляды и тут же прикинулся обычным ручьем. «Ты видел, видел?» - спросил я Шамана.
- Подмигнул тебе?
- Нет, просто посмотрел.
- А мне еще и подмигнул. (Смеется.)
- Так он что... видит нас?
- Местные называют это «Дух ручья».
- И он может с нами взаимодействовать?
- На тонком уровне.
- А было взаимодействие?
- Все пьют из ручья. По этому поводу Дух ручья обычно не вступает во взаимодействие. Но поблагодарить не помешает.
- А по какому поводу вступает?
- Если вредишь ручью, Дух ручья наносит тебе урон.
- Как?
- Сказал же - на тонком уровне. Можешь поначалу ничего не заметить, но жизнь пойдет похуже.
- Болезни, неудачи свои и родных?
- И это, например.
09.08.2000
Добрались до хижины, искупались, переоделись, напились чаю. Вернее, напился до испарины я. Шаман пьет чай медленно и весьма в меру. Сидим на «ледяной»[28] скамейке и смотрим на вечерний отлив.
- Где ты учился про Дух ручья?
- Не учился. Просто одно знание ведет к другому.
- Как это?
- Если что-то знаешь о том, как устроен мир, можешь в нужной ситуации понять и устройство деталей.
- Ты знаешь, как устроен мир?
- Немножко.
- Существуют универсальные знания?
- Сумевший задать вопрос...
- Что-то знаешь об этом?
- И ты знаешь.
- Я бы не спрашивал.
- У тебя столько образования, степени ученые. Попробуй рассказать сам, каким должно быть универсальное знание.
- Ну, это, наверное, должно быть не знание, а какая-то методологическая схема, подход.
- Вот видишь.
- Так такая схема есть в пентаграммах, мандалах!
- Есть в некоторых, но «увидеть» можно, лишь достигнув определенного уровня. Да и много искажений.
- Понял: пора строить свою универсальную схему и развивать ее, сверяя с древними.
- Задающий вопрос...[29] .
- Вряд ли я смогу точно воспроизвести сложную древнюю схему.
- Нужна не искаженная чужая, а точная своя.
- Да-а! И прогнозы будущего?
- Ты уже понял. Дальше можешь или начать ее составлять, или забыть про нее.
19.01.2008
Всему приходит срок. Снегоступы Шамана ломаются реже моих, но тоже иногда ломаются. Чиним снегоступ. Мороз примерно двадцать пять и ветер примерно двадцать пять. И снегоступ «полетел» не в лесу, а на открытом месте. Условно спрятавшись от ветра за снежный заструг, крутим руками ремни и стальную проволоку[30] . По очереди: я - по две-три минуты. Шаман - по четыре-пять. Потом руки замерзают и «не держат» усилие. Починку затягивать нельзя - сам замерзнешь.
Однако это и не в первый, и не в пятый раз. Починка не мешает продолжать разговор.
- Интересно получается в последние годы. Покупаю книжку, которая кажется полезной, с чем-то соглашаюсь и понимаю, что знал это раньше.
- Сколько таких случаев?
- Не менее десятка.
- И?
- Что «и»?
- Какой вывод?
- (С полминуты я молчал.) Ух! То есть период не только учиться, а обдумывать и действовать?
(Шаман утвердительно прикрыл веки).
- И в других сферах жизни тоже?
(Но Шаман уже пыхтел, склонившись над упряжью снегоступа и обламывал, раскачивая, лишний кусок проволоки.)
19.01.2010
Работая преподавателем, давно заметил, что разные студенты способны усвоить разное количество слов в предложении и мысли различной длины. Впрочем, то же можно сказать и о преподавателях.
Например, один человек может усвоить только три первых слова из обращенного к нему предложения. Этого достаточно, чтобы его «оперативная память» заполнилась. Все остальные слова такой человек не слышит. Когда вы, закончив говорить, получаете ответ, то с неприятным удивлением убеждаетесь, что большая часть ваших слов «прошла мимо». Другой человек может усвоить только пять слов из предложения, большинство - около семи[31] .
Студентам с меньшим объемом оперативной памяти трудно учиться, со значительно большим (от десяти и далее) — трудно общаться с подавляющим большинством «короткомысленных» окружающих.
Основная мысль большинства научных концепций развивается от трех до семи и более терминов или мыслительных ходов. Извечный запрос студентов — «объясните в двух словах» — невыполним.
У меня обычный[32] объем оперативной памяти десять - двенадцать. У Шамана, похоже, побольше.
Когда я это понял, стали понятны и ответы Шамана о невозможности для меня некоторых понятий.
- Много я спрашиваю о слишком «длинных» для меня мыслях?
- Нет. Вопросы лишь чуть короче ответа по длине мысли.
- Могу развивать длину мыслей тренировкой?
- Хочешь еще больше непонимания в городе?
- Не хочется, но познание важнее.
- Твой выбор. Более длинные мысли требуют большего уровня энергии.
- Нужно быть в тонусе?
- Задающий вопрос знает большую часть ответа.
- Подойдет ли ходьба по ровному льду?
- Да, наметь такие маршруты, чтобы больше часа не думать о дороге вообще.
- И что делать ментально?
- Способов много.
- Подскажи что-нибудь, например.
- Вспомни две отдельные мысли предельной длины и за час ходьбы постарайся построить обобщающую мысль.
- Сколько нужно таких упражнений?
- Тебе — около пятидесяти.
08.08.2010
Идем по лесной тропке. Пауки тянут свои сети в прогалинах между кустами. В это время года очень много паутин. Чтобы паутины не липли на лицо и одежду, идущий впереди Шаман несет на вытянутой перед собой руке небольшую палку с тряпочкой наверху. Через час ходьбы палку и тряпочку приходится очищать. Может быть, отсюда и пошли флаги. Кто-то посмотрел со стороны на группу людей, суть не понял, а форму скопировал.
Мысли о паутине и сетях сплелись с ранее обсуждаемыми на этой тропе «мыслями о длине мыслей».
- Знаешь, сейчас через Сеть, наоборот, общаются все более короткими мыслями. Так даже новые коммуникации построены.
- (Шаман явно заинтересовался, так как остановился и обернулся, чего обычно не делает). Как это?
- «Твиттер», не слышал?
- При мне еще не было[33] ?
- Там можно общаться, но на раз только сто сорок знаков.
- Теми, кто мыслит короче, управлять легче.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1