Техники организации беседы в семейной терапии

Техники организации беседы в семейной терапии, представленные в этом разделе также, как и общие (неспецифические для семейной терапии) техни­ки, обеспечивают реализацию тактических задач терапии, среди которых: под­держание контакта с семьей, достижение взаимопонимания, получение инфор­мации об особенностях семейного функционирования, организация обратной связи для членов семьи. Однако они обладают определенной спецификой в связи с особенностями процесса семейной терапии.

Техника прослеживания последовательностей взаимодействия

Цель: обнаружение дисфункционального паттерна взаимодействия в семье, имеющего циклический характер.

Историческая справка:техника прослеживания (tracking) была предложена С. Минухиным в 1974 году (Черников А. В., 2001).

Процедура проведения:

Техника прослеживания последовательностей взаимодействия — это спе­циальная техника терапевтического интервью, которая в наиболее простой форме представляет собой задавание проясняющих вопросов, направленных на выявление последовательности поведения членов семьи. При этом терапевт не бросает вызов семье: не опровергает то, что ему сообщается, и не навязыва­ет собственное мнение о ситуации и семье в целом, выражая заинтересован­ность в происходящем.

Кроме общих технических приемов организации беседы, таких как повто­рение, поддержка, постановка вопросов с целью выяснения содержания, пе­рефразирование, уточнение, выяснение чувств, семейный терапевт, прослежи­вая циркулярную последовательность, использует определенную тактику расспрашивания. Он может задавать следующие вопросы:

П Кто первым сделал что-либо в этой ситуации?

О Что затем делает(ют) другой(ие)?

□ Что тогда сделает первый?

□ Что на это ответит другой?

□ Что в это время делают другие члены семьи, пока это происходит?

Таким образом, семейного терапевта при прослеживании циркулярных по­следовательностей интересует не то, почему что-либо происходит, а в большей степени — «как это происходит» и «каковы последствия этого поведения?». Подобная тактика расспрашивания актуальна до тех пор, пока циркулярная последовательность не окажется восстановленной полностью. В результате те­рапевт получает полную картину того, как члены семьи, демонстрируя опреде­ленное поведение, поддерживают повторяющийся паттерн взаимодействия, на который семья жалуется как на симптом (Черников А. В., 2001).

На основании полученной в результате прослеживания информации тера­певт формулирует гипотезы о семейном функционировании и организует об­ратную связь для членов семьи, позитивно переопределяя поведение каждого из них. Подобная организация обратной связи способствует созданию атмо­сферы сотрудничества и может явиться стимулом для членов семьи к дальней­шим изменениям.

Циркулярное интервью

Цель:прослеживание коммуникаций; получение более точной, по сравне­нию с традиционным опросом, информации об особенностях взаимодействия в семье.

Циркулярное интервью — особая техника постановки вопросов и организа­ции беседы, делающая акцент на обнаружении различий между членами семьи.

Историческая справка:данная техника была изобретена терапевтами милан­ской школы — М. Сельвини Палаццоли, Л. Босколо, Д. Чеккин, Дж. Прата. Построение интервью вокруг обнаружения различий является одним из наи­более блестящих вкладов миланской школы в усовершенствование техники семейной терапии.

Процедура проведения

Циркулярное интервью предполагает использование особого типа вопро­сов — циркулярных. В отличие от прямых вопросов, циркулярные дают более существенную информацию о внутрисемейном взаимодействии, как психо­терапевту, так и семье.

Выделяют следующие виды циркулярных вопросов:

1. Вопросы, выявляющие различия. Например: «Кто из вас в большей степени несчастен?» или «Кто из вас в большей степени расстраивается в этой ситуа­ции?». Для сравнения: обращение к членам семьи «Является ли мама несчаст­ной?» представляет собой линейный вопрос, подразумевающий односложный ответ. Семейному терапевту более полезно знать не то, что кто-то (например, отец) является очень нежным и любящим, а то, есть ли разница в его привя­занности к жене и дочери.

Для выявления различий семейный терапевт может попросить одного из членов семьи описать характер отношений между двумя другими, например,

матерью и сыном. Такие триадические вопросы способствуют получению бо­лее точной информации о паттернах взаимодействия и снимают проблему со­противления: как правило, легче рассказать об отношениях двух других, чем охарактеризовать собственные отношения с каким-либо членом семьи в его присутствии. Таким образом, ориентируя интервью с семьей вокруг различий, терапевт извлекает более релевантные данные (Черников А. В., 2001). В процессе интервью выявляются следующие типы различий:

□ различия между индивидуальностями (например: «Кто злится больше

всех?»);

□ различия во взаимоотношениях («В чем разница между тем, как мама общается с дочерью, и тем, как она обходится с сыном?»)

□ различия во времени («Как она общалась с ним в прошлом году, в срав­нении с тем, как это происходит сейчас?»).

При постановке подобного вида вопросов активно используются категории, проясняющие различия: больше/меньше, ближе/дальше, чаще/реже, хуже/луч­ше: «А кто из членов семьи лучше понимает маму?»; «Чаще ли отец бывает дома, когда Леня ворует?» и т. д.

Циркулярные вопросы позволяют также получить информацию, которая, в свою очередь, приводит к пониманию циркулярных последовательностей. За­давая подобные вопросы, консультант, как правило, заменяет слово «чувство­вать» словом «делать» и, кроме того, адресует их не самим участникам собы­тий, а кому-то третьему: «Что сделает Иван, когда, придя домой, увидит, что жена расстроена?»

2. Вопросы, использующие сослагательное наклонение «если бы». Например: «Если бы отец был здесь, то что бы он ответил на этот вопрос?»; «Кто больше всего пострадал бы, если бы сын уехал учиться в другой город?». Другой во­прос: «Если бы мы не говорили о проблеме твоего брата, о чем бы нам стоило здесь еще поговорить?» — вскрывает другие важные темы в семье, помимо про­блемы идентифицированного пациента.

3. Вопрос, «читающий мысли»: кого-то из семьи спрашивают, что, по его мнению, другой член семьи думает об этой проблеме.

Во время циркулярного интервью терапевт тщательно отслеживает невер­бальные реакции членов семьи на тот или иной вопрос, что способствует более глубокому пониманию процессов, протекающих в семье.

ГЛОССАРИЙ

Гибкость— способность семейной системы адаптироваться к изменениям ситуации и стрессам. Несбалансированные по параметру гибкости семейные системы характеризуются ригидностью либо хаотичностью.

Границы семьи— термин, используемый для описания взаимоотношений между семьей и социальным окружением (внешние границы), а также между различными подсистемами внутри семьи (внутренние границы). По степени проницаемости границы бывают жесткие, размытые и ясные (достаточно про­ницаемые).

Идентификация— психологический процесс самоотождествления, форми­рования идентичности.

Иерархия— характеристика отношений доминирования-подчинения в се­мье. Данный термин включает в себя различные аспекты семейных отноше­ний: авторитетность, доминирование, степень влияния одного члена семьи на других, власть принимать решение. Понятие иерархии используется также при изучении изменений в структуре ролей и правил внутри семьи. Иерархия мо­жет быть низкой, умеренной и высокой. Оптимальный вариант — существо­вание баланса между иерархией и близостью.

Метакоммуникация— процессы совместного обсуждения и осмысления того, что происходит между членами семьи. Метакоммуникация становится возможной лишь после того, как каждый выскажет свой взгляд на проблему.

Ненормативный кризис семьи— кризис семейной системы, возникновение которого потенциально возможно на любом этапе жизненного цикла семьи. Ненормативные кризисы вызываются каким-либо событием, которое можно определить как кризисное, и не являются типичными для определенного эта­па жизненного цикла семьи.

Нормативные фильтры— совокупность норм, правил, установок, ролевых позиций, представлений, характерных для данной семьи.

Нуклеарная семья— семья, состоящая из двух поколений (дети и родители).

Паттерны взаимодействия— вытекающие из ролей устойчивые коммуника­тивные стереотипы: ссоры, высмеивание, обиды, унижение, поддержка, защита и т. д.

Половая роль— модель социального поведения, специфический набор тре­бований и ожиданий, предъявляемых обществом к лицам мужского или женс­кого пола.

Половая идентичность— единство самосознания и поведения индивида, относящего себя к тому или иному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли.

Расширенная семья— семья, включающая в себя три и более поколений.

Сексуальная роль/идентичность— специфические аспекты половой роли/ идентичности, относящиеся к генитально-эротической сфере и поведению.

Семейная история, или семейная эволюция,— параметр, позволяющий выя­вить накапливаемые от поколения к поколению дисфункциональные паттер­ны, приводящие к патологии членов семьи. Обнаруживается посредством вы­явления семейных мифов, преданий, историй. Воплощается в «семейных сценариях» — устойчивых паттернах микродинамики и структурной органи­зации семьи, повторяющихся из поколения в поколение.

Семейная легенда— искажающая реальные факты семейной истории ин­терпретация отдельных событий, позволяющая поддерживать семейный миф о семейном благополучии и выполняющая защитную функцию. Семейная ле­генда может относиться к индивидуальному, микро- или макросистемному уровню психологического функционирования семьи. В отличие от семейного мифа, семейная легенда осознается как неправда, искажение информации (на­пример, легенда о сокрытии супружеской неверности, легенда о естественной смерти суицидента и др.). Со временем семейная легенда может стать частью семейного мифа.

Семейный миф— это многофункциональный семейный феномен, формиру­ющийся на макросистемном и проявляющийся на микросистемном уровне в виде совокупности представлений членов данной семьи о ней самой. Для обозначения данного понятия используются и такие термины, как «образ семьи», «образ „мы"», «верования», «убеждения», «семейное кредо», «согласованные ожида­ния», «наивная семейная психология». Функция семейного мифа заключается в сокрытии от сознания отвергаемой информации о семье в целом и о ее членах. Семейные нормы и правила— это те основания, на которых строится жизнь семьи. В отсутствие правил и норм в семье наблюдается хаос, который представ­ляет серьезную опасность для психического здоровья. Правила позволяют членам семьи ориентироваться в реальности и придают устойчивость семье в целом.

Семейные роли— устойчивые функции семейной системы, закрепленные за каждым из ее членов. Ролевая структура семьи предписывает членам семьи, что, как, когда и в какой последовательности они должны делать, вступая друг с другом в отношения. В понятие «роль» включаются желания, цели, убежде­ния, чувства, социальные установки, ценности и действия, которые ожидают­ся или приписываются человеку.

Семейные ценности— явная (открыто одобряемая и культивируемая в кругу семьи) или неявная характерная для семьи совокупность представлений, ко­торая влияет на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятель­ности и взаимодействия и т. п.

Семейныйдиагноз — описывает нарушения в жизнедеятельности семьи, спо­собствующие возникновению и сохранению трудностей ее функционирования, выражающихся в появлении индивидуальных дисфункций у одного или несколь­ких членов семьи либо препятствующих нормативному прохождению семьей

стадий ее жизненного цикла и переживанию ненормативных кризисов. Семей­ный диагноз позволяет определить характер нарушений семейного функциони­рования и планировать направления психологической помощи семье.

Семейный кризис— состояние семейной системы, характеризующееся на­рушением гомеостатических процессов, приводящих к фрустрации привыч­ных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения.

Семья— малая социальная группа, состоящая из людей, связанных узами родства и/или супружества. Представляет собой динамическую систему, функ­ционирование которой определяется действием двух законов: закона гомеоста-за и закона гетеростаза. Согласно закону гомеостаза, каждая семья стремится сохранить свое положение, остаться в данной точке развития. Согласно закону гетеростаза, каждая семейная система должна пройти свой жизненный цикл: некую последовательность смены стадий. Семья выполняет ряд функций, наи­более важными из которых являются: функция духовного (культурного) обще­ния, эмоциональная, сексуально-эротическая, функция первичного социального контроля, репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая.

Система— это комплекс объектов, а также взаимоотношения между объек­тами и их атрибутами (определениями). В качестве объектов семейной систе­мы, являющихся ее составными частями, выступают подсистемы (супружес­кая, детско-родительская, сиблинговая и индивидуальная), в то время как атрибуты представляют собой свойства подсистем.

Сплоченность(связь, когезия, эмоциональная близость, эмоциональная дистанция) — психологическое расстояние между членами семьи. Примени­тельно к семейным системам это понятие используется для описания степени, до которой члены семьи видят себя как связанное целое.

Стиль эмоциональной коммуникации— способ коммуникации в семье, ха­рактеризующийся определенным соотношением позитивных и негативных эмоций, критики и похвалы в адрес друг друга, включая также наличие или отсутствие запрета на открытое выражение чувств.

Структура семьи— совокупность элементов и взаимосвязей между ними. В качестве структурных элементов семьи как системы выделяют супружескую, родительскую, сиблинговую и индивидуальные подсистемы, представляющие собой локальные, дифференцированные совокупности семейных ролей, кото­рые позволяют семье выполнять определенные функции и обеспечивать ее жизнедеятельность. Структура семьи представляет собой своеобразную топо­графию семьи, квазипространственный срез семейной системы. Выделяют сле­дующие параметры семейной структуры: сплоченность, иерархия, гибкость, внешние и внутренние границы, ролевая структура семьи.

Табу— объект запрета для осуществления с ним тех или иных действий. Тема — специфическая, несущая эмоциональную нагрузку проблема, вокруг которой формируется периодически повторяющийся в семье конфликт (Э. Г. Эйдемиллер).

Традиции и ритуалы— повторяющиеся узаконенные действия, имеющие символический смысл. Это очень важный фактор стабилизации системы, опор­ные элементы, укрепляющие семью и редуцирующие тревогу ее членов.

Триангуляция— привлечение третьего для попыток разрешения конфликта между участниками основной диады. Треугольники, отношения триангуля­ции — это любые взаимоотношения с тремя каналами связи.

Уровень функционирования семьи— единица анализа психологического фун­кционирования семейной системы, отражающая сложность и многообразие связей ее элементов. Различают следующие уровни: индивидуальный, микро-, макро- и мегасистемный.

Циклы развития (этапы)— одна из самых важных характеристик макроди­намики, необходимая для адекватной постановки задач в работе с семьей. Каж­дый цикл характеризуется своими целями и задачами. Неизбежные трудности, связанные с переходом к-новому циклу, потребность семьи сохранить привыч­ный стиль взаимоотношений провоцируют сопротивление семейной системы необходимым изменениям.

Циркулирование информации— способ передачи информации в семье, ко­торый может быть эффективным либо дисфункциональным. В первом случае информация доступна, открыта, представлена в ясной и полной форме. Во вто­ром — она противоречива (типичный пример: «двойная связь»), фрагментар­на, частично или полностью сокрыта (наличие «семейных секретов»).

Эмоциональный разрыв— некорректный способ сепарации, для которого характерно прекращение контактов между ребенком и родителями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авксентьева М. В. Семья и болезнь. Структура, функции и динамика семьи, болезнь в се­мье и роль семейного врача. М., 1994.

2. Агейко О. В. Социальная перцепция семейных отношений у детей из неполных семей: Дисс.... канд. психол. наук. Мн., 2004.

3. Айви А. Е., Айви М. Б., Саймэн-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотера­пия. Методы, теории и техники: практическое руководство. М., 1999.

4. Айламазян А. М. Метод беседы в психологии. М.: Смысл, 1999.

5. АладьинА.А., ОлифировичН. И. Использование тренинговых психотехнологий в работе пси­холога с родителями // Психолог года. Мн., 2001. С. 125-129.

6. Александров А. А. Современная психотерапия: Курс лекций. СПб.: Академический проект 1997.

7. Алешина Ю. Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских па­рах с различным стажем семейной жизни. Автореф. дисс... канд. психол. наук. М., 1985.

8. Алешина Ю. Е., Гозман Л. Я.,Дубовская Е. М. Социально-психологические методы исследо­вания супружеских отношений. М., 1991.

9. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1994.

10. Алешина Ю. Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1987. № 2.

11. Амбрумова А. Г., Постовалова Л. И. Семейная диагностика и вопросы профилактики суи­цидального поведения // Проблемы профилактики и реабилитации в суицидологи: Сб науч тр. М., 1984. С. 62-77.

12. Андреева Т. В. Семейная психология. СПб., 2004.

13. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразо­вание ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994 Т. 15 № 1 С. 3-18.

14. Архиреева Т. В. Методика измерения родительских установок и реакций // Вопросы психо­логии. 2002. № 5. С. 144-153.

15. Бейкер К. Г. Теория семейных систем М. Боуэна// Вопросы психологии. 1991. № 6.

16. Бейтсон Г. Экология разума. М., 2000.

17. Белорусов С. А. Методика «Мое письмо о супруге» и ее психотерапевтическое использова­ние // Семейная психология и семейная терапия. 1998. № 3. С. 32-35.

18. Бене Е. Детский тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» // Семейная пси­хология и семейная терапия. 1999. № 2. С. 14-41.

19. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Л., 1992.

20. Берне Р. С, Кауфман С. X. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки. М., 2000.

21. Бодалев А. А., Столин В. В. О задачах научного психологического обеспечения службы се­мьи // Семья и формирование личности. М., 1981.

22. Бодалев А. А., Обозов Н. #., Столин В. В. О службе семьи // Психологический журнал 1981 Т. 2. № 4.

23. Борисовская О. Б. Использование системной семейной психотерапии в коррекционной ра­боте с детьми с особенностями развития // Семейная психология и семейная терапия. 1998. № 3. С. 44-47.

24. Боуэн М. Теория семейных систем. М., 2005.

25. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии СПб., 2001.

26. Бурменская Г. В., Захарова Е. И., Карабанова О. А. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. М., 2002.

27. Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирова­ние. Проблемы психического развития детей. М., 1990.

28. Варга А. Я., Драбкина Т.С. Системная семейная психотерапия. СПб., 2001.

29. Варга А. Я, Типы и структура родительского отношения. Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 1987.

30. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. М., 2003.

31. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. М., 1998.

32. Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей. М., 1997.

33. Волкова А. Н. Социально-психологические факторы супружеской совместимости. Автореф. дисс.... канд. психол. наук. Л., 1979.

34. Волкова А. Н., Трапезникова Т. М. Методические приемы диагностики супружеских отно­шений // Вопросы психологии. 1985. № 5.

35. Гаврилова Н. В. Нарушения функций семьи как объект социологического исследования // Семья как объект философского и социологического исследования. Л., 1994.

36. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.

37. Гозман Л. Я., Алешина Ю. Е. Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Вестник Московского университета. 1985. Сер. 14. Психология. № 4.

38. Голод С. И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. Л., 1984.

39. Гринсон Р. Р. Техника и практика психоанализа. М., 2003.

40. Грюнвальд Б. Б., Макаби Г. В. Консультирование семьи. М., 2004.

41. Гузеев Г. Г. Общая психологическая модель поведения семьи в процессе консультирова­ния // Современные исследования по проблемам учебной и трудовой деятельности ано­мальных детей: Тез. докл. / Под ред. И. Т. Власенко и др. М.: АПН СССР, 1990. С. 380-381.

42. Дейте Б. Жизнь после потери. М., 1999.

43. Дерманова И. Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. СПб., 2002.

44. Джеймс М. Брак и любовь. М., 1993.

45. Джонсон СМ. Психотерапия характера. М., 2001.

46. Дольто Ф. На стороне ребенка/ Пер. с фр. СПб., 1997.

47. ДомбровскийА., Велента Т. Кризис семьи // Семейная психология и семейная терапия. 2005. №3.

48. Духновский С. В. Психологическое сопровождение подростков в кризисных ситуациях. Кур­ган, 2003.

49. Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. Л., 1988.

50. Зелинская С. Ю., ТащеваА. И. WIPPF-опросникдля исследования личностных особеннос­тей, стратегий поведения в конфликте и «моделей для подражания» // Прикладная психо­логия. 2000. № 1. С. 64-76.

51. Изард К. Психология эмоций. СПб., 1999.

52. Имелинский К. Сексология и сексопатология. М., 1986.

53. Калмыкова Е. С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни // Вопросы психологии. 1983. № 3.

54. Катан Г. И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия. В 2 т. М., 1994.

55. Каприо Ф. Многообразие сексуального поведения. М., 1995.

56. Кемпински А. Меланхолия. СПб., 2002.

57. Кемпински А. Человек и невроз. М., 1997.

58. Кон И. С. Введение в сексологию. М., 1988.

59. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1980.

60. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Социодинамическая психиатрия. М., 2000.

61. Кочарян Г. С, Кочарян А. С. Психотерапия сексуальных расстройств и супружеских конф­ликтов. М., 1994.

62. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999.

63. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.

64. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М., 1991.

65. Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании. Киев, 2001.

66. Левкович В. П., Зуськова О. Э. Методика диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии. 1987. № 4.

67. ЛичкоА. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.

68. Лосева В. К. Рисуем семью. М., 1995. Серия «Психологическая помощь и консультирова­ние». Вып. 1.

69. Лосева В. К., Луньков А. И. Психосексуальное развитие ребенка. М., 1995.

70. Лунин И. И. Влияние семьи на формирование отклоняющегося полоролевого поведения ребенка. Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Л., 1987.

71. Маданес К. Стратегическая семейная терапия. М., 1999.

72. Майрамян Р. Ф. Семья и умственно отсталый ребенок. Дисс... канд. мед. наук. М., 1976.

73. Мак-Вильяме Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в кли­ническом процессе. М.: Класс, 1998.

74. Марковская И. М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия. 1999. № 2. С. 94—108.

75. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб., 2002.

76. Мастере У., Джонсон В., Холодны Р. Мастере и Джонсон о любви и сексе. В 2 т. СПб., 1991.

77. Медведская Е. И. Мы глазами детей. Экспресс-диагностика личностных особенностей млад­ших школьников: Пособие для практ. психологов, педагогов, социальных работников Мн., 1997.

78. Минухин С, Фишман Ч. Техники семейной терапии. М., 1998.

79. Мягер В. К, Мишина Т. М. Семейная психотерапия: Руководство по психотерапии. Л.: Ме­дицина, 1979.

80. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л., 1960.

81. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. М., 1999.

82. Навайтис Г. А. Опыт психологического консультирования супружеских конфликтов // Пси­хологический журнал. 1983. Т. 4. № 3.

83. Нартова-Бочавер С. К., Несмеянова М. И., Малярова Н. В., Мухортова Е. А. Ребенок в кару­сели развода. М., 1998.

84. Николе М., Шварц Р. Семейная терапия. Концепции и методы. М., 2004.

85. Обозов Н. Н. Семейно-брачные и родственные отношения // Психология межличностных отношений. Киев, 1990.

86. Обозов Н. Н., Обозова А. Н. Диагностика супружеских затруднений // Психологический журнал. 1982. Т. 3. № 2.

87. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995.

88. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1987.

89. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. М., 2003.

90. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение семьи и семейного воспитания. Курган, 2002.

91. Олейник Ю. Н. Исследование уровней совместимости в молодой семье // Психологический журнал. 1986. Т. 7. № 2.

92. Олифирович Н. И., Велента Т. Ф., Заеко (Зинкевич-Куземкина) Т. А. Общие принципы, виды и направления оказания психоогической помощи семье в кризисный период // Женщина. Образование. Демократия. Материалы 7-ой междун. Междисциплин, научно-практ. конф. Мн.: ЖИ Энвила, 2005. С. 184-186

93. Олифирович Н. И., Заеко (Зинкевич-Куземкина) Т. А., Велента Т. Ф. Психологическая по­мощь семье с детьми подросткового возраста // Психологическое здоровье в контексте раз­вития личности. Мат. 2-я международной научно-практ. конф. Брест: Изд-во БрГУ, 2005 С. 206-209.

94. Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Семейные кризисы: феномено­логия, диагностика, психологическая помощь. Москва; Обнинск, 2005.

95. Олифирович Н. И. Индивидуальное психологическое консультирование: Теория и практи­ка. Мн., 2005.

96. Осипова А. А. Общая психокоррекция. М., 2002.

97. Основы психодиагностики / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1987.

98. ОудсхоорнД. Н. Детская и подростковая психиатрия. (Приложение к журналу «Социальная и клиническая психиатрия».) М., 1993.

99. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия. М., 1994.

100. Пергаменщик Л. А., Гончарова С. С, Яковчук М. И. Преодоление психологических травм. Мн., 1999.

101. Пергаменщик Л. А. Кризисная психология. Мн., 2004.

102. Потемкина О. Ф. Психология сексуальности. М., 1993.

103. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Л., 1990.

104. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие. Самара, 1998.

105. Психологические тесты / Под. ред. А. А. Карелина: В 2 т. М., 2000. Т. 2.

106. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. М., 2002.

107. Психология семьи: Хрестоматия/ Редактор-составитель Д. Я. Райгородский. Самара, 2002.

108. Пэйдж С. Супружеская жизнь: путь к гармонии. М., 1995.

109. Пэпп П. Семейная терапия и ее парадоксы. М., 1998.

110. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1991.

111. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. М., 1994.

112. Ричардсон Р. Сила семейных уз. Руководство по психотерапии в помощь семье. СПб., 1994.

113. Романова Е. С, Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1991.

114. Рыбакова Н. А., Телишева Л. В., Малыхина Н. А. Психосоциальная работа с женщинами и семьями, ждущими ребенка. Псков, 2002.

115. Саймон Р. Один к одному. Беседы с создателями семейной терапии. М., 1996.

116. Самоукина Н. В. Симбиотические аспекты отношений между матерью и ребенком // Во­просы психологии. 2000. № 3.

117. Сандлер Дж., Дэр К., Холдер А. Пациент и психоаналитик: основы психоаналитического процесса. М., 1995.

118. Сатир В. Психотерапия семьи. СПб., 1999.

119. Семаго М. М. Консультирование семьи «проблемного ребенка» // Семейная психология и семейная терапия. М., 1998. № 1.

120. Семейная психотерапия: Хрестоматия / Под ред. Э. Г. Эйдемиллера, Н. В. Александровой, Юстицкиса В. СПб.: Питер, 2000.

121. Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психологического консульти­рования / Под ред А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1989.

122. Системная семейная психотерапия / Под. ред. Э. Г. Эйдемиллера. СПб., 2002.

123. азанауА. М. Этыка i пахалопя сямейнага жыцця: Практ. Мн., 1994.

124. Скиннер Р., КлинзДж. Семья и как в ней уцелеть / Пер. с англ. М., 1995.

125. Слепкова В. И. Полоролевая дифференциация брачно-семейных ориентации старшекласс­ников: Дисс. ... канд. психол. наук. Мн., 1990.

126. Слепкова В. И., Заеко (Зинкевич-Куземкина) Т. А, Практикум по психологической диагно­стике семейных отношений. Мн., 2003.

127. Собчик Л. Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных от­ношений: Практическое руководство. СПб., 2003.

128. Собчик Л. Я. Диагностика межличностных отношений. М., 1990.

129. Соколова Е. Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов между ро­дителями и ребенком и формирование аномалий личности. М., 1981.

130. Соколова Е. Т. Психотерапия: теория и практика. М., 2002.

131. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. Комплексная психологическая кор­рекция. М., 1988.

132. Спиваковская А. С, Черников А. В., Мясникова С. Н., Теперик Р. Ф. Модели социально-психологических тренингов для обеспечения эффективного контакта в работе с семьей //

Проблемы семьи и семейной политики. Вып. 3. М.: НИИ семьи, Министерство социаль­ной зашиты населения РФ, 1993. С. 142-159.

133. Старович 3. Судебная сексология. М., 1991.

134. Старшенбаум Г. В. Сексуальная и семейная психотерапия. М., 2003.

135. Столин В. В., Романова Т. Л., Бутенко Г. П. Опросник удовлетворенности браком // Вест­ник Московского Университета. Сер. 14. Психология. 1984. № 2. С. 54—60.

136. СтолинВ. В. Психологические основы семейной терапии// Вопросы психологии. 1982.№ 4.

137. Столин В. В. Семья как объект психологической диагностики и неврачебной психотера­пии // Семья и формирование личности. М., 1981.

138. Сысенко В. А. Устойчивость брака. М., 1981.

139. Тайсон Р., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург, 1998.

140. Тийт Э. Факторы риска, вызывающие расторжение брака// Социально-демографические исследования семьи в республиках Советской Прибалтики. Рига, 1980.

141. Тулина Н. В. Семья и общество: от конфликта к гармонии. М., 1994.

142. Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. М., 1995.

143. Филиппова Г. Г. Психология материнства. М., 2002.

144. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. М., 1999.

145. Фрейд А. Норма и патология детского развития. М., 1990.

146. Фрейд 3. Тотем и табу // Я и оно. Тбилиси, 1991. Т. 1.

147. Фурманов И. А., Аладьин А. А., Фурманова Н. В. Психологическая работа с детьми, лишен­ными родительского попечительства: Кн. для психологов. Мн., 1999.

148. Хайл-Эверс А., Хайгл Ф., Отт Ю., Рюгер У. Базисное руководство по психотерапии. СПб., 2002.

149. Хеши Дж. Необычайная психотерапия. Психотерапевтические техники Милтона Эрик-сона. СПб., 1995.

150. Хеплингер Б. Порядки любви. М., 2003.

151. Херсонский Б. Г., Дворяк С. В. Психология и психопрофилактика семейных конфликтов. Киев, 1991.

152. Холмогорова А. Б. Научные основания и практические задачи семейной психотерапии // Московский психотерапевтический журнал. 2002. № 1. С. 93-119.

153. Хоментаускас Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных от­ношений // Вопросы психологии. 1986. № 1.

154. Цветовой тест отношений: Методические рекомендации / Сост. Е. Ф. Бажин, Л. М. Эт-кинд. Л., 1985.

155. Черников А. В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. М., 2001.

156. ЧуйкоЛ. В. Браки и разводы. М., 1985.

157. Шерман Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии: Руководство. М., 1997.

158. Шиян О. А. Семья в пространстве преобразования // Семейная психология и семейная терапия. М., 1998. № 3.

159. ШнейдерЛ. Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. М., 2000.

160. Шутценбергер А. Синдром предков. М., 2001.

161. Эйдемиллер Э. Г. Особенности семейной психотерапии в подростковой психиатрической клинике // Психотерапия при неврозах и психических заболеваниях. Л., 1993.

162. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психоте­рапия: Учебное пособие для врачей и психологов. СПб., 2003.

163. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2000.

164. Ялом И. Когда Ницше плакал // Психотерапевтические истории. М., 2002.

165. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М., 1999.

166. Acker/nan N. The strength of family therapy. Selected papers of Natan Ackerman. New York: Brunner/Mazel, 1959.

167. Brown G. £., Monck E. et al. Influence of family life on the course of schizophrenic illness // British Journal of Prevention and Social Medicine. 1962. Vol. 16. P. 55-68.

168. FinkelhorD. The sexual abuse of children. Current Research Reviewed // Psychiatric annals. 1987. Vol. 17. P. 233-241.

169. FinkelhorD. Sexually victimized children. New York: Free Press, 1979.

170. Floyd H. H. Values assessment-comparison (VAC): A family therapy Technique. Family Therapy, 1982. IX (3). 280-288.

171. Hill R. Family development in the generations. Cambridge, MA: Schenkman. 1970.

172. Nazara-Aga I. Les manipulateurs et l'amour. Les Editions le PHomme, 2002.

173. Menninger R. Theory of Psychoanalytic Technique. New York: Basic Books, 1958.

174. Russell D., Finkelhor D. The gender gap among perpetrators of child sexual abuse // D. Russel (Ed.) Sexual exploitation: Rape, child sexual abuse and workplace harassment. Beverly Hills, CA: Sage, 1984.

175. Selvini-Palazzoli M., Boscolo L, Ceccin G., Prata G. Paradox and Counter Paradox. New York: Jason Aronson, 1978.

176. Stroeve M. et al. Broken hearts and broken bonds: Love and and death in histrorical perspective. American Psychologist. October 1992. 47 (10). 1205-1212.

177. Thorman G. Incestuous families. Springfield, IL: Charles Thomas, 1983.

178. Walsh F. The timing of symptoms and critical events in the family life cycle // H. Liddle (Ed.) Clinical implication of family life cycle. Rockville, Maryland: Aspen Publications, 1983.

179. WeinbergS. Incest behavior. Secaucus. New York: Citadel Press, 1976.

Техники организации беседы в семейной терапии - student2.ru Техники организации беседы в семейной терапии - student2.ru

Техники организации беседы в семейной терапии - student2.ru Техники организации беседы в семейной терапии - student2.ru Техники организации беседы в семейной терапии - student2.ru Техники организации беседы в семейной терапии - student2.ru

Приложение 2

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Чтобы у нас было больше времени для личной беседы, мы просим Вас отве­тить на следующие вопросы. Отметьте, пожалуйста, те утверждения, которые, как Вам кажется, относятся к Вашему ребенку. Если Вы не можете или не хо­тите отвечать на какие-то вопросы, то просто оставьте соответствующую гра­фу незаполненной. Вы можете быть уверены, что вся информация будет обра­батываться конфиденциально. Если у Вас возникнут какие-то замечания, внесите их в графу «Пояснения».

Наши рекомендации