Александр Николаевич Островский
(1823–1886)
Драма «Гроза» (1859)
Островский — основоположник национального театра
Традиционный театр | Театр Островского |
- театр не имел постоянной труппы профессиональных актеров; - спектакль ориентировался на одного ведущего актера; - отсутствовала режиссура, не было тесного взаимодействия между автором и постановщиком; - спектакль не был ориентирован на демократическую аудиторию (на народ) | - отстаивает принципы авторского театра; - организован по образцу театров У. Шекспира, Ж.-Б. Мольера, И.-В. Гете; - вводит постоянный состав труппы; - ориентирован на спектакль в целом и равенство всех ролей; - Островский становится одновременно автором и режиссером-постановщиком; - драматург пишет произведения с расчетом на их реальную сценическую постановку; - выводит на сцену купечество; - ориентируется на различные слои общества. Зритель из народа учится разбираться в жизни, искушенный зритель получает «целую перспективу мыслей, от которых не отделаешься»; - Островский делает театр истинно народным, создает для него типично русский репертуар |
А. А. Григорьев: «Театр как дело серьезное и народное начался у нас тоже недавно, начался настоящим образом с Островского» | |
И. А. Гончаров: «У нас есть свой русский, национальный театр. Он, по справедливости, должен называться: “Театр Островского”» |
История создания и постановки
Островский пишет «Грозу» с июня–июля по 9 октября 1859 г. |
Автор обращается к злободневным темам своего времени, показывая кризис патриархальных устоев жизни (тема «темного царства») и появление положительного, светлого начала, героини из народной среды (тема «горячего сердца») |
Премьера спектакля состоялась 16 ноября 1859 г. на сцене московского Малого театра и имела огромный успех. |
Опубликована в 1860 г. в журнале «Библиотека для чтения» |
Русская критика о драме
Н. А. Добролюбов «Луч света в темном царстве», 1860 г. |
Добролюбов считает, что «темное царство» порождает самодуров и их жертв: «В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца». Этот бунт исходит из глубин народной жизни. Героиня «не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябаньем, которое ей дают в обмен за ее живую душу». Критик замечает, что «жить в «темном царстве» хуже смерти» |
А. А. Григорьев «После “Грозы” Островского», 1860 г. |
В «Грозе» показаны фундаментальные начала народной жизни. Островский «не сатирик, а народный поэт. Слово для разгадки его деятельности не “самодурство”, а “народность”». Катерина и Кабанова представляют два полюса народной жизни |
Д. И. Писарев «Мотивы русской драмы», 1864 г. |
«Темное царство» порождает «карликов и вечных детей». «Первые делают зло активное, вторые — пассивное; первые больше мучают других, чем страдают сами, вторые больше страдают сами, чем мучают других». Героиня — не «луч света», она «вечный ребенок», который своим ужасным поступком, самоубийством, делает «последнюю и величайшую нелепость». Будущее — за Базаровым |
Символика названия
Композиционная роль | В первом действии начинает надвигаться гроза, когда Катерина упоминает о своей любви. В четвертом гроза предвещает гибель: «Уж ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет! Верно тебе говорю; потому знаю. Либо уж убьет кого-нибудь, либо дом сгорит, вот увидишь». Разражается гроза в кульминационной сцене признания Катерины |
Тихон | Называет грозой брань своей матери: «Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?» |
Кулигин | «Ну, чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а благодать!» В грозе таятся созидательные и разрушительные силы |
Дикой | «Гроза-то нам в наказание посылается…» |
Катерина | Боится грозы: «Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми». Гроза у героини ассоциируетсяс Божьей карой |
Сюжет и композиция
Действие первое | Действие начинается в «общественном саду на высоком берегу Волги» в городе Калинове. Дикой распекает своего племянника Бориса, который зависит от воли дяди. Кабанова с сыном Тихоном, дочерью Варварой и невесткой Катериной гуляют в саду. Мать все время упрекает Тихона и Катерину в нелюбви к ней. Хочет, чтобы сын был построже с женой. Катерина рассказывает Варваре о своем детстве, о прекрасной жизни с маменькой, о своем несчастливом положении в замужестве. Надвигается гроза |
Действие второе | Варвара признается, что знает о любви Катерины к Борису. Тихон уезжает, во время прощания Кабанова велит сыну дать приказания жене, как вести себя. Варвара дает Катерине ключ от калитки, чтобы девушка увиделась с Борисом |
Действие третье | Кабанова общается с Диким. Ночью в саду Варвара встречается с Кудряшом, Катерина и Борис объясняются в любви |
Действие четвертое | Тихон возвращается домой. Гремит гром, Катерина не может молчать о своем грехе, признается при всех, что она десять ночей встречалась с Борисом |
Действие пятое | Тихон рассказывает Кулигину, как любит жену и страдает в одиночестве. Варвара сбегает из дома. Катерина прощается с уезжающим в Сибирь по воле Дикого Борисом и бросается в Волгу. Тихон обвиняет мать в смерти жены, жалеет, что он сам остался жив |
Автор расширяет пространство сценического действия. События происходят в «Грозе» не только в комнатах, но и на природе, и эта природа становится неотъемлемой частью сюжета |
Система персонажей
«Темное царство» | Жертвы «темного царства» |
Самодуры, угнетатели. Своей властью подавляют все человеческое в окружающих. Представители косного, неподвижного», типа мышления: Кабаниха; Дикой | Катерина; Тихон; Борис; Варвара; Кулигин; Кудряш |
Главные герои
Катерина