Александр Николаевич Островский.

А.Н. Островский «Гроза»

Номинация:

Вид методической продукции: методическое пособие

Микрюкова Анастасия Юрьевна

преподаватель

Нижний Тагил 2016

Рассмотрена

Предметно-цикловой комиссией

Протокол № ___от ____________

Председатель ЦК

________________С.В. Савичева

СОГЛАСОВАНО

Методическим советом

Протокол № ___от ____________

Пояснительная записка

Данное пособие предназначено для проведения уроков литературы на первом курсе НТСК по теме «А.Н.Островский. «Гроза». Оно может использоваться как преподавателем для подготовки к занятиям, так и служить раздаточным материалом для студентов.

Цель

Задачами пособия являются:

1. помочь разобраться в понимании сложного идейно-филисофского
понимания произведения;

2. научить работать со сравнительными характеристиками героев;

3. научить самостоятельно строить высказывания.

Материал разбит на уроки, которые соответствуют изучаемым поурочным темам. Каждый урок завершается тестом из пяти вопросов, что позволяет выявить степень освоенности данного материала. При необходимости студент может самостоятельно повторить данный материал и оценить полученные знания. Помимо получения основополагающих знаний по изучаемому курсу, происходит отработка умений и навыков с помощью тестов и тренажеров.

Такая форма изложения материала позволяет проверить знания по отдельным частям урока, уроку целиком, теме, а в дальнейшем - по всему курсу; выявить слабые места в понимании предмета и стимулировать более глубокое его изучение; обучает самостоятельной работе с учебным материалом; позволяет подготовиться студенту к экзамену.

Данный материал имеется также в электронном варианте на сервере техникума и имеет свободный доступ.

Урок 1. Жизнь и творчество А.Н.Островского.

Цель урока— определить роль А.Н.Островского в истории русской литературы.

Задачи урока:познакомится с важнейшими фактами жизни и творчества писателя.

План урока:

1.А.Н.Островский.

2.Годы учебы.

3.Работа в суде.

4.Семейная жизнь.

5.Сотрудничество с журналами.

6.Общественная деятельность.

7.Создание народного театра.

8.Периодизация творчества.

9.Заключение.

Александр Николаевич Островский.

А.Н.Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве в районе Замоскворечье. Его отец, Николай Федорович, закончил сначала Костромскую духовную семинарию, а затем Московскую духовную академию, но от церковной службы отказался и большую часть жизни проработал в судебном ведомстве. Мать, Любовь Ивановна, умерла, когда Александру было 8 лет. Обстановка. В которой жил и воспитывался А.Н.Островский, способствовала его знакомству с бытом и нравами «третьего сословия»: клиенты отца, соседи по Замоскворечью, друзья были в основном купцы и мещане.

Учеба.

В 1835 году Александр поступил в Московскую губернскую гимназию. Особый интерес он проявил к литературе. Важным событием в его жизни стало появление в доме мачехи, баронессы Эмили Андреевны фон Тессин. Она уделяла большое внимание обучению детей музыке, иностранным языкам, светским манерам.

После окончания гимназии в 1840 году А.Н.Островский поступил на юридический факультет Московского университета, но проучился всего 3 года: помешало увлечение театром и литературным творчеством.

Служба.

В 1843 году А.Н.Островский поступил на службу писцом в Совестный суд, где рассматривались уголовные преступления и гражданские иски. В 1845 году он был переведен в Коммерческий суд. Здесь рассматривались в основном дела о несостоятельности и банкротстве. За время службы в суде, длившейся до 1851 года, А.Н.Островский много узнал о темных сторонах личной и деловой жизни купечества и мещанства.

Семейная жизнь.

В 1840-е годы А.Н.Островский увлекся простой мещанкой Агафьей Ивановной и в 1849 году ввел ее в дом на правах жены. Несмотря на разницу в воспитании и образовании, Агафья Ивановна внесла в его жизнь порядок и уют. Однако отец А.Н.Островского был против - он разорвал с сыном отношения и отказал ему в материальной помощи. К сожалению, все дети, рожденные в этом браке, умерли, а в 1867 году умерла и сама Агафья Ивановна.

Со второй женой, Марией Васильевной, А.Н.Островский прожил счастливо до самой смерти. У них было пять детей: Александр, Сергей, Любовь, Мария и Михаил.

Сотрудничество с журналами.

В начале 1850-х годов А.Н.Островский вошел в «молодую редакцию» журнала «Москвитянин». Его члены выступали за сохранение самобытности и народности искусства.

В конце 1850-х годов частые поездки из Москвы в Петербург, в связи с постановками в Александрийском театре, привели А.Н.Островского в новый литературный круг - салон И.И.Панаева. Здесь он познакомился с Л. Н.Толстым, И.С.Тургеневым, Ф.М.Достоевским и вошел в число авторов журнала «Современник». Долгие годы А.Н.Островский сотрудничал с ним, а после закрытия в 1866 году стал публиковать свои пьесы в журнале «Отечественные записки» (главный редактор Н.А.Некрасов).

Общественная деятельность.

14 ноября 1865 года А.Н.Островский вместе с композитором Н.Г.Рубинштейном, драматургом К.А.Тарновским и писателем В.Ф.Одоевским открыл в Москве Артистический кружок. Здесь проводились музыкально-литературные вечера, исполнялись пьесы, читались произведения и т.д.

Еще в 1863 году А.Н.Островский опубликовал в газете «Северная пчела» статью «Обстоятельства, препятствующие развитию драматического искусства в России» об излишней строгости цензуры и бесправии авторов. С целью решить эти проблемы под его руководством в 1874 году было создано Общество драматических писателей и оперных композиторов.

Создание народного театра.

В 1882 году А.Н.Островский направил в специальную Комиссию «Записку о положении драматического искусства в России в настоящее время», где высказал мнение о необходимости создания в Москве русского народного театра.

Ходатайство было удовлетворено, и А.Н.Островский приступил к осуществлению проекта. Однако завершить его не удалось. В 1885 году А.Н.Островского назначили заведующим репертуарной частью московских театров и начальником Театрального училища Императорских Московских театров, а 2 июня (14 июня) 1886 года он скончался за работой в своем кабинете в имении Щелыково.

Творчество А.Н.Островского заложило основы национального репертуара русского театра. В комедиях и социально-психологических драмах А.Н.Островский вывел галерею типов - от охваченных страстью к «деланию денег» своевластных жестоких купцов, чиновников, помещиков до многочисленных слуг, приживалок, богомольных странников («Свои люди -сочтемся!», 1849; «Бедность не порок», 1853; «Доходное место», 1856; «Гроза», 1859; «Горячее сердце», 1868; «Бешеные деньги», 1869; «Волки и овцы», 1875), показал трагедию одаренных, тонко чувствующих женщин («Бесприданница», 1878), судьбы людей из актерской среды («Лес», 1870; «Таланты и поклонники», 1881; «Без вины виноватые», 1883) и т.д. В творчестве А.Н.Островского запечатлен колорит русской жизни в многообразии типов и судеб. Бытовых и психологических оттенков, в смене общественных условий, в приверженности национальному укладу, в контрастах и самобытности национального характера; отражен нравственный идеал народа.

Периодизация творчества.

В творчестве А.Н.Островского можно выделить несколько периодов: 1847 -1851 года - А.Н.Островский ищет свою дорогу в литературе, пишет как "прозаические, так и драматические произведения. После выхода комедии «Банкрот» («Свои люди — сочтемся!») Н.В.Гоголь признает в нем «решительный талант».

1852 - 1855 года - А.Н.Островский активно сотрудничает с «молодой редакцией» журнала «Москвитянин». В это время он создает комедии «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок».

1856 - 1860-е годы - окончательно формируется мировоззрение и складываются творческие принципы А.Н.Островского - драматурга. Высшее достижение -драма «Гроза».

1861 - 1886 - происходит расширение тематики и проблематики произведений А.Н.Островского, усложняются художественные приемы. В это время появляются

пьесы: историческая хроника «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», сатирическая комедия «Лес», психологическая драма «Бесприданница».

Заключение.

В историю русской литературы и, шире, культуры А.Н.Островский вошел как создатель национального общественного театра. Решению этой задачи была посвящена его общественная и литературная деятельность. Главная заслуга А.Н.Островского - драматурга состояла в том, что он срастил русский театр с национальной почвой: в качестве предмета изображения выбрал быт тех слоев, которые сохранили исконно русский культурный уклад (купечество, мещанство), включил в текст своих пьес богатый фольклорный материал, создал уникальные по своей форме жанровые разновидности драмы.

Еще при жизни А.Н.Островский был признан классиком национальной драматургии: «Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь,- писал ему И.А.Гончаров. -Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский национальный театр. Он по справедливости должен называться «Театр Островского».

Итоговый тест к уроку «А.Н.Островский».

1. В каком районе Москвы родился и вырос А.Н.Островский?

A) Воробьевы горы
Б) Китай - город

B) Замоскворечье

2. В каком журнале в начале своей деятельности до 1856года сотрудничал А.Н.Островский?

A) «Москвитянин»
Б) «Современник»

B) «Отечественные записки»

3. Автором какой статьи является А.Н.Островский?

A) «Миллион терзаний»

Б) «Обстоятельства, препятствующие развитию драматического искусства в России»

B) «Луч света в темном царстве»

4. Какие сословия наиболее полно представлены в пьесах А.Н.Островского?

A) купечество, мещанство
Б) дворянство, духовенство

B) крестьянство, казачество

5. Кому принадлежат следующие высказывания?

А) «Пишет как талант — самородок, сплеча, не оглядываясь. И руководствуясь только вдохновением. А это не годиться и невозможно. Техника - другое вдохновение; вдохновение тогда, когда нет вдохновения... Но - талант, решительный талант». А) И.А.Гончаров
Б) «...Приветствую Вас, как бессмертного творца бесконечного строя поэтических созданий, от «Снегурочки», «Сна Воеводы» до «Талантов и поклонников» включительно, где мы воочию видим и слышим исконную, истинную русскую жизнь в бесчисленных, животрепещущих образах, с ее верным обличением, складом и говором...» Б) А.Н.Островский
В) «Театр с честным, художественным, здоровым народным репертуаром развивает народное самопознание и воспитывает сознательную любовь к отечеству...Мы должны начать сначала, должны начинать свою родную русскую школу, а не слепо идти за французскими образцами». В) Н.В.Гоголь

Урок 2. «Гроза». Нравы города Калинова

Цель урока- проанализировать созданный автором образ города Калинова и его жителей.

Задачи урока:углубить представления учащихся об уездном городе Калинове и его обитателях; в сжатой форме рассказать об основных событиях в пьесе Островского от лица действующих лиц; совершенствовать навыки самостоятельной работы над драматическим произведением.

План урока:

1. «Прообраз» города Калинова. История создания.

2. Поэзия города Калинова.

3. «Жестокие нравы» города Калинова.

4. Борьба «старого» и «нового» в калининском мире.

Поэзия города Калинова.

«Гроза» начинается с песни, которую исполняет механик - самоучка Кулигин «Среди долины ровныя, на гладкой высоте...». Кулигин - один из немногих жителей города, кто чувствует и понимает красоту природы: «Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса!<...>Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется».

Поэтическое и образное восприятие действительности характерно и для главной героини пьесы Катерины: «Отчего люди не летают! Отчего люди не летают так, как птицы?» Живописный пейзаж, песни, рассказы Катерины о детстве, ее сны - все это поэзия калиновского мира.

Словарь

Марфа - «наставница», «госпожа» Ханжа - лицемер, прикрывающийся показной добродетельностью, набожностью.

«Темное царство» - застойные явления, мертвящая форма жизни, характерные для российского общества накануне реформы 1861 года.

Заключение.

Город Калинов, в котором разворачиваются события в пьесе «Гроза», является собирательным образом российских провинциальных городов. Грубость, жестокость, насилие, лицемерие, невежество процветают среди его жителей. Чуткость к красоте природы, поэтическое, образное восприятие действительности, желание изменить жизнь в городе к лучшему характерны для немногих, но и оно сродни недовольству, а не противостоянию. И все же устои «темного царства» рушатся.

Итоговое тестирование по уроку «Нравы города Калинова»

1. Где разворачивается действие пьесы? А) на берегу Волги
Б) на берегу Оки
В) в районе Замоскворечья
2. Какую песню поет Кулигин в начале пьесы? А) «Не цветочек в поле вянет, нее былинка...»
Б) «Среди долины ровныя...»
В) «Вспомни, вспомни, моя любезная...»
3. Кого из героев можно назвать влиятельным лицом в городе? А) Феклушу
Б) Кулигина
В) Дикого
4. Кому из героев принадлежат следующие реплики? А) «Говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет православных, а солтаны землей правят...» А) Дикой
Б) «Знаю я, что вам не по нутру мои слова, да что ж делать-то, я вам не чужая, у меня об вас сердце болит...» Б) Феклуша
В) «Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланяюсь. Вот до чего меня сердце доводит: тут на дворе в грязи ему и кланяюсь; при всех ему кланяюсь» В) Кабаниха
5. О ком говорят герои пьесы? «Ты у нас антик, химик!» «Какой хороший человек! Мечтает себе и счастлив». «Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все». А) о Тихоне
Б) оКулигине
В) о Диком

Урок 3. «Гроза». Жертвы «темного царства».

Цель урока- дать характеристику жертвам «темного царства».

Задачи урока:проанализировать «говорящие» фамилии героев пьесы, выявить систему действующих лиц произведения, определить главные черты характера жертв «темного царства», их сходство и различие, установить причины.

План урока:

1. Кулигин

2. Ванька Кудряш

3. Варвара

4. Тихон

5. Борис

Кулигин

Мещанин Кулигин— талантливый и умный человек. Он чувствует и понимает красоту природы, знает «старинную» поэзию и часто в разговоре цитирует строчки из любимых произведений. Кулигин и сам умеет писать стихи: «По-старинному, сударь. Поначитался - таки Ломоносова, Державина...»- признается он Борису.

Кулигин - механик-самоучка, однако в голове у него не только мифический проект - изобретение вечного двигателя. Он обладает реальными техническими знаниями и мог бы сделать для города много полезных вещей, но у него для этого нет денег.

Кулигин прекрасно видит недостатки калиновского общества, однако не считает нужным вступать с ним в открытую борьбу: «Лучше уж стерпеть». У него нет сил и мужества, чтобы преодолеть навязанные с детства стереотипы.

Словарь

Кулигин — фамилия героя намекает на реальное лицо - ученого И.П. Кулибина (1735-1818). Кроме того слово «кулига» раньше употреблялась в значении «болото».

Мещанин — человек, принадлежавший к городскому ремесленно - торговому слою населения, а с 1775 г. - официальное название лиц, главным образом из городской мелкой буржуазии, составлявших в дореволюционной России особое сословие, ниже купеческого.

Ванька Кудряш

Конторщик Ванька Кудряш отличается от других героев пьесы веселым и бойким нравом. Он служит у Дикого, причем нисколько его не боится: «Это он вам страшен-то, а я с ним разговаривать умею... Я грубиян считаюсь: за что же он меня держит? Стало быть я ему нужен. Ну, значит, я его не боюсь, а пущай же он меня боится».

Кудряш смышлен и остер на язык. «Эх, Борис Григорьевич, бросить надо-ть!-советует он Борису, узнав, что тот полюбил замужнюю женщину.- Ведь это значит, вы ее совсем погубить хотите... Положим, хоть у нее муж и дурак, да свекровь больно люта».

Идеал Кудряша - веселая, свободная, сытая жизнь, и ради нее он готов на все.

Варвара

Дочь Кабанихи Варвара- веселая, жизнелюбивая девушка. Как и ее друг, Ванька Кудряш, она приспособилась к порядкам калининского общества и живет в свое удовольствие по принципу «делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».

Варвара хорошо относится к Катерине, но совершенно не понимает ее сомнений и переживаний по поводу чувств к Борису. Она откровенно делится жизненным опытом с главной героиней, не задумываясь о последствиях: «И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Причем, ее обман распространяется даже на личные отношения с Кудряшом. В сцене свидания эта пара представлена как холодная, сдержанная, которая встречается не потому, что любит, а потому что так делают все.

В конце пьесы Варвара бежит с Кудряшом из родительского дома в поисках хорошей жизни, однако вряд ли ее мечте суждено сбыться. Возможно, что в старости, Варвара станет такой же как Кабаниха.

Словарь Варвара— от рус. глагола «варварить» - кутить, гулять

Тихон

Сын Кабанихи Тихон- недалекий, хотя и не злой человек. Он по-своему любит Катерину, жалеет ее, учит, как ужиться со свекровью. Тихон не понимает, что его душевная неразвитость, слабоволие делают ее жизнь еще более невыносимой.

Забитый укорами матери, Тихон мечтает вырваться из семейного ада и пуститься в разгул. Только после гибели Катерины он решается открыто сказать то, о чем думает: «Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы...».

Впрочем, зная о своем малодушии, Тихон не испытывает иллюзий насчет будущего: «Хорошо тебе, Катя. А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»

Словарь Тихон - от греч. спокойный

Борис

Племянник Дикого Борис по своему рождению и воспитанию не принадлежит к калиновскому миру. Раньше он жил и учился в Москве, а в Калинов приехал, чтобы получить наследство, и чувствует себя здесь чужим: «Эх, Кулигин, больно трудно мне здесь без привычки-то! Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им...»

Своим внешним обликом и речью (он закончил Коммерческую академию) Борис не похож на других жителей города, однако признает над собой власть местных законов.

Полюбив замужнюю женщину, Борис не думает о будущем: «Ну, что об этом думать, благо нам теперь-то хорошо». Он, как и Тихон, слаб и безволен, на нем, как и на Тихоне лежит вина за гибель Катерины.

Заключение

Кулигин, Ванька Кудряш, Варвара, Тихон, Борис - герои, которых объединяет не только общественное положение (они зависимы от других людей), но и черты характера: они безвольны, малодушны и ради хорошей жизни готовы пойти на компромисс с совестью.

Итоговый тест по уроку «Жертвы «темного царства».

1.Каких поэтов любил цитировать Кулигин?

A) М.В.Ломоносова, Г.Р. Державина

Б) В.А. Жукова, К.Н, Батюшкова

B) А.С, Пушкина, М.Ю. Лермонтова

2. Кому из героев пьесы А.Н.Островского «Гроза» дал следующую характеристику Н.А. Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве»?

«Словом, он один из тех весьма нередких людей, которые не умеют делать того, что понимают, и не понимают того, что делать... Образование отняло у них силу делать пакости - правда; но оно не дало ему силы противиться пакостям, которые делают другие...»

A) Кулигин

Б) Кудряш

B) Борис

3. Зачем Борис приехал в Калинов?

A) Помочь дяде в делах

Б) Увидеться с родственниками

B) Получить наследство

4. Кому из героев принадлежат следующие реплики?

А) «Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?» А) Кулигин
Б) «Мало ли у нас парней на мою стать, а то бы мы его озорничать — то отучили...» Б) Тихон
В) «Что ж делать-то, сударь! Надо стараться угождать как-нибудь». В) Кудряш

5. Между кем из героев происходит следующий диалог? «Да ведь уж коли чему быть, так и дома не спрячешься. -Да все - таки лучше, все покойнее; дома-то я к образам — да Богу молиться»

A) Между Варварой и Тихоном

Б) Между Варварой и Катериной

B) Между Варварой и Кабанихой

Урок 4. «Гроза». Образ Катерины.

Цель урока- дать всесторонний анализ главного женского образа в пьесе «Гроза».

Задачи:выявить историко-литературные предпосылки создания образа, дать характеристику нравственно-психологическому облику героини, обозначить место Катерины среди действующих лиц пьесы, рассмотреть критические высказывания современников А.Н.Островского, определить значение образа Катерины в творчестве драматурга.

План урока:

1. Положение женщины в России.

2. Эпоха перемен.

3. Мечта Катерины.

4. Искренность и честность.

5. Образное восприятие действительности.

6. «Горячее сердце».

7. Внутренний и внешний конфликт.

8. Герои произведения: Катерина, Кабаниха, Варвара, Борис и Кулигин.

9. Проблемы христианской этики.

10. Катерина в оценке русской критики.

11. Значение образа в творчестве А.Н.Островского.

Словарь

Художественный образ - особая форма восприятия действительности. Образ передает реальность и в то же время создает новый вымышленный мир, который воспринимается нами как существующий на самом деле. Говоря о художественных образах, чаще всего имеют в виду героев произведений.

Словарь

«Домострой» - памятник русской письменности XVI века, представляющий собой свод правил семейного быта. Книга состоит из трех частей: 1 часть устанавливает правила религиозной морали и учит «како веровати» и «како царя чтити»; 2 - посвящена «мирскому строению» и учит «како житии с женами и с детьми и домочадцами»; 3 - «о домовом строении» - нормирует домашнюю жизнь и хозяйство. Идеалом всякого хозяйства, по «Домострою». Является скопидомство (накопительство), которое должно привести к накоплению богатства. Что достижимо при условии единовластия главы семьи. Такой идеал семейного уклада держался на Руси чрезвычайно долго.

Эпоха перемен.

Пьеса «Гроза» создавалась в предреформенные годы. Это была эпоха политических, экономических и культурных перемен. Преобразования затронули все слои общества, в том числе среду купечества и мещанства. Рушился старый уклад жизни, уходили в прошлое патриархальные отношения - люди должны были приспосабливаться к новым условиям существования.

В литературе середины XIX века также происходили изменения. Особую популярность в это время приобрели произведения, главными героями которых были представители низших классов. Они интересовали писателей прежде всего как социальные типы. Между тем назревала потребность в герое, соотносимом с привычным положительным героемпредшествующей литературы,- дворянским интеллигентом. Существовали сомнения: может ли простонародный быт дать почву для героического характера? Ответом на этот вопрос стала пьеса «Гроза» А.Н.Островского.

Словарь

Герой литературный - действующее лицо в литературном произведении. По степени участия в ходе событий и по степени близости автору герой может быть «главным» и «второстепенным».

Мечта Катерины.

Уже первое появление Катерины на сцене располагает к ней читателей (зрителей). Разговаривая с Варварой, сестрой нелюбимого мужа, она делится с ней своей мечтой: «Отчего люди не летают!., говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела...» Катерина говорит языком русских народных песен. Ее речь напевна, протяжна. Именно в устном народном творчестве птица - это символ свободы. И героиня вторит ему: она, как птица в клетке в доме Кабановых.

Из дальнейшего разговора Катерины с Варварой становится понятно, почему Катерина предпочитает воображаемый мир реальному. Когда-то, еще не так давно, она жила в родительском доме, и тогда все было по-другому: «Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю».

Искренность и честность.

По мнению Варвары, нынешняя жизнь Катерины ничем не отличается от прошлой. Однако Катерина не согласна: прежней она осталась только внешне. Жизнь в доме Кабановых лишена живого, искреннего чувства: «Да здесь все как будто из-под неволи».

И Варвара, и Тихон только делают вид, что верят в незыблемость правил Домостроя. Очень многое в их поведении основано на притворстве и обмане. Варвара прямо говорит об этом: «У нас вес дом на том держится. И я обманщицей не была, да выучилась, когда нужно стало». Катерина не умеет обманывать: «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу». Не любит она, когда это делают и другие.

Образное восприятие.

Для Катерины характерно поэтическое, образное, романтическое восприятие действительности. Именно поэтому так много значат в ее жизни сны: «Ночью мне, Варя, не спится, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубит меня, точно голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя ,как прежде, райские деревья да горы, а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо, и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду...», - так, может быть, сама того не желая, она мечтает о большой любви.

Варвара, однако, прекрасно понимает: «А ведь ты, Катя, Тихона не любишь». И Катерина вынуждена сознаться, что любит не мужа, а другого человека.

Горячее сердце».

Катерина обладает не только развитым воображением, но и «горячим сердцем». Она говорит об этом Варваре в начале пьесы: «Такая уж я зародилась горячая...».

Впоследствии Катерина поясняет свою мысль: «Эх, Варя, не заешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так и не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!»

Внутренний конфликт.

Слова Катерины о Волге оказались пророческими. Она отказывается притворяться перед собой - отсюда знаменитый монолог с ключом: «Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его!»

А затем, не побоявшись людского суда, признается в этом другим: «Ах! Ад! Ад! Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихон! Грешна я перед богом и перед вами!»

Интересно, что о своей гибели Катерина говорит на продолжении всей пьесы. Причина в неясном для самой Катерины ощущение кризисное™ бытия: прежние моральные принципы устарели, а новые она не может воспринять иначе, как грех.

8. Внешний конфликт.

Как и другие герои пьесы, Катерина выросла в патриархальном мире. Тем не менее по своему характеру и поведению она им противостоит.

С Кабанихой Катерину сближает бескомпромиссность, нравственный и религиозный максимализм. Однако, Кабаниха - блюститель окостеневших форм старого уклада, ее поведение в семье и обществе лицемерно, она ханжа. Катерина, напротив, действует вопреки установленным обществом правилам, ложь для нее неприемлема.

Неумение и нежелание обманывать отличат Катерину от Варвары. Дочь Кабанихи не хочет жить так, как ее мать, но в отличие от Катерины, не считает нужным открыто посягать на устои «темного царства» и приспосабливается к ним. Борис, как и Катерина, способен на глубокое сильное чувство. Однако он не может защитить свою любовь, пойти против Дикого, от которого зависит его материальное благополучие. Борису не хватает решительности и смелости,-качеств, которые есть у его возлюбленной.

Похож на Катерину и механик-самоучка Кулигин. Как и Катерина, это натура творческая, поэтическая. Он чувствует и понимает красоту природы, знает старинную поэзию. В то же время Кулигин - мечтатель, проекты которого обречены на неудачу. В его сознании, как и в сознании других жителей города, большую роль играют старые «домостроевские» представления о жизни.

Заключение.

Пьеса «Гроза» посвящена судьбе русской женщины из купеческой семьи в переходную эпоху. В образа Катерины Кабановой А.Н.Островский воплотил народный героический характер. Поэтическое, образное восприятие действительности, «горячее сердце», честность - таковы основные черты ее нравственно - психологического облика.

Как и другие герои пьесы, Катерины выросла в патриархальном мире. Тем не менее, по своему характеру и поведению она противостоит им. Несмотря на то, что Катерина искренно верит в бога, она нарушает его заповеди: когда изменяет мужу и когда совершает самоубийство.

Душевные качества Катерины во многом определяют ее судьбу. Стремление к свободе и самостоятельности приходит в неразрешимое противоречие не только с косой силой ее окружения (внешний конфликт), но и с собственными представлениями о долге (внутренний конфликт). Катерина не может найти выхода из сложившейся ситуации и совершает самоубийство.

По поводу главной героини «Грозы» современники А.Н.Островского высказывали противоречивые мнения. Полемика свидетельствовала об актуальности и новизне образа, появление которого было результатом художественного анализа действительности и творческой эволюции драматурга.

Итоговый тест к уроку «Образ Катерины»

1. К какому сословию принадлежит главная героиня «Грозы» А.Н.Островского?

A) Купечеств

Б) мещанство

B) крестьянство

2. О чем рассказывает Катерина в первом разговоре с Варварой?

A) о своей любви к Борису

Б) о своей жизни в родительском доме

B) о своей жизни в доме мужа

3. Кому из героев принадлежат следующие реплики?



А) «Ох, грех тяжкий! Вот долг ли согрешить-то! Разговор близкий к сердцу пойдет, ну и согрешишь, рассердишься. Нет, мой друг, говори, что хочешь про меня. Никому не закажешь говорить: в глаза не посмеют, так за глаза станут». А) Дикой
Б) «Не говори ты мне об ней, не тирань ты моего сердца! Ах, беда моя, беда! (плачет) Куда мне, бедной деться? За кого мне ухватиться? Батюшки мои, погибаю я!» Б) Кабаниха
В) «Вот жизнъ~то! Живем в одном городе, почти рядом, а увидишься раз в неделю, и то только в церкви либо на дороге, вот и все! Здесь что вышла замуж, что схоронили - все равно...» В) Катерина
Г) «Понимаю я это: да что же ты мне прикажешь с собою делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить - обругаю...» Г) Борис

5. В какой последовательности происходят события пьесы?

Рассказ Катерины о детстве. 1.

Публичное покаяние Катерины. 2.

Свиданье Катерины с Борисом. 3.

Знакомство читателей с Кулигиным. 4.
Прощанье Катерины с Тихоном. 5.

5. Кому из критиков принадлежит следующая характеристика Катерины? И «В Катерине мы видим протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу».

А) Д.И.Писареву

Б) Н.А.Добролюбову

В) В.Г.Белинскому

Урок 5. Художественное своеобразие пьесы «Гроза».

Цель урока- рассмотреть художественное своеобразие пьесы «Гроза» (особенности композиции, конфликта, пейзажа, символики, жанра) и определить в чем заключалось новаторство А.Н.Островского.

План урока:

1. Композиция.

2. Конфликт.

3. Пейзаж.

4. Символика.

5. Жанр.

Композиция.

Композиция - это «построение» художественного произведения, взаимная соотнесенность и расположение всех составляющих его частей. Она зависит от авторской концепции (идеи) и обладает содержательной значимостью.

Композиция литературного произведения включает расстановку персонажей (систему образов), событий, способов повествований, деталей, стилистических приемов, вставных новелл, лирических отступлений. Чаще всего композиция бывает основана на принципе варьирования (подобия) или на принципе противопоставления (антитезы).

Антитеза - противопоставление явлений, понятий, контрастных образов.

Конфликт.

Конфликт в «Грозе» двуплановый: внешний и внутренний. Внешний конфликт обнаруживается на уровне отношений героев: между Катериной и Кабанихой, Борисом и Диким и т.д. Внутренний конфликт происходит в душе Катерины: между ее стремлением к свободе и самостоятельности и нравственным и религиозным долгом.

Пейзаж.

Важную роль в «Грозе» играет пейзаж, описанный в ремарках и диалогах действующих лиц. Он создает в пьесе особую роль эмоциональную атмосферу: трагические события в городе Калинове не случайно разворачиваются на живописном берегу Волги. Кроме того, отношения к природе (понимание ее красоты) служит критерием оценки героев.

Пейзаж - описание, изображение природы в литературном или музыкальном произведении.

Символы.

Большую роль в пьесе играют символы. Символично уже само название: гроза - это 1) природное явление; 2) для Катерины - это символ божьего наказания; 3) для жителей Калинова - символ грядущих перемен.

Символическим образом в пьесе являются Феклуша (символ «темного царства») и сумасшедшая барыня (символ расплаты за грехи).

Символ - художественный образ, обладающий несколькими значениями, ассоциативно связанными между собой и зависящими от контекста.

Жанр.

Чаще всего исследователи определяют жанр «Грозы» как социально-бытовую драму (так считал А.Н.Островский). В то же время существует мнение, что по своим жанровым признакам «Гроза» больше напоминает трагедию. На это указывают: исключительный по своим нравственным качествам герои (Катерина); неразрешимый характер конфликта, обусловленный столкновением исторических эпох (патриархальный мир и Новое время); трагический конец (самоубийство).

Драма - один из трех основных родов литературы (наряду с эпосом и лирикой), представляющий собой произведения, построенные обычно в форме диалога и предназначенные для исполнения актерами на сцене;

один из основных жанров, видов литературы, изображающий жизнь человека в его остроконфликтных, но не безысходных (в отличие от трагедии) отношениях с обществом или с самим собой.

Трагедия - драматическое произведение, в котором изображаются трагические явления действительности. Конфликт в трагедии имеет неразрешимый характер, поэтому произведение обычно заканчивается гиб<

Наши рекомендации