Основные показатели КОТ

Основным показателем теста, позволяющим дать интегральную оценку интеллекта, является количество правильных ответов, данных за 15 минут (стандартное время выполнения теста). Результат испытуемого следует сравнить с имеющимися данными по соответствующим возрастным и профессиональным группам (как уже отмечалось, русскоязычных популяционных норм для КОТ пока нет). В дополнение к руководству к тесту можно использовать таблицы 1-3.

Таблица 1 Результаты выполнения теста КОТ учащимися средней школы
Контингент сред. ст. откл
5 класс. (Москва) 9,5 3,6
6 класс школы-интерната (Воронеж) 6,9 5,3
6 класс языковой гимназии (Воронеж) 17,2 4,6
7 класс (класс коррекции, Воронеж) 6,4 2,1
7 кл. (спецшкола, девиантные подростки, Московская обл.) 7,9 3,5
7 класса (Черкесск) 11,7 4,0
7 класс. (Москва) 12,3 4,6
7 класс гимназии (Москва) 20,4 3,8
8 класс (Тюменская обл) 10,0 3,8
8 класс (Московская обл.) 14,9 4,8
8 гимназический класс (Московская обл) 18,2 2,8
9 класса (Москва) 17,5 4,5
9 класс (Московская обл.) 18,0 4,4
9 класс лицея при МФТИ 25,6 6,2
10 класс гимназии (Москва) 19,6 4,5
10 класс гуманитарного лицея (Москва) 23,3 4,4
11 класс (Воркута) 18,5 4,4
12 класс вечерней школы (Москва) 18,0 4,3
Таблица 2 Результаты выполнения теста КОТ учащимися высших, средних специальных, профессиональных учебных заведений и курсов
Контингент сред. ст. откл
учащ. ПТУ, спец. столяр-плотник (Москва) 11,7 4,8
учащ. ПТУ, спец. бухгалтер (Москва) 12,3 3,7
учащ. медучилища (Минск) 18,5 4,2
учащ. колледжа, спец. бухгалтер (Москва) 18,6 2,6
студенты мед. ин-та (Караганда) 20,2 6,9
курсанты Суворовского училища 21,3 3,6
студенты Института туризма (Москва) 22,9 7,4
студенты МАТИ, спец-ть менеджмент 23,4 4,3
студенты Пед. ин-та, ф-т начального образования (Тюмень) 23,9 2,1
студенты ф-та дизайна Худож. академии (Минск) 24,4 4,0
студенты ИППиП 25,6 6,7
студенты пед. ин-та, физ-мат. факультет (Тюмень) 25,8 3,5
студенты МГУ, геологический факультет 27,0 5,3
студенты МИФИ 28,3 5,2
учащ. курсов "Эффективный менеджер" (Московская обл.) 30,2 7,9


Таблица 3 Результаты теста КОТ у представителей различных профессиональных и социальных групп
Контингент сред. ст. откл
работники Мосэнерго 15,9 4,8
фотомодели 16,5 4,8
безработные (жен.) (Самара) 17,0 5,0
безработные (Москва) 17,8 7,1
торговые агенты (Москва) 17,8 4,1
бортпроводники (Москва) 18,5 4,9
секретари, экспедиторы АООТ (жен.) (Тюменская обл.) 18,9 1,9
врачи (разные города) 20,3 7,3
актеры, озвучивающие телефильмы (Москва) 20,5 7,1
работники таможенного поста (Белгород) 21,6 5,0
менеджеры, руководство АООТ (муж.) (Тюменская обл.) 24,0 3,0
работники НИЦ металлургического комбината (Моск. обл.) 25,6 6,6
работники страховой компании. (Москва) 26,6 7,0
комментаторы ТВ (прямой эфир) (Москва) 29,0 9,2
менеджмент издательств (Москва, Санкт-Петербург) 29,8 7,2
руководители собственных фирм (муж.) (Москва) 33,2 4,9

Следует отметить, что представленные в них данные получены на группах от 10 до 40 человек (тестирование проводили студенты) и не могут считаться полноценными тестовыми нормами.

Результат испытуемого, укладывающийся в интервал M + - sigma , где М - среднее по группе, а sigma - стандартное отклонение, следует признать соответствующим возрастной или профессиональной норме (его показывают около двух третей испытуемых в данной популяции).

Дополнительные диагностические возможности появляются тогда, когда после выполнения заданий на время испытуемому предоставляется возможность закончить задание без учета времени (для раздельного подсчета заданий выполненных за 15 минут и без учета времени целесообразно через 15 минут заменить испытуемому ручку, использовав для замены другой цвет). При этом появляются возможности как для элементов структурного анализа интеллекта, так и для учета таких показателей, как дополнительно затраченное на решение время и количество дополнительно решенных заданий, которые дают возможность косвенно оценить мотивацию испытуемого.

Структурная оценка интеллекта на основе КОТ затруднительна в связи с разным количеством заданий, соответствующим разным аспектам интеллекта и их разной сложностью, но в некоторых случаях возможна. Однако следует учесть, что подобные данные недостаточно надежны и могут использоваться лишь для самой приблизительной оценки. Целесообразно выделение следующих типов заданий, которые ориентированы преимущественно на выявление одного из факторов в структуре интеллекта.

1. Значение слов и фраз (20 заданий, возможно выделение заданий со словами и с фразами) - вербальный фактор

2. Математические последовательности (4 задания) - числовой фактор, низкий уровень сложности.

3. Математические задачи (13 заданий) - числовой фактор, средний и высокий уровень сложности.

4. Логические задачи (4 задания) ближе всего к общему интеллекту (по Спирмену), причем представленный заданиями относительно высокого уровня сложности.

5. Пространственные задачи (4 задания) - пространственно-символической фактор.

6. Осведомленность (3 задания).

7. Внимание (2 задания).

Для каждого типа задания подсчитывается количество заданий, решенных верно, решенных неверно (с ошибкой) и пропущенных (ответ не был дан) - см. ниже пример подсчета; пропущенные ответы можно объединить при подсчете с решенными неверно. Поскольку количество заданий для большинства типов невелико, то, как правило, имеет смысл оценивать лишь соотношение вербального и числового фактора, представленного относительно большим количеством заданий; содержательно оценивать уровень развития других факторов имеет смысл лишь при нулевом или 100%-ном результате по данному фактору.

Наши рекомендации