Глава VI. Психологическое обеспечение внедрения инноваций
непредвиденных трудностей; низкий уровень притязаний; установка типа «проще купить за границей», являющаяся следствием неверия в отечественную технику.
Для того чтобы нововведение было успешным, при его внедрении, по мнению Н. А. Ильиной, необходимо учитывать следующие моменты:
1. Руководитель и члены коллектива должны четко представлять
себе, что и когда будет произведено. Должен быть проведен коллек
тивный анализ возможных вариантов нововведения, сформирован
поэтапный план внедрения, а также четко представлены их послед
ствия (например, разделение труда, оплата, расстановка и подчинен
ность кадров и т, д.).
2. Должна быть проведена оценка степени готовности коллекти
ва к изменениям и участию в инновациях. Как известно, к успеху
ведет хороший социально-психологический климат в коллективе.
Столь же важна информация о спектре неудовлетворенности работ
ников основными условиями их деятельности. Таким образом, ва
жен диагноз потенциала внедрения нового в коллективе - диагноз
подготовленности коллектива предприятия. В социально-психоло
гическом плане это выражается в сотрудничестве подразделений,
единстве целей в коллективе, уровне развития микроколлективов,
понимании недостатков старой организационной структуры, поло
жительной установке на новые функции и статус, опыте адаптации
к новым условиям.
3. Должны соблюдаться условия поэтапности реорганизации. Это
снижает риск и потенциальную отторгаемость нововведений.
4. Способствует нововведениям поддержка реорганизации «клю
чевыми» людьми организации, а также привлечение к этому нефор
мальных лидеров.
5. К успеху ведет широкое привлечение персонала, работающего
во всех подразделениях организации. Действительно, если человек
внес свой вклад в организационную перестройку, он становится ее
сторонником и защитником. Особенно тщательно необходимо рабо
тать с людьми тех подразделений, эде готовится реорганизация. При
этом нет необходимости задействовать в этом процессе всех без ис
ключения членов коллектива, так как столь широкий подход ведет к
размыванию личной ответственности,
Организационная социальная психология
6. Необходимым условием является информированность коллек
тива о подготовке и реализации нововведения, особенно при органи
зации управленческих нововведений. Отрывочные сведения быстро
приобретают форму слухов. Таким образом, чем больше вопросов
будет решено на подготовительной стадии, тем успешнее будет про
ведена реорганизация.
7. При планировании нововведений необходимо и планирование
риска. Риск - это действие в ситуации неопределенности, непредви
денности. Риск - это затрата усилий и средств при неопределенном
соотношении выигрыша и потерь. Это проблема прежде всего соци
альная, даже при технических нововведениях. Для конкретного чело
века, в особенности руководителя, это взятие на себя ответственно
сти за его осуществление. Склонность к риску представляет собой
довольно устойчивую характеристику индивида и связана с такими
личностными чертами, как импульсивность, независимость, стрем
ление к успеху, склонность к доминированию. На рисковое поведе
ние оказывает влияние также и культура и социальные условия.
Люди, уверенные в себе, чаще идут на риск, т. к. не боятся «потерять лицо» при проигрыше. Практика показывает, что успешные предприниматели рискуют умеренно.
Антиподом риска являются гарантии. Выделяют гарантии достижения (рассчитаны на успех) и гарантии компенсации (рассчитаны на неудачу).
Как уже отмечалось, риск при внедрении организационных нововведений составляет около 50%.
В период внедрения нововведений в большинстве коллективов имеют место улучшение взаимоотношений работников по горизонтали, снижение конфликтности, рост внутригрупповой сплоченности, т. е. в сфере взаимоотношений проявляется своеобразная компенсация общей напряженности. Однако следует помнить, что все это происходит в ближайшем окружении, в неофициальных подгруппах. При этом может активизироваться межгрупповое взаимодействие, связанное с межгрупповой оппозицией и конфронтацией отдельных групп, чьи интересы могут быть затронуты в ходе реорганизации. Таким образом, ситуация нововведения выявляет структуру группы и активизирует происходящие в ней процессы. В этот период взаимоотношения между подчиненными и руководством могут ухудшиться, увели-