Структура деятельности
Подходы к анализу структуры деятельности (А.Н. Леонтьев, Ю.Б. Гиппенрейтер, К.К. Платонов, Н.П. Ерастов, В.Д. Шадриков, Б.Ф.Ломов).
Выделение компонентов деятельности на основе анализа разных концепций (Б.Ф.Ломов). Компоненты деятельности и их характеристика: мотив, цель, планирование, переработка текущей информации, оперативный образ (и концептуальная модель), принятие решения, действия, проверка результатов, коррекция действий. Компоненты действия: ориентировочный, контрольный и исполнительный (П.Я. Гальперин). Механизмы регуляции действий и операций.
Отличительные особенности совместной деятельности. Проявление компонентов деятельности в совместной деятельности.
Физиологические механизмы регуляции деятельности. Теория построения движений в физиологии активности: модель потребного будущего, двигательная задача, обратная связь, сенсорные коррекции, уровни построения движений (Н.А.Бернштейн). Теория функциональных систем: афферентный синтез информации, принятие решения с формированием акцептора результатов действия, реализация принятого решения, сличение результатов с акцептором результатов действия (П.К.Анохин). Соотношение физиологических схем активности организма с психологической структурой деятельности.
Умения, навыки, привычки
Умение как несовершенный уровень выполнения действия и умение как гибкое использование знаний и навыков (Б.Ф.Ломов). Навыки и их виды. Привычки и их виды (К.К.Платонов).
Освоение деятельности. Роль знаний в освоении деятельности. Условия формирования навыков (Н.А. Бернштейн, П.Я. Гальперин, К.К.Платонов). Влияние ориентировки в задании на формирование умений и навыков. Упражнения и кривые упражнений. Значение контроля в овладении действиями и операциями. Взаимодействие навыков. Этапы развития навыков и умений (К.К.Платонов).
Влияние индивидуальных особенностей субъекта на формирование навыков и умений.
Стиль деятельности
Понятие о стиле деятельности. Подходы к характеристике стиля (Е.А.Климов, В.С.Мерлин, В.А.Толочек, М.Р.Щукин).
Структура стиля. Основные стороны стиля и их характеристика. Операционально-процессуальная сторона стиля. Результативная сторона стиля. Внутренние условия стиля и их определяющая роль в его структуре. Проявление разноуровневых свойств интегральной индивидуальности в стиле. Интелектуальные характеристики и опыт в системе внутренних условий стиля. Отражение субъектом внешних условий и требований деятельности. Механизмы, обеспечивающие приспособление индивидуальных возможностей субъекта к требованиям деятельности.
Полисистемная характеристика стиля (Б.А.Вяткин, М.Р.Щукин). Функции стиля.
Проблема развития стиля деятельности. Изменения в разных сторонах стиля в связи с его развитием. Уровни развития стиля. Условия формирования стиля деятельности.
Виды деятельности
Подходы к выделению видов деятельности (Б.Г. Ананьев, С.Л.Рубинштейн, К.К. Платонов, Ю.Б. Гиппенрейтер).
Характеристика труда. Труд и сознание. Труд как ведущая деятельность человека. Труд – главная ценность, образующая внутренний мир человека (Б.Г.Ананьев). Психологические признаки труда (Е.А.Климов). Психологические особенности труда в связи с его предметом. Изменение психологического содержания трудовой деятельности по мере ее развития.
Характеристика учения. Связь учения с трудовой деятельностью (С.Л.Рубинштейн). Учение и сознание. Учение как усвоение общественного опыта. Учение, научение и обучение. Учение и психическое развитие человека (Ж.Пиаже, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин).
Характеристика игры. Игра – синтез познания и общения (Б.Г.Ананьев). Игра как ведущая деятельность дошкольника. Сочетание в игре условного характера ситуации с реальной деятельностью ребенка. Роль игры в психическом развитии ребенка. Воссоздание и усвоение в игре общественного опыта. Формирование в игре произвольного поведения (Д.Б.Эльконин). Игра в жизни взрослых.
Раздел 5. Общение и речь
Общение
Общая характеристика общения. Потребность в общении как одна из базовых потребностей человека. Общение и сознание. Общение как фактор овладения социальным опытом. Роль общения в психическом развитии человека. Психологические предпосылки общения. Общение и интегральная индивидуальность.
Вербальная и невербальная коммуникация. Формы невербальной коммуникации: оптико-кинетическая система знаков, паралингвистическая и экстралингвистическая система знаков, пространственная и временная организация общения, визуальное общение. Взаимосвязь вербальной и невербальной коммуникации.
Подходы к рассмотрению соотношения общения и деятельности (Б.Г.Ананьев, Г.М.Андреева, А.А.Леонтьев, М.И.Лисина, Б.Ф.Ломов). Связь общения и деятельности.
Структура общения. Подходы к анализу структуры общения. Характеристика общения на основании выделения разных уровней анализа: макроуровня, мезауровня и микроуровня (Б.Ф.Ломов). Характеристика структуры общения на основании выделения коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон (Г.М.Андреева).
Функции общения. Выделение функций на основе ориентации на процессы передачи - приема информации, регуляции поведения и связи общения с эмоциональной сферой человека (Б.Ф.Ломов). Выделение функций на основе ориентации на процессы организации совместной деятельности, познания людьми друг друга, формирования и развития межличностных отношений (М.И.Лисина, Б.Ф.Ломов).
Особенности психических процессов в условиях общения. Влияние общения на сенсорно-перцептивные, мнемические и мыслительные процессы.
Речь
Понятие о речи. Речь как средство общения и как орудие интеллектуальной деятельности. Общее строение речи: экспрессивная речь – кодирование речевого высказывания (порождение речи) и импрессивная речь – декодирование речевого высказывания (восприятие и понимание речи). Речь как средство овладения знаниями и развития сознания. Речь в системе высших психических функций.
Язык и речь. Слово и его основные функции. Значение слова. Система значений и психосемантика. Смысл слова. Синтагма как единица речи. Синтаксические средства выражения связей и отношений между предметами и явлениями. Основные виды сообщений: «коммуникация события» и «коммуникация отношения». Использование в речи невербальных средств общения. Функции речи.
Процессы кодирования и декодирования речевого высказывания (А.Р. Лурия). Этапы процесса кодирования речевого высказывания. Этапы процесса декодирования речевого высказывания. Восприятие фонем. Декодирование значений слов. Понимание предложения. Понимание смысла сообщения, мотивов и отношений. Особенности восприятия и понимания разных видов сообщений.
Физиологические основы речи. Вторая сигнальная система. Речевые центры мозга и их функции: центр Брока и центр Вернике. Системная работа мозга в речевой деятельности. Роль лобных долей в речи. Виды афазий (А.Р.Лурия). Афазии, характеризующие нарушения в порождении речи, восприятии речи и нарушения мышления.
Виды устной речи. Аффективная речь. Диалогическая речь и ее особенности Устная монологическая речь. Особенности грамматического оформления монологической речи. Действия в монологической речи: передача информации, оценка состояния и деятельности слушателей, организация деятельности слушателей, оценка оратором особенностей своей деятельности. Письменная речь. Особенности структуры, порождения и восприятия письменной речи. Внутренняя речь. Формы внутренней речи. Тонические и фазические речедвигательные реакции во внутренней речи (А.Н.Соколов). Связь внешней и внутренней речи. Эгоцентрическая речь.
Соотношение речи и мышления на уровнях слова, предложения и сообщения (А.Р.Лурия), во внутренней речи (А.Н.Соколов), в формировании умственных действий (П.Я.Гальперин) и стилях устного выступления (Н.П.Ерастов).
Речь и индивидуальность. Стиль устного выступления (А.А.Леонтьев, Н.П.Ерастов). Развитие речи в онтогенезе.