Блок VII. Механическая гимнастика для рук

Механическая гимнастика (пассивный массаж) выполняется взрослым, хотя со временем можно и полезно научить ребенка само­стоятельному ее использованию. При этом для достижения большего эффекта можно дополнить ее аналогичными манипуляциями с нога­ми ребенка. Эти упражнения неизменны на всех этапах программы «Дельфины».

Пассивный массаж можно сделать с помощью разнообразных контрастных средств: жестких и мягких щеточек, горячих и холодных предметов, мягких и колючих шариков и специальных массажеров, тканей различной фактуры и т.п.

Программа 3. Курс занятий с детьми 4—7 лет____ 471

Ф Ребенок садится напротив взрослого с засученными по локоть рукавами. Взрослый проводит, например, жесткой зубной щеткой вперед-назад по внутренней стороне его руки от кисти и до локтевого сгиба. Затем берет мягкую пушистую кисточку и делает то же самое. Так на контрасте (мягкое—жесткое, ледяное—теплое, шершавое-гладкое, сухое—мокрое и т.д.) оптимизируется чувствительность рук. Как только ребенок научится описывать и сравнивать свои ощу­щения, ему можно предложить игру «Угадай, что я нарисовала на руке?» — рисуются геометрические фигуры, цифры, буквы, образы. И игру «Чем я дотронулась?» — щеткой, кистью, льдом и т.п.

Л Подобная работа проводится и с ладонями ребенка. Грубой (мягкой) щеткой взрослый чертит вертикальные, горизонтальные и круговые линии на ладони ребенка. Далее растирается каждый палец, начиная с большого и кончая мизинцем; особое внимание концент­рируется на подушечках пальчиков. Это упражнение хорошо сочетать с рассказом сказок типа «Сорока-белобока».

Л На следующем этапе механической гимнастики для рук при­бегаем к помощи маленьких мягких и твердых шариков с шипами в сочетании с игровой ситуацией про доброго и злого ежика. Взрослый катает мягкий шарик с шипами («доброго ежика») по правой и ле­вой ладошкам ребенка, затем ребенок катает его сам между своими ладошками. То же проводится с колючим шипованным шариком («злой ежик»). Прокатываем «ежиков» по каждому пальчику, начиная с большого пальца ведущей руки, и чуть больше времени задержива­емся на подушечке каждого пальчика.

Л Заканчивается механическая гимнастика пассивной размин­кой пальцев. Вначале разминаются и растираются (поглаживаются, пощипываются и т.д.) ладонь и пальцы (особенно подушечки и ног­тевые пластины). Затем взрослый берет поочередно каждый палец ре­бенка и совершает волнообразные движения пальцем так, чтобы каж­дая фаланга мягко и плавно сгибалась. Если в пальчиках чувствуется сопротивление и напряжение (тонус), вернитесь к поглаживанию и встряхиванию рук. Попросите детей представить, вспомнить нечто очень приятное, комфортное или сами расскажите им о чем-нибудь хорошем, расслабляющем. Со временем вы добьетесь плавности и мягкости движений.

По окончании описываемого цикла у большинства детей улучша­ется качество игровой, учебной, изобразительной деятельности, кон­струирования, устной и письменной речи.

Литература

1. Агафонова И.Н. Готовимся к школе. СПб., 1997.

2.Айзенк Г. Ю. Проверьте свои способности. М., 1972.

3.Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Под
ред. Л.С. Цветковой. М., 2001.

4.Бабкина Н.В. Радость познания. М., 2000.

5.Безруких М.М. Проблемные дети. М., 2000.

6.Вербовая Н.П., Головина О.М. и др. Искусство речи. М., 1997.

7.Волина В.В. Праздник Букваря. М., 1997.

8.Волина В.В. Русский язык. Екатеринбург, 1996.

9.Гаваа Лувсан. Традиционные и современные аспекты восточной
рефлексотерапии. М., 1990.

10.Гоникман Э.И. Даосские лечебные жесты. Минск, 1998.

11.Денисом П., Денисом Г., Гимнастика ума. М., 1993.

12.Зуев Е.И. Волшебная сила растяжки. М., 1993.

13.Игры — обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрушинского.
М., 1994.

14.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения.
М., 1993.

15.Корпев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. СПб., 1995.

16.Корсакова U.K., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология.
М., 2003.

17.Локалова Р.П. 90 уроков психологического развития младших
школьников. М., 1995.

Литература 473

18.ЛурияА.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.

19.Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю., Банк И.А. Как развить внимание
и память Вашего ребенка. М., 1994.

20.Мезодермальная и альтернативная медицина / Алексеев А.А.,
Ларионова И.С. и др. М., 2001.

21.Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупрежде­
нию ошибок чтения и письма у детей. СПб., 1995.

22. Никольская И.Л., ТиграноваЛ.И. Гимнастика для ума. М., 1997.

23.Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции / Под ред. О.Б.
Иншаковой.

24.Пылаева Н.М., Ахутина Т.Е. Школа внимания: Методика развития
и коррекции внимания у детей 5—7 лет. М., 1997.

25.Pay Ф.Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем
// Основы теории и практики логопедии. М., 1968.

26.Романенко O.K. Практическая гештальттерапия. М., 1995.

27.Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1993.

28.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление
у младших школьников. М., 1995.

29.Сатья С.Х. Кундалини-йога: для здоровья, тела, ума и души. Гам­
бург, 1990.

30.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагности­
ческой и коррекционной работы психолога. М., 2000.

31.Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в
детском возрасте. М., 2000.

32.Семенович А.В. Эти невероятные левши. М., 2004.

33.Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста.
М., 2005.

34.Симерницкая Э.Г. Мозг и психические процессы в онтогенезе. М.,
1985.

35.Семенченко П.М. 399 задач для развития ребенка. М., 2000.

36.Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школь­
ника. Ярославль, 1996.

37.Тушканова О.И. Развитие внимания. Волгоград, 1997.

38.Уманская А.А. Волшебные точки. М., 1987.

39.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.
М., 1989.

474 Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте

40.Хамская Е.Д. Нейропсихология. М., 2003.

41.Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Сели­
верстова. М., 1997.

42.Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и пси­
хотехнике / Под ред. В.Ю. Баскакова. М., 1993.

43.ЦветковаЛ.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. М.,
МГУ, 1985.

44.ЦветковаЛ.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: наруше­
ние и восстановление. М., 1997.

45.Шевченко Ю.С., Добридень В.П. Онтогенетически-ориентированная
психотерапия. М., 1998

46.Шохор-Троцкая (Бурлакова) М.К. Коррекция сложных речевых рас­
стройств. М., 2000.

Наши рекомендации