Темы контрольной работы
Теоретическая часть
1. Религия и наука: возможности и границы диалога.
2. Философия и наука: формы диалога и опосредования в истории культуры.
3. Искусство и наука: общее и различное в духовном понимании мира.
4. Наука как форма осмысления и объяснения реальности.
5. Ненаучное и научное знание. Критерии истинности знания.
6. Специфика и структура научного познания.
7. Факторы, определяющие развитие психологии как науки.
8. Логика развития психологической науки.
9. Научные революции как смена парадигм научного знания в психологической науке.
10. Доклассический (допарадигмальный) период развития науки и его влияние на методологию психологических исследований.
11. Классический тип рациональности и психологическая методология.
12. Неклассический тип рациональности и новая методология психологических исследований.
13. Постнеклассический тип рациональности и методология психологии.
14. Позитивизм в методологии науки (О. Конт). Методологические исследования в постпозитивизме (Т. Кун, И. Лакатос и др.).
15. Вклад К. Поппера в развитие методологического знания.
16. Методологические исследования в отечественной философии (Б.М. Кедров, П.В. Копнин, В.С. Стёпин, М.К. Мамардашвили, Г.П. Щедровицкий).
17. Развитие методологии науки как вида научной рефлексии: онтологизм, гносеологизм, методологизм.
18. Рефлексивная функция методологического знания и значение методологического знания для психологии.
19. Структурная четырехуровневая модель методологического знания (Э.Г. Юдин, В.П. Зинченко, С.Д. Смирнов).
20. Подход В.А. Ядова, Г.М. Андреевой, В.Н. Дружинина к структуре методологического знания.
21. Взгляд Л.С. Выготского, Н.И. Шевандрина на проблему выделения уровней методологического знания.
22. Подход Ю.Н. Карандашева к выделению уровней методологического знания.
23. Структура психологических теорий (И. Лакатос, В.С. Стёпин, А.В. Юревич) и их специфика.
24. Парадигмы в психологии по А.В. Юревичу, Б. Баарсу, В.А. Янчуку.
25. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в психологии.
26. Сравнительная характеристика основных методологических принципов ассоцианизма, психоанализа и бихевиоризма.
27. Развитие методологических принципов культурно-исторической теории Л.С. Выготского в отечественной психологии.
28. Основные методологические принципы и особенности экспериментального исследования мышления в концепции Ж. Пиаже.
29. Системный подход в структуре психологического познания (Б.Ф. Ломов).
30. Ненаучное и научное психологическое знание, их сравнительная характеристика.
31. Роль личности учёного в формировании научного знания.
32. Характеристика подходов к исследованию категорий мотива, действия, отношения и переживания в основных психологических школах.
33. Категория отражения в психологии.
34. Категория деятельности. Основные содержательные характеристики деятельности человека.
35. Категория общения в гуманитарных науках и в психологии.
36. Методологические принципы определения личности в психологии.
37. Принцип детерминизма, развитие детерминизма в истории науки.
38. Гносеологические принципы в психологии: объективность, научность, единства логического и исторического, концептуального единства, познаваемости, единства исследовательской и практической деятельности.
39. Принцип активности в психологии.
40. Принцип системности, основные виды объяснительной связи.
41. Принцип развития, виды развития в психологической науке.
42. Качественная и количественная методология психологического исследования.
43. Наблюдение и эксперимент как основные методы психологического исследования.
44. Методы беседы, опроса, интервью и анкетирования в психологии.
45. Особенности проведения психологического тестирования.
46. Использование проективных методик в психологическом исследовании.
47. Виды и уровни психологического исследования. Общая схема исследования.
48. Типичные ошибки в планировании и организации психологических исследований.
49. Способы повышения объективности психологических исследований.
50. Варианты оформления научного исследования.
51. Требования к устной и письменной речи в науке.
52. Место и роль терминов в языке науки.
53. Стилевые различия жанров научной литературы (эссе, тезисы, статья, монография, справочная, учебная, научная и научно-популярная литература).
54. Исторический смысл психологического кризиса.
55. Психофизическая и психофизиологическая проблемы, основные варианты ее разрешения – параллелизм, взаимодействие, идентичность.
56. Методологическое значение работ А.А. Ухтомского, Н.А. Бернштейна, П.К. Анохина для разрешения психофизиологической проблемы.
57. Проблема объективного метода в психологии: исторический аспект и современные подходы.
58. Проблема единиц анализа психики: методологические требования и варианты ее решения.
59. Проблема критериев нормы в психологии.
60. Проблема биологического и социального в человеке.
Практическая часть
1. Составить словарь терминов по вопросу «Типология методологий в историческом контексте»: натурфилософия, метафизика (эмпиризм, рационализм, скептицизм, сенсуализм), диалектика (материализм, идеализм, дуализм), в философии (позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм, модернизм, постмодернизм) и психологии (структурализм, динамизм, функционализм, психологизм, феноменологизм).
2. Составить таблицу-схему «“Постулат непосредственности” и способы его преодоления в различных психологических школах» (сравнительная характеристика основных методологических принципов ассоцианизма, психоанализа, бихевиоризма, культурно-исторической теории Л.С. Выготского и концепции Ж. Пиаже).
3. Провести информационный поиск статей по методологии психологии в любом психологическом журнале за последние пять лет, оформить список статей в соответствии с требованиями ВАК к библиографическому описанию литературы, выбрать из списка одну статью и проанализировать ее (решению какой методологической проблемы посвящена данная статья, какие основные вопросы в ней раскрываются; ксерокопию статьи приложить к выполненному заданию).
4. Выделить проблему в научном тексте (курсовой работе, статье, автореферате диссертации или монографии), сформулировать в виде вопроса (ксерокопию научного текста приложить к выполненному заданию).
5. Определить теории или концепции, которые выступили в курсовой работе (или другой научной работе) в качестве философской, общенаучной и конкретно-научной методологии.
6. Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика ненаучного и научного психологического знания» (критерии для сравнения: источник, методы получения знаний, характер репрезентации знаний, способ передачи знаний, доказанность, систематизированность и доступность знаний).
7. Заполнить таблицу «Изменение представлений о предмете психологии в разных психологических школах».
8. Определить объект и предмет исследования в научном тексте (курсовой работе, статье, автореферате диссертации; ксерокопию научного текста приложить к выполненному заданию).
9. Сформулировать гипотезу исследования (в курсовой работе, статье, автореферате диссертации; ксерокопию научного текста приложить к выполненному заданию).
10. Выделить независимую и зависимую переменные в исследовании (в курсовой работе, статье, автореферате диссертации; ксерокопию научного текста приложить к выполненному заданию).