Задания Б-9: Факторные теории темперамента (суть факторных подходов к темпераменту, теория Айзенка, теория Гилфорда)

Б-9-1. Изобразите графически факторную модель темперамента Г. Айзенка,

подписав оси и обозначив на ней «холериков», «сангвиников», «флегматиков» и «меланхоликов», а также перечислив их основные черты:

Задания Б-9: Факторные теории темперамента (суть факторных подходов к темпераменту, теория Айзенка, теория Гилфорда) - student2.ru Задания Б-9: Факторные теории темперамента (суть факторных подходов к темпераменту, теория Айзенка, теория Гилфорда) - student2.ru

Б-9-2. Вставьте пропущенные слова:

з) В современных подходах темперамент рассматривается как

____________________ свойств.

и) Теория темперамента Дж. Гилфорда создана с использованием метода

______________ ____________.



Б-9-3. Прокомментируйте мысль, приведите пример:

Понятие психологического типа условно и может быть принято только в

практических целях, как конвенциональный диапазон количественных различий, который считается типом для данной выборки людей (Г. Айзенк).

Отношения между различными свойствами темперамента у различных людей приближается к некой постоянной величине – инварианту (В. В. Белоус).

Задания Б-10: Индивидуальный стиль деятельности (понятие, структура)

Б-10-1. Как связаны между собой:

1) индивидуальный стиль деятельности, 2) адаптационные механизмы психики?

Задания Б-9: Факторные теории темперамента (суть факторных подходов к темпераменту, теория Айзенка, теория Гилфорда) - student2.ru

а) б) в)    
         
 
г)   д)    
         
    1, 2    

Б-10-2. Вставьте пропущенные слова:

Индивидуальный стиль деятельности - это система

_______________________ приёмов, обеспечивающих

___________________________ выполнение человеком определённой деятельности.

«Ядро» индивидуального стиля деятельности составляют особенности, которые базируются на свойствах ______________________.

Б-10-3. Описание какого феномена приведено ниже?

Е. А. Климов исследовал особенности работы ткачих,

работающих одновременно на нескольких станках.

Он предполагал, что для эффективного выполнения

такой работы предпочтительнее подвижная нервная

система. Однако оказалось, что эффективность работы ткачих не связана со степенью подвижности

их нервных процессов. На самом деле ткачихи с подвижной и инертной нервной системой просто по-

разному организовывали свою работу. Какой феномен описал Е.А. Климов? Предположите, какие особенности организации работы на нескольких станках ткачихами с подвижной и инертной нервной

системой выявил Климов?

Евгений

Задания Б-9: Факторные теории темперамента (суть факторных подходов к темпераменту, теория Айзенка, теория Гилфорда) - student2.ru

Александрович Климов

(род. 1930)



Задания В

В-1. Ответьте на вопросы Опросника структуры темперамента (ОСТ) В. М.

Русалова.

Инструкция: Вам предлагается ответить на105вопросов,требующих ответа вформе: «да», «нет». Вопросы направлены на выяснение Вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дать

первый естественный ответ, который приходит Вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Помните, нет «хороших» или «плохих» ответов. Если Вы выбрали ответ

«да», поставьте крестик в графе «да», если Вы выбрали ответ «нет», поставьте крестик в графе «нет».

Вопросы:

1) Подвижный ли Вы человек?

2) Всегда ли Вы готовы сходу, не раздумывая, включится в разговор?

3) Предпочитаете ли Вы уединение большой компании?

4) Испытываете ли Вы постоянную жажду деятельности?

5) Ваша речь обычно медленна и нетороплива?

6) Ранимый ли Вы человек?

7) Часто ли Вам не спится из-за того, что Вы поспорили с друзьями?

8) В свободное время Вам всегда хочется заняться чем-либо?

9) В разговоре с другими людьми Ваша речь часто опережает Вашу мысль?

10) Раздражает ли Вас быстрая речь собеседника?

11) Чувствовали ли Вы себя несчастным человеком, если бы на длительное время были лишены возможности общения с людьми?

12) Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?

13) Нравится ли Вам быстро бегать?

14) Сильно ли Вы переживаете неполадки в своей работе?

15) Легко ли Вам выполнить работу, требующую длительного внимания и большой сосредоточенности?

16) Трудно ли Вам говорить очень быстро?

17) Часто ли Вы испытываете чувство тревоги, что выполнили работу не так, как

нужно?

18) Часто ли Ваши мысли перескакивают с одной темы на другую во время разговора?

19) Нравятся ли Вам игры, требующие быстроты и ловкости?

20) Легко ли вы можете найти другие варианты решения известной задачи?

21) Испытываете ли Вы чувство беспокойства, что Вас не правильно поняли во время разговора?

22) Охотно ли Вы выполняете сложную ответственную работу?

23) Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?

24) Легко ли вы воспринимаете быструю речь?

25) Легко ли Вам делать одновременно очень много дел?

26) Возникают ли у Вас конфликты с Вашими друзьями, из-за того, что Вы сказали им что-то, не подумав заранее?

27) Обычно вы предпочитаете делать несложные дела, не требующие от Вас



большой энергии?

28) Легко ли Вы расстраиваетесь, когда обнаруживаете значительные недостатки в своей работе?

29) Любите ли Вы сидячую работу?

30) Легко ли Вам общаться с разными людьми?

31) Обычно Вы предпочитаете подумать, взвеешь и лишь потом высказаться?

32) Все ли Ваши привычки хороши и желательны?

33) Быстры ли у Вас движения рук?

34) Обычно вы молчите и не вступаете в контакты, когда находитесь в обществе малознакомых людей?

35) Легко ли Вам переключиться от одного варианта решения задачи к другому?

36) Склонны ли Вы иногда преувеличивать в своем воображении негативное отношение к Вам близких людей?

37) Разговорчивый ли Вы человек?

38) Обычно вам легко выполнить дело, требующее мгновенных решений?

39) Вы обычно говорите свободно, без запинок?

40) Беспокоят ли Вас страхи, что Вы не справитесь с работой?

41) Легко ли Вы обижаетесь, когда близкие люди указывают на Ваши личные недостатки?

42) Испытываете ли Вы тягу к напряженной, ответственной деятельности?

43) Считаете ли Вы свои движения медленными и неторопливыми?

44) Бывают ли у Вас мысли, которые Вы хотели бы скрыть от других?

45) Можете ли Вы без долгих раздумий задать щекотливый вопрос другому человеку?

46) Доставляют ли Вам удовольствие быстрые движения?

47) Легко ли Вы генерируете новые идеи?

48) Нервничаете ли Вы перед ответственным разговором?

49) Можно ли сказать, что Вы быстро выполняете порученное Вам дело?

50) Любите ли вы браться за большие дела самостоятельно?

51) Богатая ли у Вас мимика в разговоре?

52) Если Вы обещали сделать что-то, всегда ли вы выполняя его обещания, независимо от того, удобно это Вам или нет?

53) Испытываете ли Вы чувство обиды от того, что окружающие Вас люди

обходятся с Вами хуже, чем следовало бы?

54) Обычно вы предпочитаете выполнять одновременно только одну операцию?

55) Любите ли Вы игры в быстром темпе?

56) -Много ли в Вашей речи длительных пауз?

57) Легко ли Вам внести оживление в компанию?

58) Обычно Вы чувствуете в себе избыток сил, и Вам хочется заняться каким-нибудь трудным делом?

59) Обычно Вам трудно переключать внимание с одного дела на другое?

60) Бывает ли у вас надолго портится настроение от того, что сорвалось запланированное дело?

61) Часто ли вам не спится из-за того, что не ладятся дела, связанные



непосредственно с работой?

62) Любите ли вы бывать в большой компании?

63) Волнуетесь ли Вы, выясняя отношения с друзьями?

64) Испытываете ли Вы потребность в работе, требующей полной отдачи сил?

65) Выходите ли Вы иногда из себя, злитесь?

66) Склонны ли Вы решать много задач одновременно?

67) Держитесь ли Вы свободно в большой компании?

68) Часто ли Вы высказываете свое первое впечатление не подумав?

69) Беспокоит ли вас чувство неуверенности в процессе выполнения работы?

70) Медленны ли ваши движения, когда Вы что-то мастерите?

71) Легко ли Вы переключаетесь с одной работы на другую?

72) Быстро ли Вы читаете вслух?

73) Вы иногда сплетничаете?

74) Молчаливы ли Вы, находясь в кругу друзей?

75) Нуждаетесь ли Вы в людях, которые бы Вас ободрили, утешили?

76) Охотно ли Вы выполняете множество разных поручений одновременно?

77) Охотно ли Вы выполняете работу в быстром темпе?

78) В свободное время Вас обычно тянет пообщаться с людьми?

79) Часто ли у вас бывает бессонница при неудачах на работе?

80) Дрожат ли у вас иногда руки во время ссоры?

81) Долго ли Вы мысленно готовитесь перед тем, как высказать свое мнение?

82) ,Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые Вам явно не нравятся?

83) Обычно Вы предпочитаете легкую работу?

84) Легко ли Вас обидеть в разговоре по пустякам?

85) Вы обычно первым в компании решаетесь начать разговор?

86) Испытываете ли Вы тягу к людям?

87) Склонны ли Вы вначале поразмыслить, потом говорить?

88) Часто ли вы волнуетесь по поводу своей работы?

89) Всегда ли Вы платили бы за провоз багажа на транспорте, если бы не

опасались проверки?

90) Держитесь ли Вы обычно обособленно на вечеринках или в компаниях?

91) Склонны ли Вы преувеличивать в своем воображении неудачи, связанные с работой?

92) Нравится ли Вам быстро говорить?

93) Легко ли Вам удержаться от высказывания неожиданно возникшей идеи?

94) Предпочитаете ли Вы работать медленно?

95) Переживаете ли Вы из-за малейших неполадок в работе?

96) Вы предпочитаете медленный, спокойный разговор?

97) Часто ли вы волнуетесь из-за ошибок в работе, которые были Вами

допущены?

98) Способны ли Вы выполнить длительную трудоемкую работу?

99) Можете ли Вы, не долго думая, обратиться с просьбой к другому человеку?

100) Часто ли Вас беспокоит чувство неуверенности в себе приобщении с



людьми?

101) Легко ли Вы беретесь за выполнение новых заданий?

102) Устаете ли вы, когда Вам приходится говорить долго?

103) Вы предпочитаете работать с прохладцей, без особого напряжения?

104) Нравится ли Вам разнообразная работа, требующая переключения внимания?

105) Любите ли Вы подолгу бывать наедине с собой?

Обработка данных опросника. Обработка данных по ОСТу проводится путем сравнения ответов испытуемого с «ключевыми». Каждое совпадение ответа испытуемого с ключевым оценивается в один балл. Количество баллов суммируется по каждой шкале.

Результаты испытуемых, получивших высокий балл (7 и более) по контрольной шкале, не подлежат рассмотрению.

ключи к ост

1. шкала - эргичность ответ «да»– вопросы 4, 8, 15, 22, 42, 50, 58, 64, 98.

«нет» – вопросы 27, 83, 103.

2. шкала - социальная эргичность

«да» -11, 30, 57, 62, 67, 78, 86. «нет» - 3, 34, 74, 90, 105.

3. шкала - пластичность

«да» - 20, 25, 35, 38, 47, 66, 71, 76, 101, 104.

«нет» – 54, 59.

4. шкала - социальная пластичность

«да» - 2, 9, 18, 26, 45, 68, 85, 99. «нет» -31, 81, 87, 93.

5. шкала - темп

«да» - 1, 13, 19, 33, 46, 49, 55, 77. «нет» – 29, 43, 70, 94,

6. шкала - социальный темп

«да» -24, 37, 39, 51, 72, 92.

«нет» - 5, 10, 16, 56, 96, 102.

7. шкала - эмоциональность

«да» - 14, 17, 28, 40, 60, 61, 69, 79, 88, 91, 95, 97.

8. шкала - социальная эмоциональность

«да» - 6, 7, 21, 36, 41, 48, 53, 63, 75, 80, 84, 100.

9. шкала-«контрольная»

«да» - 32, 52, 89.

«нет» - 12, 23, 44, 65, 73, 82.

Интерпретация:

1. Предметная эргичность – включает в себя вопросы об уровне потребности в

освоении предметного мира, стремлении к умственному и физическому труду.

Высокие значения (ВЗ) (9–12 баллов) по этой шкале означают высокую

потребность в освоении предметного мира, жажду деятельности, стремление к



напряженному умственному и физическому труду, легкость умственного пробуждения.

Низкие значения (НЗ) (3–4 балла) означают пассивность, низкий уровень тонуса и активации, нежелание умственного напряжения низкую вовлеченность в процесс деятельности.

2. Социальная эргичность – содержит вопросы об уровне потребности в социальных контактах, о стремлении к лидерству.

ВЗ – коммуникативная эргичность, потребность в социальном контакте, жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству, общительность, стремление к занятию высокого ранга, освоение мира через коммуникацию.

НЗ – незначительная потребность в социальных контактах, уход от социально-активных форм поведения, замкнутость, социальная пассивность.

3. Пластичность – содержит вопросы о степени легкости или трудности переключения с одного предмета на другой.

ВЗ – легкость переключения с одного вида деятельности на другой, быстрый переход с одних форм мышления на другие в процессе взаимодействия с

предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности.

НЗ – склонность к монотонной работе, боязнь и избегание разнообразных форм поведения, вязкость, консервативные формы деятельности.

4. Социальная пластичность– содержит вопросы, направленные на выяснение степени легкости или трудности переключения в процессе общения от одного

человека к другому, склонности к разнообразию коммуникативных программ.

ВЗ – широкий набор коммуникативных программ, автоматическое включение в социальные связи, легкость вступления в социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, наличие большого количества коммуникативных заготовок, коммуникативная импульсивность.

НЗ – трудность в подборе форм социального взаимодействия, низкий уровень готовности к вступлению в социальные контакты, стремление к поддержанию

монотонных контактов.

5. Темп или Скорость – включает вопросы о быстроте моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.

ВЗ – высокий темп поведения, высокая скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, моторно-двигательная быстрота,

высокая психическая скорость при выполнении конкретных заданий.

НЗ – замедленность действий, низкая скорость моторно-двигательных

операций.

6. Социальный темп включает вопросы, направленные
на выявление скоростных характеристик речедвигательных актов в
процессе общения.        

ВЗ – речедвигательная быстрота, быстрота говорения, высокие скорости и

возможности речедвигательного аппарата.

НЗ – слабо развита речедвигательная система, речевая медлительность, медленная вербализация.

7. Эмоциональность – включает в себя вопросы,оценивающие

эмоциональность, чувствительность, чувствительность к не



удачам в работе.

ВЗ – высокая чувствительность к расхождению между задуманным и

ожидаемым, планируемым и результатами реального действия, ощущения неуверенности, тревоги, неполноценности, высокое беспокойство по поводу работы, чувствительность к неудачам

НЗ – незначительное эмоциональное реагирование при неудачах, нечувствительность к неуспеху дела, спокойствие, уверенность в себе.

8. Социальная эмоциональность - включает вопросы, касающиеся эмоциональной чувствительности в коммуникативной сфере.

ВЗ – высокая эмоциональность в коммуникативной сфере, высокая чувствительность к неудачам в общении.

НЗ – низкая эмоциональность в коммуникативной сфере, нечувствительность к

оценкам товарищей, отсутствие чувствительности к неудачам в общении, уверенность в себе и ситуациях общения.

9. «К» – контрольная шкала (шкала социальной желательности ответов) включает вопросы на откровенность и искренность высказываний.

ВЗ – неадекватная оценка своего поведения, желание выглядеть лучше, чем есть на самом деле.

НЗ – адекватное восприятие своего поведения.

В-2. Ответьте на вопросы Опросника для изучения темперамента Я. Стреляу.

Инструкция: Вам будут предложены вопросы об особенностях Вашегоповедения в различных условиях и ситуациях. Это не испытание ума или способностей, поэтому нет ответов плохих или хороших. Вы заинтересованы в

правдивых ответах. На вопросы следует отвечать поочередно, не возвращаясь к

предыдущим ответам. Отвечайте «да», «нет», «не знаю». Не пропускайте какого-либо вопроса.

Текст опросника:

1) Относите ли Вы себя к людям, легко устанавливающим товарищеские контакты?

2) Способны ли Вы воздержаться от того или иного действия до момента, пока не получите соответствующего распоряжения?

3) Достаточно ли Вам непродолжительного отдыха для восстановления сил после продолжительной работы?

4) Умеете ли Вы работать в неблагоприятных условиях?

5) Воздерживаетесь ли Вы во время дискуссий от неделовых, эмоциональных аргументов?

6) Легко ли Вы возвращаетесь к ранее выполняемой работе после длительного перерыва (отпуска, каникул)?

7) Будучи увлеченным работой, забываете ли Вы об усталости?

8) Способны ли Вы, поручив кому-нибудь определенную работу, терпеливо ожидать ее окончания?

9) Засыпаете ли Вы одинаково легко, ложась спать в разное время суток?

10) Умеете ли хранить тайну, если Вас об этом попросят?

11) Легко ли Вам возвращаться к работе, которой Вы не занимались несколько недель или месяцев?

12) Можете ли Вы терпеливо объяснять кому-либо что-то непонятное?



13) Нравится ли Вам работа, требующая умственного напряжения?

14) Вызывает ли у Вас монотонная работа скуку или сонливость?

15) Легко ли Вы засыпаете после сильных переживаний?

16) Можете ли Вы, если нужно, воздержаться от проявления своего превосходства?

17) Ведете ли Вы себя так же, как обычно, в присутствии незнакомых людей?

18) Трудно ли Вам сдержать злость и раздражение?

19) В состоянии ли Вы владеть собой в тяжелые минуты?

20) Умеете ли Вы, когда это требуется, приспособить свое поведение к поведению окружающих?

21) Охотно ли Вы беретесь за выполнение ответственных работ?

22) Влияет ли обычное окружение, в котором Вы находитесь, на Ваше настроение?

23) Способны ли Вы переносить неудачи?

24) В присутствии того, от кого Вы зависите, говорите ли Вы так же свободно, как обычно?

25) Вызывают ли у Вас раздражение неожиданные изменения в распорядке дня?

26) Есть ли у Вас на все готовый ответ?

27) В состоянии ли Вы вести себя спокойно, когда ждете важное для себя решение?

28) Легко ли Вы организуете первые дни своего отпуска, каникул?

29) Обладаете ли Вы быстрой реакцией?

30) Легко ли Вы приспосабливаете свою походку или манеру к походке или

манере людей более медлительных?

31) Ложась спать, засыпаете ли Вы быстро?

32) Охотно ли Вы выступаете на собраниях, семинарах?

33) Легко ли Вам испортить настроение?

34) Легко ли Вы отрываетесь от выполняемой работы?

35) Воздерживаетесь ли Вы от разговоров, если они мешают другим?

36) Легко ли Вас спровоцировать на что-либо?

37) При совместном выполнении какой-либо работы легко ли Вы срабатываетесь с партнером?

38) Всегда ли Вы задумываетесь перед выполнением какого либо важного дела?

39) Если Вы читаете какой-либо текст, то удается ли Вам следить от начала до

конца за ходом рассуждений автора?

40) Легко ли Вы вступаете в разговор с попутчиками

41) Воздерживаетесь ли Вы от убеждения кого-либо о том, что он не прав (если

такое поведение целесообразно)?

42) Охотно ли Вы беретесь за работу, требующую большой ловкости рук?

43) В состоянии ли Вы изменить уже принятое решение, учитывая мнение

Других?

44) Быстро ли Вы привыкаете к новой системе работы?

45) Можете ли Вы работать и ночью, после того, как работали весь день?



46) Быстро ли Вы читаете беллетристическую литературу?

47) Часто ли Вы отказываетесь от своих намерений, если возникают препятствия?

48) Сохраняете ли Вы самообладание в ситуациях, которые того требуют?

49) Просыпаетесь ли Вы обычно быстро и без труда?

50) В состоянии ли Вы воздержаться от моментальной, импульсивной реакции?

51) Можете ли Вы работать в шумной обстановке?

52) Можете ли Вы воздержаться, когда необходимо, от того что бы не сказать правду в глаза?

53) Успешно ли Вы сдерживаете волнение перед экзаменом, (накануне встречи с начальником)?

54) Быстро ли Вы привыкаете к новой среде?

55) Нравятся ли Вам частые перемены и разнообразия?

56) Восстанавливаете ли полностью свои силы после ночного отдыха, если накануне днем у Вас была тяжелая работа?

57) Избегаете ли Вы занятий, выполнение которых требует разнообразных действий в течение короткого времени?

58) Как правило, Вы самостоятельно справляетесь с возникшими трудностями?

59) Ожидаете ли Вы окончания речи кого-либо, прежде чем начнете говорить сами?

60) Умея плавать, прыгнули бы Вы в воду, чтобы спасти утопающего?

61) Способны ли Вы к напряженной работе, учебе?

62) Можете ли Вы удержаться от неуместных замечаний?

63) Придаете ли Вы значение постоянному месту во время работы, приема

пищи, на лекциях?

64) Легко ли Вам переходить от одного занятия к другому?

65) Взвешиваете ли Вы все «за» и «против» перед тем, как принять важное решение?

66) Легко ли Вы преодолеваете встречающиеся вам препятствия?

67) Воздерживаетесь ли Вы от рассматривания чужих вещей, бумаг?

68) Испытываете ли Вы скуку, когда занимаетесь стереотипной деятельностью,

которая всегда выполняется одинаково?

69) Удается ли Вам соблюдать запреты, обязательства в общественных местах?

70) Воздерживаетесь ли Вы во время разговора, выступления или ответа на

вопросы от лишних движений, жестикуляции?

71) Нравится ли Вам оживленное движение вокруг?

72) Нравится ли Вам занятие (работа), требующая большого усилия (больших усилий)?

73) В состоянии ли Вы длительное время сосредоточивать внимание на выполнении определенной задачи?

74) Любите ли Вы задания, требующие быстрых движений?

75) Умеете ли Вы владеть собой в трудных жизненных ситуациях?

76) Если надо, подниметесь ли Вы с постели сразу после пробуждения?

77) Можете ли Вы после окончания порученной Вам работы терпеливо ждать, пока закончат свою работу другие?



78) Действуете ли Вы так же четко и после того, как наблюдали(стали свидетелем) какого-то неприятного события?

79) Быстро ли Вы просматриваете газеты?

80) Случается ли Вам говорить так быстро, что Вас трудно понять?

81) Можете ли Вы работать, если у Вас болит голова и т.д.?

82) В состоянии ли Вы работать длительное время без перерыва?

83) Может ли работа изменить Ваше настроение?

84) Спокойно ли Вы продолжаете работу, которую необходимо окончить, если Ваши товарищи развлекаются и ждут Вас?

85) Отвечаете ли Вы быстро на неожиданные вопросы?

86) Быстро ли Вы говорите обычно?

87) Можете ли Вы спокойно работать, если ждете гостей?

88) Легко ли Вы меняете свое мнение под влиянием разумных аргументов?

89) Терпеливы ли Вы?

90) Можете ли приспособиться к ритму работы человека, более медлительного, чем Вы?

91) Можете ли Вы планировать свои занятия, чтобы выполнять в одно и то же время несколько взаимосвязанных дел?

92) Может ли веселая компания изменить Ваше угнетенное состояние?

93) Умеете ли Вы без особого труда выполнять несколько действий одновременно?

94) Сохраняете ли Вы психическое равновесие, когда являетесь свидетелем несчастного случая на улице?

95) Любите ли Вы работу, требующую множества разнообразных манипуляций?

96) Сохраняете ли Вы спокойствие, если кто-либо из близких страдает?

97) Самостоятельны ли Вы в трудных жизненных условиях?

98) Свободно ли Вы чувствуете себя в большой незнакомой компании?

99) Можете ли Вы сразу прервать разговор, если это требуется (например, при начале киносеанса, концерта, лекции)?

100) Легко ли Вы приспосабливаетесь к методам работы других людей?

101) Нравится ли Вам часто менять вид занятий?

102) Склонны ли Вы брать инициативу в свои руки, если случается что-нибудь «из ряда вон выходящее»?

103) Воздерживаетесь ли Вы от смеха в неподходящих ситуациях?

104) Начинаете ли Вы работать сразу же интенсивно?

105) Решаетесь ли Вы выступать против общепринятого мнения, если Вам

кажется, что Вы правы?

106) Удается ли Вам преодолеть состояние временной депрессии

(подавленности)?

107) Нормально ли Вы засыпаете после сильного умственного утомления?

108) В состоянии ли Вы спокойно, долго ждать, например, в очереди?

109) Воздерживаетесь ли Вы от вмешательства, если заранее известно, что оно ни к чему не приведет?

110) Можете ли вы спокойно аргументировать высказывания вовремя бурного

разговора?



111) Можете ли Вы мгновенно реагировать на необычную ситуацию?

112) Ведете ли Вы себя тихо, если Вас об этом не просят?

113) Соглашаетесь ли Вы без особых внутренних колебаний на болезненные врачебные процедуры?

114) Умеете ли Вы интенсивно работать?

115) Охотно ли Вы меняете места развлечение, отдыха?

116) Трудно ли Вам привыкнуть к новому распорядку дня?

117) Спешите ли Вы оказать помощь в неожиданном случае?

118) Присутствуя на спортивных соревнованиях и т.п., воздерживаетесь ли Вы от неожиданных выкриков и жестов?

119) Нравятся ли Вам занятия, требующие по своему характеру ведения беседы со многими людьми?

120) Владеете ли Вы мимикой?

121) Нравятся ли Вам занятия, которые требуют энергичных движений?

122) Считаете ли Вы себя смелым человеком?

123) Прерывается ли у Вас голос (вам трудно говорить) в необычной ситуации?

124) Можете ли Вы преодолеть обескураженность, нежелание работать в момент неудачи?

125) В состоянии ли Вы длительное время стоять, сидеть спокойно, если Вас об этом просят?

126) В состоянии ли Вы подавить веселье, если это может кого-либо задеть?

127) Легко ли Вы переходите от печали к радости?

128) Легко ли Вы выходите из равновесия?

129) Соблюдаете ли Вы без особых затруднений обязательные в вашей среде правила поведения?

130) Нравится ли Вам выступать публично?

131) Приступаете ли Вы обычно к работе быстро, без длительного подготовительного периода?

132) Готовы ли Вы прийти на помощь другому, рискуя своей жизнью?

133) Энергичны ли Ваши движения?

134) Охотно ли Вы исполняете ответственную работу?

Интерпретация результатов: оценка каждого свойства(силы процессов

возбуждения и торможения), а также их подвижности, производится путем суммирования баллов, полученных за ответы на вопросы. Если ответ

испытуемого совпадает с ключом, то он оценивается в 2 балла, если не совпадает, то испытуемый получает нулевую оценку. Ответ «не знаю»

оценивается в 1 балл. Сумма в 42 балла и выше по каждому свойству

рассматривается как высокая степень его выраженности

Ключ:

1. Сила процессов возбуждения

«ДА»-3, 4, 7, 13, 15, 19, 21, 23, 24, 32, 39, 45, 56, 58, 60, 61, 66, 72, 73, 78, 81, 82,

83, 94, 97, 98, 102, 105, 106, 113, 114, 117, 121, 122, 124, 130, 132, 133, 134

«НЕТ»-47, 51, 123

2. Сила процессов торможения



«ДА» - 2, 5, 8, 10, 12, 16, 27, 30, 35, 37, 38, 41, 48, 50, 52, 53, 62, 65, 69, 70, 75, 77,

84, 87, 90, 99, 103, 108, 109, ПО, 112, 118, 120, 125, 126, 129 «НЕТ»-18, 34, 36, 59, 67, 128

3. Подвижность нервных процессов

«ДА»-1, 6, 9, 11, 14, 17, 20, 22, 26, 28, 29, 31, 33, 40, 42, 43, 44, 46, 49, 54, 55, 64,

68, 71, 74, 76, 79, 80, 85, 86, 88, 91, 92, 93, 95, 100, 101, 107, 111, 115, 116, 119, 127, 131

«НЕТ» - 25, 57, 63

Литература

1) Айзенк Г. Структура личности. – М., 1999.

2) Айсмонтас Б.Б. Психология в схемах и таблицах. – М., 2002.

3) Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб., 2001.

4) Батаршев А. В. Темперамент и свойства высшей нервной деятельности. – М., 2002.

5) Белоус В.В. Проблема типа темперамента в современной дифференциальной психологии// Психологический журнал. - 1981. - №1.

6) Белоус В.В. Темперамент и деятельность. – Пятигорск, 1990.

7) Вотчин И. С. Темперамент как динамическая характеристика биологически

обусловленных свойств личности. – Ставрополь, 2000.

8) Гилева О.Б., Бочарова Т.В. Влияние социальных условий на структуру

темперамента //Вопросы психологии. – 2000. - №4.

9) Гиппенрейтер Ю Б. Введение в общую психологию. – М., 1997.

10) Голубева Э.А. Некоторые направления и перспективы исследования природных

основ индивидуальных различий //Вопросы психологии. –1983. -№3.

11) Голубева Э.А., Рождественская В.И. О психологических проявлениях свойств

нервной системы // Вопросы психологии. – 1976. - №5.

12) Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб., 2001.

13) Дудин С.И. Темперамент и интеллект: общие и специальные факторы развития

//Психологический журнал. –1995. -№5.

14) Залевский В.Г. Психическая ригидность в норме и патологии. – Томск, 1993.

15) Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. - СПб., 2004.

16) Ильин Е.П. Стиль деятельности: новые подходы и аспекты.// Вопросы психологии. - 1988.- №6.

17) Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. - М., 2000.

18) Кречмер Э. Теория темпераментов. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. - М., 2000.

19) Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2001.

20) Мерлин В. С. Очерк теории темперамента - М., 1964.

21) Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.

22) Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология. – М., 2003.

23) Небылицын В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. – М., 2000.

24) Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. – М., 1996.



25) Никонов А.В., Беловол Е.В. Соотношение формально-динамических свойств индивидуальности и акустических характеристик речи. – Психологический журнал. –

2000. - № 5.

26) Обозов Н.Н. Типы личности, темперамент и характер. – СПб., 2000.

27) Овчинников Б. В., Павлов К. В., Владимирова И. М. Типы темперамента в практической психологии. –СПб., 2003.

28) Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М., 1986.

29) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб, 2000.

30) Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.,

1979.

31) Русалов В.М. О взаимоотношении свойств темперамента и эффективности индивидуальной и совместной деятельности //Психологический журнал, 1982. -№6.

32) Русалов В.М. О природе темперамента и его места в структуре индивидуальных свойств человека. // Вопросы психологии. – 1985. № 1.

33) Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека // Психологический журнал.-1989.-Т.10,-№ 1.

34) Савченков Ю. И. Физиология и психология темперамента. – М., 2005.

35) Симонов П.В. Темперамент. Характер. Личность.- М., 1984.

36) Слободская Е. Р., Темперамент как фактор приспособления личности в критические периоды развития. – Новосибирск, 2000.

37) Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.

38) Стреляу Я., Митина О., Завадский Б., Бабаева Ю. Методика диагностики темперамента. – М., 2005.

39) Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. Избранные психологические труды. – М.-Воронеж, 1998.

40) Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их определения. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. - М., 2000.

41) Теплов Б.М., Небылицын В.Д. Изучение основ свойств высшей нервной системы и

их значение для психологии индивидуальных различий. // Вопросы психологии. –

1963. - № 5.

42) Толочек В.А. Индивидуальный стиль деятельности – устойчивость и изменчивость // Вопросы психологии.- 1987. - №4.

43) Хлыстова Н. М, Темперамент как психофизиологическая основа индивидуальности.

– Новосибирск, 2002.

44) Чернышева М. М. Основы учения о темпераменте и характере. – М., 2004.

45) Щукин М.Р. О структуре индивидуального стиля трудовой деятельности // Вопросы психологии. 1984. №6.

46) Юнг К.Г. Психологические типы. – М., 2003.



А-1.

А-2.

А-3.

Наши рекомендации