Психологическая диагностика личности и психических свойств

Психологический портрет личности: сущность и требования к составлению.

Типы черт и их соотношение между собой (конституциональные, индивидные, личностные). Определение понятия "черта" личности. Типы личностных свойств. Уровни выраженности свойства личности. Понятие психологической структуры личности. Теории, объясняющие общий набор и взаимосвязь отдельных психических свойств (черт) личности. Диагностическая концепция. Психодиагностический профиль личности. Типы данных о личностных особенностях (L, Q, T). Типологический подход к описанию личности. Психодиагностические задачи и комплектование психодиагностических батарей. Мономерность и многомерность психодиагностических методик. Комплекс заданий, включенных в тестовые батареи, как отражение элемент­ного состава конструкта, на исследование которого направлена данная методика.

Комплексные личностные опросники (Опросник Кеттелла (16PF), Миннесотский опросник (MMPI): область применения и диагностические возможности.

Общая характеристика личностных опросников. Опросники черт личности, типологические опросники, опросники мотивов. Одномерные и многомерные опросники. Опросник «Шестнадцать личностных факторов» (16PF) как реализаци­я подхода к исследованию личности на основе черт. История создания и область применения опросника (16PF). Варианты интерпретации шкал. Опросник MMPIкак вариант реализации типологического подхода к изучению лич­ности. Область применения опросника. Шкалы MMPI и их краткая характеристика. Варианты профилей, получаемых с помощью MMPI.

Диагностика темперамента и свойств нервной системы.

Содержательная и формально-динамическая стороны психики. Общая психическая активность и эмоциональность как две наиболее фундаментальные формально-динамические характеристики темперамента. Основные показатели общей активности поведения человека: свойства, отражающие характер протекания психической деятельности во времени (темп, ритм, скорость), интенсивность психического процесса (активность, энергичность, сила эмоций и пр.), пластичность (повышенная способность человека к психической адаптации к среде в процессе коммуникации и профессиональной деятельности), направленность психики (экстра-интроверсия). Отражение свойств нервной системы в темпераменте человека. Сила процессов возбуждения и торможения, подвижность (инертность), уравновешенность, динамичность, активированность нервной системы. Свойства темперамента по В.М. Русалову: эргичность, пластичность, темп, эмоциональная чувствительность. Принципиальные положения, определяющие подходы к изучению свойств нерв­ной системы и оценке их места в общей структуре индивидуаль­ности. Методические приемы оценки свойств нервной си­стемы. Теппинг-тест и его диагностические возможности. Пространственно-ориентированные, временные и пространственные психодинамические свойства, определяющие своеобразие проявления различных типов темперамента в тех или иных условиях и видах деятельности.

Диагностика способностей.

Основные понятия психологии способностей и их классификация. Соотноше­ние способностей со знаниями, умениями и навыками. Основные свойства специальных способностей (по Е.А. Климову). Критерии выраженности способностей: результативность деятельности; скорость и успешность овладения необходимыми знаниями и навыками; оригинальность и самобытность выполнения работы; степень преодоления неблагоприятных условий среды. Теоретические вопросы тестирования интеллектуально-познавательной сферы. Соотношение уровня умственного развития, интеллекта и обучаемости. Тестологические концепции интеллекта (Ч. Спирмен, Л. Терстоун, Дж. Гилфорд, Р. Кэттелл). Система возрастной диагностики умственного развития. Тесты Д. Векслера и Дж. Равена. Групповой интеллекту­альный тест (ГИТ). Школьный Тест Умственного Развития (ШТУР). Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Методы изучения моторных способностей. Направленность моторных тестов на изучение скорости, темпа и точности движений, зрительно-моторной координации, ловкости движений пальцев и рук, тремора, точности мышечного усилия. Диагностика технических и сенсорных способностей. Диагностика профессионализированных способно­стей. Батарея тес­тов дифференциальных способностей (ДАТ). Батарея общих способностей (ГАТБ).

Психологическая диагностика характера.

Проблема изучения характера в психодиагностике. Характер как совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека. Проявление характера в содержании и форме поведения, деятельности и общения. Глобальные и локальные свойства характера. Типология характеров. Акцентуации характера. Методы и методики диагностики характера. Характерологический опросник К. Леонгарда и его диагностические возможности. 16-факторный личностный опросник Р. Кэттелла (16 PF). Патохарактерологическая диагностика. Принципы диагностики отклонений в характере и поведении людей. Патохарактерологический Опросник ПДО (Личко А.Е., Иванов М.Я.).

Психологические методы диагностики мотивации.

Основные понятия психологии мотивации. Мотивационные черты. Потребности и их виды. Взаимосвязь потребностей и мотивов. Направленность личности. Содержательные и процессуальные теории мотивации. Параметры, характеризующие мотивационную сферу человека. Психодиагностические методы изучения мотивации. Опе­рациональные индикаторы, лежащие в основе оценки мотивации.Методические приемы и средства выявления и оценки мотивации (анкеты, экспертные оценки, личностные опросники, проективные тесты и репертуарные методики).

Психодиагностика самосознания.

Основные понятия психологии самосознания. Уровневое строение самосознания (организм, социальный индивид, личность). Самочувствие, самоотношение, потребность в самоактуализации как проявления различных уровней самосознания. Фор­мы самосознания: самопознание, самооценка, са­моконтроль, самопринятие и самоуважение. Я-концепция как интегральная характеристика в структуре самосознания. Компоненты Я-концепции: образ Я, самооценка, потенциальная поведенческая реакция. Параметры Я-образа: степень когнитивной сложности и дифференцированности, конкретный состав «образа Я», внутренняя цельность, степень устойчивости образа Я во времени.

Диагностические средства анализа «Я-концепции»: стандартизированные самоотчеты в форме описа­ний и самоописаний, идеографические методики типа ре­пертуарных решеток, проективные техники и др. Методика исследования самоотношения В.В.Столина (1985). Методика изучения уровня субъективного контроля.Шкала Я-концепции Теннесси (1965). Методика «Q-сортировка» В. Стефенсона.Методики измерения локуса контроля: оригинальная «шка­ла I-Е»; методика исследования уровня субъективного контроля (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина и А.М. Эткинд); опросник субъективной ло­кализации контроля - ОСЛК (С.Р. Пантилеев и В.В. Столин).

Общее представление о психосемантических методах.

Основные понятия психосемантики (значение, категоризация, семантическое пространство и др.). Категоризация как процесс отнесения к той или иной категории, выделения сущест­венных для этого признаков. Семантическое пространство как пространственно-координатная модель индивидуальной или групповой системы представлений. Отдельные параметры семантического пространства (размерность прост­ранства, содержание выделенных фак­торов, различительная сила признака). Трехфакторная модель семантического пространства Ч.Осгуда (оценка, сила, активность). Классификация основных методов психосемантики. Метод семантического дифференциала Осгуда. Семантический профиль. Методика репертуарных решеток (репертуарный тест ролевых конструктов Дж. Келли). Процедура выявления конструктов. Системы критериев оценивания конструктов (выявленная, заданная, смешанная). Дистрибутивные методы (методика подстановки, методика продуцирования). Методы косвенного исследования семантики (сравнение порогов ощущения или субъективной длительности стимулов с раз­личной семантической нагрузкой, анализ группировки стимулов при полном воспроизведении списка слов, сравнение успешности извлечения из памяти в зависимости от семантической обработки или преднастройки, хронометрирование времени принятия решений). Методы, использующие нейрофизиологические корреляты.

Наши рекомендации