Психология зрелого возраста
Общие условия перехода к зрелости. Особенности психической деятельности и развития психических процессов в период зрелости. Критика понимания зрелости как "психической окаменелости". Формы и методы обучения взрослого. Формы участия в общественной жизни. Типы коллективов взрослых: семья, производственные коллективы и пр. Значение собственной активности в профессиональной деятельности для развития человека как личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Индивидуальные и половые различия в характере физического, умственного и социального развития. Периодизация периода зрелости. Проблема нормативных кризисов зрелого возраста.
Период старения и старости.
Биологические и социальные критерии и факторы старения. Историческая изменчивость социальной оценки старения и старости. Периодизация старения. Психические изменения в старости и роль психологического фактора в процессе старения. Профилактика старения. Проблема трудовой деятельности в старости, ее возможности и ее значение для сохранения нормальной жизнедеятельности и долголетия.
Тема 5. Особенности психического развития персонала в трудовой деятельности
Труд как ведущая деятельность в зрелом возрасте. Критерии достижения взрослости в труде. Профессионально-деятельная структура личности персонала. Кризисы профессионального становления личности. Профессиональные деструкции развития персонала.
Тема 6. Психотехнологии работы с персоналом на разных этапах профессиональной деятельности
Психологическое сопровождение профессионального становления личности на разных этапах трудовой деятельности. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития персонала: диагностика, консультирование, тренинговые технологии, игровые технологии, мониторинг.
ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.
Тема 1. Основные проблемы и понятия психологии развития персонала
Вопросы для обсуждения:
- Неоднозначность понятия «развития». Различные подходы к толкованию.
- Движущие силы развития.
- Соотношение категорий “развитие” и “время”.
- Основные составляющие психического развития.
- Методы оценки психического развития.
Тема 2. Зарубежные и отечественные концепции психического развития персонала
Вопросы для обсуждения:
1. Анализ основных зарубежных теорий развития: теория Дж. Уотсона, Э. Торндайка, Б. Скиннера; теория классического психоанализа З.Фрейда; основные понятия и стадии жизненного пути личности в эпигенетической концепции Э.Эриксона.
2.Анализ теории культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского.
3. Принцип социально-исторического детерминизма развития психики человека в современной отечественной психологии.
4. Детерминанты развития личности в концепции А.В. Петровского.
Тема 3. Проблемы возраста и возрастной периодизации
Вопросы для обсуждения:
- Понятие "возраст". Абсолютный и условный возраст.
- Многомерность и гетерохронность возрастного развития.
- Периодизация психического развития.
- Проблема построения современной возрастной периодизации и выделения отдельных фаз жизни, критических моментов и сензитивных периодов в психическом развитии.
Тема 4. Особенности психического развития человека на различных этапах онтогенеза
Вопросы для обсуждения:
1. Проблемы психического развития в период детства.
2. Профессиональная направленность психического развития в юношеском возраста.
3. Особенности психической деятельности и развития психических процессов в период зрелости.
4. Периодизация периода зрелости.
5. Проблема нормативных кризисов зрелого возраста.
6. Проблемы психологии старении и старости.
Тема 5. Особенности психического развития персонала в трудовой деятельности
Вопросы для обсуждения:
1. Проблемы профессионального становления персонала.
2. Стадии профессионального становления персонала.
3. Профессионально обусловленная структура личности персонала.
4. Профессиональные деструкции развития персонала.
Тема 6. Психотехнологии работы с персоналом на разных этапах профессиональной деятельности
Вопросы для обсуждения:
1. Проблемы психологического сопровождения на разных стадиях профессиональной деятельности: оптации, профессионального образования, адаптации, профессионализации, мастерства, прекращения трудовой деятельности.
2. Отработка практических навыков диагностики, консультирования
3. Реализация игровых, тренинговых технологий.
Образовательные технологии, рекомендованные к применению
В процессе обучения
В ходе лекционных занятий основной образовательной технологией является целевое слушание с использованием презентационного сопровождения, элементы учебной дискуссии.
В ходе семинарских занятий основными образовательными технологиями являются:
- деловые игры, основанные на анализе проблемных ситуаций и разработки путей их решения;
- тренинговые технологии;
- работа в творческих группах по обсуждению проблем изучения;
- прослушивание и обсуждение публичных выступлений студентов;
- мастер-класс.