Психология зрелого возраста

Общие условия перехода к зрелости. Особенности психической деятельности и развития психических процессов в период зрелости. Критика понимания зрелости как "психической окаменелости". Формы и методы обучения взрослого. Формы участия в общественной жизни. Типы коллективов взрослых: семья, производственные коллективы и пр. Значение собственной активности в профессиональной деятельности для развития человека как личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Индивидуальные и половые различия в характере физического, умственного и социального развития. Периодизация периода зрелости. Проблема нормативных кризисов зрелого возраста.

Период старения и старости.

Биологические и социальные критерии и факторы старения. Историческая изменчивость социальной оценки старения и старости. Периодизация старения. Психические изменения в старости и роль психологического фактора в процессе старения. Профилактика старения. Проблема трудовой деятельности в старости, ее возможности и ее значение для сохранения нормальной жизнедеятельности и долголетия.

Тема 5. Особенности психического развития персонала в трудовой деятельности

Труд как ведущая деятельность в зрелом возрасте. Критерии достижения взрослости в труде. Профессионально-деятельная структура личности персонала. Кризисы профессионального становления личности. Профессиональные деструкции развития персонала.

Тема 6. Психотехнологии работы с персоналом на разных этапах профессиональной деятельности

Психологическое сопровождение профессионального становления личности на разных этапах трудовой деятельности. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития персонала: диагностика, консультирование, тренинговые технологии, игровые технологии, мониторинг.

ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Тема 1. Основные проблемы и понятия психологии развития персонала

Вопросы для обсуждения:

  1. Неоднозначность понятия «развития». Различные подходы к толкованию.
  2. Движущие силы развития.
  3. Соотношение категорий “развитие” и “время”.
  4. Основные составляющие психического развития.
  5. Методы оценки психического развития.

Тема 2. Зарубежные и отечественные концепции психического развития персонала

Вопросы для обсуждения:

1. Анализ основных зарубежных теорий развития: теория Дж. Уотсона, Э. Торндайка, Б. Скиннера; теория классического психоанализа З.Фрейда; основные понятия и стадии жизненного пути личности в эпигенетической концепции Э.Эриксона.

2.Анализ теории культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского.

3. Принцип социально-исторического детерминизма развития психики человека в современной отечественной психологии.

4. Детерминанты развития личности в концепции А.В. Петровского.

Тема 3. Проблемы возраста и возрастной периодизации

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие "возраст". Абсолютный и условный возраст.
  2. Многомерность и гетерохронность возрастного развития.
  3. Периодизация психического развития.
  4. Проблема построения современной возрастной периодизации и выделения отдельных фаз жизни, критических моментов и сензитивных периодов в психическом развитии.

Тема 4. Особенности психического развития человека на различных этапах онтогенеза

Вопросы для обсуждения:

1. Проблемы психического развития в период детства.

2. Профессиональная направленность психического развития в юношеском возраста.

3. Особенности психической деятельности и развития психических процессов в период зрелости.

4. Периодизация периода зрелости.

5. Проблема нормативных кризисов зрелого возраста.

6. Проблемы психологии старении и старости.

Тема 5. Особенности психического развития персонала в трудовой деятельности

Вопросы для обсуждения:

1. Проблемы профессионального становления персонала.

2. Стадии профессионального становления персонала.

3. Профессионально обусловленная структура личности персонала.

4. Профессиональные деструкции развития персонала.

Тема 6. Психотехнологии работы с персоналом на разных этапах профессиональной деятельности

Вопросы для обсуждения:

1. Проблемы психологического сопровождения на разных стадиях профессиональной деятельности: оптации, профессионального образования, адаптации, профессионализации, мастерства, прекращения трудовой деятельности.

2. Отработка практических навыков диагностики, консультирования

3. Реализация игровых, тренинговых технологий.

Образовательные технологии, рекомендованные к применению

В процессе обучения

В ходе лекционных занятий основной образовательной технологией является целевое слушание с использованием презентационного сопровождения, элементы учебной дискуссии.

В ходе семинарских занятий основными образовательными технологиями являются:

- деловые игры, основанные на анализе проблемных ситуаций и разработки путей их решения;

- тренинговые технологии;

- работа в творческих группах по обсуждению проблем изучения;

- прослушивание и обсуждение публичных выступлений студентов;

- мастер-класс.

Наши рекомендации